Открытый урок по математике "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательная – обеспечить усвоение действий с десятичными дробями; продолжать вырабатывать вычислительные навыки;
  • Развивающая – содействовать в ходе урока развитию визуального мышления, познавательного интереса, устной и письменной речи, развитию памяти;
  • Воспитательная – воспитывать умение и потребность учиться, любознательность.

Оборудование:

  • Графопроектор;
  • Магнитофон;
  • Таблица;
  • Сигнальные карточки.

Ход урока:

Ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, вы узнаете, прочитав ребусы (на обороте таблички с ребусом написано слово, указывающее, что учащиеся будут делать на уроке):

     ЛИ 100 К           считать     
3 ТОН смекать
КОС . решать

Итак, считать, смекать, решать, все эти «операции» мы будем выполнять с десятичными дробями. Таким образом, цель нашего урока повторить все изученные действия с десятичными дробями.

Чтобы хорошо работать на уроке, нужно быть внимательным, поэтому я предлагаю вам задачу на внимание. Сосчитайте, сколько в задаче перечислено разных предметов, сделанных людьми?

Стул, на котором ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И этот гвоздь, и этот дом,
И этот ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Какие числа вы использовали при счете? /натуральные числа/

А с какими числами мы можем работать? /Мы можем работать с обыкновенными и десятичными дробями/. Вспомним правила сложения, вычитания, умножения, десятичных дробей и деление десятичной дроби на натуральное число.

Итак, мы должны повторить все эти действия, а поможет нам в этом сказочный герой.

Был он долго неизвестным,
Но по сказке интересной
Стал он каждому знаком.
Он веселый, добрый, смелый
Он отважный и умелый.
В царстве овощей живет.
Вы примеры все решите.
Как зовут его скажите?

1.     2,5 – 0,8 1,7 Ч
2. 11,7 + 3 14,7 И
3. 4,82 – 0,8 4,02 П
4. 1,2 : 3 0,4 О
5. 0,64 : 8 0,08 Л
6. 3,4 : 0,2 17 Л
7. 21,5 х 0,1 2,15 И
8. 18,3 х 100     1830    Н
9. 13,4 : 10 1,34 О

Подводится итог

Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.

Итак, у нас в гостях сказочный герой Чиполлино. Он знает, что вы любознательны, поэтому приготовил для вас немного необычное задание.

Задача: На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано. Если верно вы решите уравнения, то узнаете название птиц-метеорологов.

  1. 1,6х + 2,4х – 31,8 = 68,2
  2. 18,5х – 10,5х = 2
  3. 2,9 + х = 4,4
  4. у + 6,2 = 5,2
  5. х :25 = 5,6
  6. р - 17,6 = 6,4
  7. 4,15 – к = 2,45
  8. 13 * х = 45,5

Уравнения 1-2 решаются у доски учениками. Остальные уравнения решаются самостоятельно на местах и с обратной стороны доски для осуществления проверки. Корни уравнений вписываются в пустые квадраты таблицы. Затем заменим корень уравнения - соответствующей буквой. А теперь прочитаем зашифрованное слово.

Фламинго строят гнезда из песка. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим, или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым – то более низкими.

Использование на уроке математики нематематической информации направлено на воспитание у учащихся любознательности, стремление узнавать новое, расширение кругозора.

Подводится итог. С помощью сигнальных карточек еще раз повторяем нахождение неизвестных компонентов уравнений.

А теперь Чипполлино приготовил для вас задачу.

Задача:

И вот фруктовый магазин, здесь припасли для нас
«антоновку», и апельсин, и абрикос.
Какие вкусные слова и все на букву «А».
Сколько же центнеров фруктов было в магазине, если
Антоновки было завезено 23,5ц, апельсинов в 2,2
раза больше, чем антоновки, абрикосов на 28,9ц
меньше, чем апельсинов.

Проводится анализ задачи, ее решения.

Учителем проводится обобщение изученного, и уровень усвоения материала проверяется с помощью математического диктанта. Диктант записан на магнитофон. 1-й вариант читает мужской голос, а 2-й – женский.

Математический диктант по теме: Действия с десятичными дробями.
/в скобках указано задание 2-го варианта/

1. Найдите сумму чисел

5,3 и 1,07     /2,4 и 3,06/

2. Выполнить вычитание

1,45 и 0,3    /1,78 и 0,5/

3. Верно ли, что при делении десятичной дроби на 100 запятая в этой дроби переносится влево на 2 знака?
/Верно ли, что при делении десятичной дроби на 10 запятая в этой дроби переносится вправо на один знак?/

4. Вычислить

1,8 : 9   /1,2 : 6/

5. Найдите произведение

1,7 и 3   /1,8 и 2/

Когда диктант написан, листочки сдаются. Второй экземпляр остается у учеников. Ответы проецируются на экран, ученики проверяют свои записи, исправляют неверные решения. Ставят себе прогнозируемую оценку.

Учитель подводит итог урока, ставит оценки, благодарит учащихся за работу. Задается домашнее задание.