Статья "Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"

Разделы: Математика


            Не для кого не секрет, что главная движущая сила процесса обучения, развития учащихся – познавательная активность, проявление которой невозможно без интереса к учению. Если у ребенка отсутствует интерес к предмету, то об успешности рассуждать не приходится. Поэтому интерес к содержанию учебного предмета, к процессу познания рассматривается как важный показатель, способствующий развитию мыслительной деятельности учащегося.
Характерным признаком становления и развития мыслительной деятельности учащихся является их отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг, т. е. умение рефлексировать – критически мыслить.
Критическое мышление – способность оценивать факты, события, процессы, предполагает ясное и четкое определение своей позиции.

Элементы критического мышления:

  • стремление к познанию нового, открытость по отношению к нестандартным способам решения как известных, так и новых задач;
  • способность уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учителем информации, соотнося ее с тем, что известно;
  • готовность к конструктивному диалогу с учителем и одноклассниками, умение отстаивать собственную точку зрения, а при необходимости пересматривать ее;
  • способность к самооценке уровня сформированности практических умений и навыков на основе сравнения собственных результатов с заданным эталоном.

Направленность образовательного процесса на развитие мыслительной деятельности школьников обеспечивается:

  • через включение личного опыта учащихся в образовательный процесс;
  • через включение в содержание урока проблем, связанных с человеком и его деятельностью;
  • посредством акцентирования внимания учащихся на ценность совместного опыта;
  • через построение образовательного процесса на уроках с учетом индивидуальных способов (словесного, символического, рисуночного и т.д.) проработки учебной информации;
  • посредством создания условий для рефлексии учащимися своей деятельности, своего эмоционального состояния и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • через создание условий, обеспечивающих осознание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

Психологи считают, что учащиеся усваивают 10% информации, которую они слышат, 50% зрительно предъявляемой и 90% усваивается из практических действий и деятельности. « Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» - так гласит древняя китайская мудрость.
Уроки математики можно соединять с уроками экономики, экологии, предпринимательства, если поставить перед собой задачу активизировать мыслительную деятельность учащихся, а не тренировать механические действия по складыванию и перемножению чисел. В наших учебниках математики задачи и задания в основном предполагают применение каких-то математических действий, используя образец, формулу. Почти всегда задания имеют одно, уже известное учителю или определенное учебником решение. Правильность решения или ответа можно проверить по данным в конце учебника ключам. А часто ли в нашей жизни возникают проблемы, имеющие одно решение? Скорее нет. Что, если ответов может быть несколько? Пусть дети размышляют, ищут разные ответы, просчитывают различные варианты, отстаивают тот, который им кажется более разумным. Вопросы и задания можно сделать разными. Вот некоторые примеры, как можно это сделать:
Задача № 128 [1]
Первая бригада может отремонтировать 1800 м. дороги за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней будет закончен ремонт дороги, если обе бригады будут работать совместно?

Задача № 370 [3]
Новая машина может выкопать канаву за 8 часов, а старая – за 12 часов. Новая машина работала 3 ч., а старая – 5 ч. Какую часть канавы осталось выкопать?

Задача для 5 класса [5]
С опытного участка площадью 41400 кв. м собрали 17388 кг зерна. На другом опытном участке урожайность зерна была на 0,07 кг/кв. м больше. Какой урожай собрали со второго участка, если его площадь 40200 кв. м? С какого поля собрали больший урожай и на сколько?

 Задача № 185 [1]
Ежедневный расход воды в нескольких домах составляет 1025550 л. Сколько воды в день приходится в среднем на человека, если всего в этих домах проживают 11925 человек?

 К этим задачам помимо основных вопросов можно задать дополнительные:
Почему одна машина (бригада) работает лучше другой? От чего это может зависеть? Будет ли разница в зарплате? Что можно сделать, чтобы повысить производительность труда бригады, урожайность поля? Как поступишь ты в данной ситуации? Прокомментируйте данную ситуацию, дайте свою оценку, сделайте выводы (например: воду нужно расходовать экономно, она не должна литься просто так – это наше природное богатство, нельзя наносить вред окружающей среде).

