Методика организации устного счета на уроках математики с целью активизации мыслительной деятельности учащихся

Разделы: Математика


I Введение.

"Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются основной частью трудовой деятельности рабочего, инженера, экономиста и др. Умение считать является непременным элементом политехнического образования.

Одним из важнейших умений, которое обязана дать 8-летняя школа, является сознательное, быстрое и безошибочное выполнение действий над числами". [1]

Так писали 20 лет назад. И сейчас устная работа является частью любого вида деятельности человека и направлена как на подтверждение, так и опровержение ранее сделанных выводов, но и показывает готовность человека к продолжению мыслительной деятельности в дальнейшем. В связи с введением в жизнь компьютеров, повсеместное их распространение и использование, устная (счетная) деятельность человека свелась фактически к нулю. Этот процесс заменила машина и человек спокойно переложил счетную миссию на нее. В результате резко снизилась не только культура вычислительных навыков, но и желание этот процесс производить, а вследствие этого снизилась способность и готовность человека к продолжению мыслительной деятельности и применение этих навыков в жизнь.

Таким образом, объектом исследования моей работы стал устный счет в аспекте современности. Проблема очень актуальна и, как выяснилось за четыре года изучения ее, глобальна.

Основная доля этой работы приходится на развитие такого вида деятельности у учащихся 5 - 6 классов, но, как выяснилось, этот процесс применим и к учащимся 7 - 11 классов, Т.е. есть еще над чем работать.

По началу, основной целью данной работы было отработать навыки быстрого счета с различными числами, но в процессе изучения этой темы цели поменялись, хотя основная цель осталась той же. Появились новые задачи:

- активизировать мыслительную деятельность;

- увеличить скорость обработки информации (и не только счетной);

- постоянное привлечение к работе не только оперативной, но и долгосрочной памяти учащегося;

Текст устного счета заранее на доске не пишется, он идет параллельно с самим устным счетом. Жесткость оценивания позволяет как ни странно выработать заинтересованность в оценке.

Один балл - каждое задание.

  • 20 баллов - "5"
  • 17 - 19 баллов - "4"
  • 14 - 16 баллов - "3"

Оценка ставится в журнал, как средняя за 3 - 5 устных счетов, что позволяет поставить оценку по повышающей, т. к увеличение количества проверенных устных счетов позволяет повысить качество устного счета, а, следовательно, и оценку.

Уровень и объем устного счета зависит от уровня знаний класса и его физиологических способностей.

В слабом классе снижаются не критерии выставления оценки, а понижается уровень содержания самого устного счета. В подвижном классе надо снизить количество заданий до 15-ти, т.к учащиеся быстро устают сосредотачиваться. Я меняю и в содержании порядок блоков или их части, с целью снятия усталости, напряженности с устного счета, вставляя очень простые счетные примеры в центральную часть самого устного счета, что вызывает веселость и недоумение учащихся. Меняю произношение текстовых заданий одного и того же типа, показывая вариативность данного про чтения.

Например:

6 класс. Тема "Деление десятичных дробей.

7 : 2 - разделить 7 на 2;

3 : 30 - найти частное от деления 3 на 30;

3,5 : 2 - делимое 3,5, делитель 2, найти частное.

В этом случае сами примеры на доске я не пишу.

II Основная часть.

Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики 9-летней школы, и даже в курсе 10-11-летнего образования есть такие проблемы. Усвоив базовый материал в данный момент времени, учащиеся ошибаются в элементарных вычислениях. Очень часто решая в теме "Уравнения" в 5 классе уравнения вида 4х = 37 учащиеся с трудом делят 37 на 4. В 8 классе при изучении темы "Неравенства" затруднения вызвали неравенства типа 0,2х > 1; 3х < о; 2х < -15. В 9 классе при определении арифметического корня n-ой степени ( ) учащиеся не могли представить подкоренное выражение в виде неправильной дроби. В 5 класс приходит 1/3 учащихся, которым тяжело производить действия умножения и деления вне табличного типа 17*4, 51:3.

Перейдем к моим исследованиям.

На устный счет по плану всегда отводилось от 5 до 1О минут с наличием от 7 до 10 заданий. После многолетнего опыта (особенно последних лет) я поняла, что он не только не актуален, но иногда и вреден, т. к. либо все 10 примеров счетные, и ни о какой активизации мыслительной деятельности речи не идет, либо не успеть отработать вычислительные навыки.

Поэтому мой устный счет включает 20 заданий. Из них 10 примеров и 10 заданий отрабатывающие не только вычислительные навыки. Время проведения от 10 до 15 минут. Провожу такие работы два раза в неделю (у старшеклассников реже). Работа проводится в отдельной тетради (1/2 основной тетради). В конце работы самопроверка или проверка в парах. Где ответы называет учитель, акцентируя внимание на отдельных заданиях.

Поэтому, пересмотрев свое отношение к предыдущим устным счетам, я изменила сначала количественный, затем и качественный состав устного счета. Стала включать не только элементарные примеры, но и примеры на рациональный способ решения, законы и свойства чисел, существование чисел (деление на ноль, извлечение корня четной степени из отрицательного числа, поиск , , применение их в простейших задачах, уравнениях (от простого к сложному), упрощениях; примеры на отработку формул, изучаемых как в данный момент, так и ранее; пропедевтические примеры, уравнения, задачи, подводящие к данной теме; задачи на логическое и нестандартное мышление.

Правильно организованный устный счет позволяет:

- быстрее и в большем процентном отношении усваивать материал данной темы;

- развивать слуховую память, которая задействована у людей в меньшей степени, чем зрительная;

- выявить творческий потенциал учащегося;

- учит анализировать, сравнивать и систематизировать полученные знания;

- применять эти знания в жизни.

На вопрос "Зачем нам нужен устный счет?" шестиклассники, которых я обучаю, ответили просто:

  • чтобы не носить с собой калькулятор или компьютер;
  • чтобы не обманули, когда покупаешь товар, когда выплачивают зарплату;
  • чтобы не быть дураком (с точки зрения l1-летних школьников, это достаточно осмысленный ответ).

Десятиклассники сказали уже иначе:

не только считать, но и логически мыслить, вспоминать то, что уже давно забыто, пройдено давно

С точки зрения педагога, это еще и:

  • быстрота проверки полученных знаний;
  • быстрота определения проблемной зоны на данный период изучения материала;
  • выработка ответственности при проверке работ в парах и при самопроверке;
  • оценивание сразу всех.

Но наряду с этим есть и свои "минусы":

- "хороший" (содержательный) устный счет занимает много времени, поэтому часто его проводить нельзя;

- не очень просто организовать устный счет по геометрии;

- иногда не очень точно отработана мною ПОСИЛЬНОСТЬ устного счета для учащихся.

Так что есть над чем работать.

Список используемой литературы.

  1. Райтман П.Б. "Повышение вычислительной культуры учащегося", Москва, изд. "Просвещение", 1985.