Урок физики по теме "Плавание тел" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель:

  1. выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости;
  2. использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
  3. способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты;
  4. активизировать сознательную деятельность учащихся

Ход урока.

1. Организация начала урока.
2. Актуализация ЗУН (устный опрос)

  1. Сформулируйте закон Паскаля
  2. Как вычислить давление жидкости на некоторой глубине h?
  3. Напишите выражение для расчета величины выталкивающей силы, действующей на тело погруженное в жидкость.
  4. Как направлена выталкивающая сила?
  5. Объясните причину возникновения выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в газ.
  6. Сколько теряет в своем весе тело, погруженное в жидкость или газ?

3. Изучение нового материала (использование проблемного метода)
(на каждой парте конспект см. Приложение 1)
Учитель: Брошенный в воду камень тонет, а кусок дерева, как правило, плавает на поверхности воды. Это можно объяснить следующим образом. На каждое тело, полностью погруженное в жидкость, действует архимедова сила, направленная снизу вверх по вертикали, и сила тяжести, направленная сверху вниз.
Тогда как можно объяснить следующий опыт:
(Три сосуда с жидкостью и три одинаковых пластмассовых игрушки. В первом стакане игрушка на дне, во втором посередине, в третьем – на поверхности) (Приложение 2)
Учащиеся выдвигают версии, и постепенно приходят к выводу, что в первом сосуде вода пресная, в третьем – соленая, а во втором смесь.
В тетрадь учащиеся зарисовывают схему из конспекта и расставляют пропущенные знаки

Вывод: чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

См. пользуясь таблицей плотности (стр 50), укажите, какие металлы плавают в ртути, а какие тонут (5 мин):

Плавают Тонут
 

 

Взаимопроверка.
Учитель: Хорошо! С плотностью понятно, но иногда тело находясь и в одной и той же жидкости может тонуть и всплывать. Как это объяснить?
Опыт «Картезианский водолаз»
Учитель: Пользуясь конспектом попытайтесь объяснить как это происходит.

  1. Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело тонет и оседает на дне.
  2. Если же сила тяжести, действующая на тело, точно равна по абсолютной величине архимедовой силы, то тело будет в равновесии внутри жидкости.
  3. Когда архимедова сила больше силы тяжести ,тело всплывает на поверхность воды, но при этом часть тела обычно остается погруженной в жидкость.

Почему же?
Учитель: дело в том, что, достигнув поверхности жидкости, тело не останавливается, а движется дальше вверх и вытесняет все меньший объем жидкости. Следовательно, уменьшается вес вытесненной жидкости, а следовательно, и архимедова сила. Когда сила тяжести, действующая на тело, сравняется по модулю с архимедовой силой. Дальнейшее перемещение тела вверх прекратится и оно будет плавать на поверхности воды.

4. Закрепление

  1. Деревянный брусок помещен сначала в воду, а затем в керосин. Одинакова ли будет глубина погружения бруска в обоих случаях? Ответ обоснуйте.
  2. В какой воде и почему легче плавать: в речной или морской?
  3. Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

д/з § 50, вопросы устно, упр 25 (3)

Литература:

  1. А.В. Перышкин «Физика7»