    На основе задач можно проводить небольшие исследования. При проведении уроков повторения в 5 классе учащимся была предложена задача № 1729[2]: На чтение девочка потратила в три раза больше времени, чем на прогулку. Сколько времени заняла прогулка, если она продолжалась на 40 минут больше, чем чтение? Группе ребят было дано задание провести исследование режима дня учащихся класса с ведением математических расчетов и записей и выяснить, сколько времени отводится на подготовку уроков, на другие дела, проанализировать, от чего это зависит, как построить день более разумно, где найти резервы свободного времени. Все свои расчеты ребята показали на круговой диаграмме. Результаты обсуждались всем классом, при этом повторялась еще и тема «Круговые диаграммы»

    Решая задачу для 5 класса, взятую из пособия для учителя, [4] (Представьте на круговой диаграмме данные о распределении бюджета семьи: одежда – 15%, жилье – 10%, питание – 60%, транспорт – 8%, другое – 7%) ребята с помощью родителей провели небольшое исследование по распределению семейного бюджета в течение месяца. Они просчитывали в % траты семьи на питание, одежду, развлечения и т.д. Все это изображалось на круговой диаграмме. Выводы учащихся подтвердили выводы экономистов и социологов: чем выше доход семьи, тем меньше средств тратится на питание, а больше – на покупку одежды, техники, развлечения.
Задача для 5 класса ([4]учебное пособие для учителя) В одной таблетке содержится 0,05 г витамина С – это суточная доза для взрослого человека. Определите, употреблением, каких овощей (в граммах) можно заменить одну такую таблетку, если известно, что в 100 г моркови содержится 5 мг витамина С, в100 г картофеля – 10 мг и в 100 г помидор – 40 мг витамина С.
После решения этой задачи и обсуждения ее результатов группе учащихся было предложено выполнить проектную работу, которая получила название «Математика и здоровый образ жизни». Выполняя данную работу, учащиеся проанализировали систему питания ребят класса, на основе составленных анкет, провели расчеты, составили диаграммы, наглядно демонстрирующие приоритеты в питании, посоветовавшись со школьным врачом, сделали выводы о правильности и целесообразности системы питания. Результаты работы обсуждались даже на родительском собрании. Ребята на собственном опыте убедились, что математика – не оторванная от жизни наука, а наоборот, очень тесно с нею связанная.

Такие задания побуждают ребят думать, анализировать, принимать самостоятельные решения, действовать самому, делая при этом математические расчеты. Деятельность ребенка становится не только математической, но и мыслительной, развивающей познавательные возможности. Такие задания можно выполнять не только в одиночку, но и в парах, группах. При этом происходит развитие навыков взаимодействия с другими людьми, умения находить общее решение, идти на компромисс.
При объяснении нового материала вместо монолога учителя можно использовать следующий прием: учащиеся самостоятельно изучают текст, затем в течение определенного времени составляют вопросы на знание текста, вопросы, ответы на которые ученик не знает, но хотел бы узнать, вопросы по выяснению мнения учащихся по какому либо факту и сравнения его со своим. Вопросы можно составлять и в парах или в группах. Вопросы можно сложить в шкатулку или мешочек (игра называется «мешочек вопросов»). [6] Затем учащиеся вытягивают вопрос и отвечают на него. Использование подобных игр на уроках гарантирует, что в старших классах учащиеся не разучатся задавать вопросы.

      Мы не должны в школе готовить детей к жизни, задача взрослых – сделать их жизнь интересной. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребенка. Такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Задания не должны иметь заранее известного ответа, ответы надо искать самому, а значит – постоянно мыслить.

Литература

  1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика – 5: Учебник. – М.: Мнемозина, 2007.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Математика – 5: Учебник. – М., 2002.
  3. Виленкин Н.Я. и др. Математика - 6: Учебник. – М., 2002.
  4. Григорьева Г.И. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика – 5» (6 издание, 2000г.) – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
  5. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Изд. «Первое сентября», 2000.