Информационные технологии на уроках МХК. Урок-путешествие "Санкт-Петербург — величина новой России"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с главными чертами русской архитектуры эпохи Просвещения, с твореньями иностранных мастеров и их вкладе в развитие русской архитектуры в начале века: Ж.-Б. Леблона, Д.Трезини, Б.Растрелли.
  • Развивать умение оценивать архитектурные памятники, находить в них общие черты и особенности, характерные только для данного сооружения.
  • Воспитывать любовь к русскому искусству, и за прекрасные творения мастеров эпохи Просвещения.

Материалы и оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.

А.С.Пушкин

Вступительное слово учителя

Сегодня предлагаю отправиться в заочно-виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу, в ходе которой мы попытаемся проследить, как идеи Просвещения воплотились в русской культуре XVIII века, познакомимся с главными чертами русской архитектуры эпохи Просвещения, творениями иностранных мастеров и их вкладе в развитие русской архитектуры в начале века: Ж.-Б. Леблона, Д.Трезини, Б.Растрелли. Научимся оценивать архитектурные памятники, находить в них общие черты и особенности, характерные только для данного сооружения. Я хотела бы, чтобы вы полюбили этот замечательный и красивый город так, как люблю его я. (Презентация 2-3 слайд)

Ученики записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока

Проверка домашнего задания

  1. Как называлась эпоха, которая началась в России на рубеже XVII и XVII веков? (Эпоха Просвещения)
  2. Кто в это время правил Российским государством? (Пётр 1)
  3. Вспоминая уроки истории, вы знаете, что Пётр 1 был не просто царём, который правил государством, он был императором-реформатором, человеком, который очень много сделал для своего народа. Пётр 1 проводил реформы в экономике, политике, заботился чтобы каждый дворянин непременно знал грамоту и арифметику. Не обошёл стороной и искусство.

  4. Какова цель реформ Петра 1 в искусстве? (Поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить двор архитекторами, скульпторами, живописцами. Искусство из религиозного превратить в светское)
  5. Что именно он сделал, чтобы поставить русское искусство в один ряд с европейским? (Посылал за границу обучаться мастерству одарённых людей, приглашал в Россию лучших зарубежных мастеров)
  6. Какие новые жанры изобразительного искусства появились в это время в России? (Портрет, пейзаж, натюрморт)
  7. Как называли людей, которые обучались за границей. (Пенсионеры)
  8. В каком году был основан Санкт-Петербург? (1703)
  9. Какова основная цель строительства города именно на этом месте? (Как дальновидный политик Пётр 1 решает в устье реки Нева построить новый город крепость, для того, чтобы защитить западные окраины государства, укрепиться на Балтийском море)
  10. назовите остров, на котором была заложении первая постройка нового города? (Заячий остров)

Основная часть

Учитель: Для самого Петра I создание приморской столицы было воплощением мечты и мысли веков, Пётр основал и строил Санкт-Петербург не просто как государственный деятель и военный стратег, но и как вдохновенный художник. Петербург был его произведением, в нём он необычайно ярко проявился именно как русский гений. И по сей день считается, что Санкт-Петербург – это летопись веков, царствований, исторических событий и свершений, “собрание сочинений” гениальных зодчих.

Санкт-Петербург – это город рек, каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всем мире.

Санкт-Петербург – это город великолепных произведений садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Говоря об этом замечательном, красивейшем городе, я сразу вспоминаю слова великого русского поэта – А.С.Пушкина, которые он написал о Санкт-Петербурге: (Слайды 4-17)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица, ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов.
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов.
Люблю воинственную живость
Потешных марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость.

В этих словах поэта выражена вся красота и величие великого города.

Санкт-Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери, а спустя всего лишь несколько лет, в 1721 году, улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собирали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома, так как весь камень отправляли в строящийся город. Как вы помните в то время крупных русских мастеров почти не было и поэтому Пётр 1 приглашал в Россию иностранных художников, скульпторов, архитекторов. Каков же вклад иностранных мастеров в развитие русской культуры? Об этом мы можем судить, познакомившись с замечательными творцами того времени. (Показ 18-22 слайда)

Главным архитектором нового города был француз Жан Батист Александр Леблон (1679-1719г), который составил полный проект Санкт-Петербурга и предполагал Васильевский остров сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона. (Показ 23-24 слайда)

Ещё одним иностранцем, внёсшим свой вклад в развитие русской архитектуры был Доминико Трезини. Швейцарец по происхождению, которого в России звали Андреем Якимовичем, приехал в страну в 1703 году. До 1714 года он был практически единственным специалистом, который, по словам современников, “делал каждому, кто хотел или должен был строиться, но не имел чертежа, план или фасад”. Он проектировал важнейшие постройки города- Петропавловскую крепость и её собор, здание Двенадцати коллегий

Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII века. Он не случайно стал символом Петербурга – в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту важную деталь в других важнейших зданиях города., например, в Адмиралтействе. (Показ 25-29 слайда)

Во времена Елизаветы Петровны, дочери Петра 1, в русской архитектуре расцвёл стиль барокко – от итальянского слова “причудливый”, в котором на удивление динамично сочеталась реальность и иллюзии. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. (Показ 30-31 слайда) Важнейшие его проекты осуществлялись в царствование Елизаветы. Для неё в 1744 году он построил у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец, который к сожалению не сохранился. В 1754-1762 гг. Растрелли возвёл новый Зимний Дворец примерно на том же самом месте, где стоял Зимний Дворец Петра 1. (Показ 32 слайда)

Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было, и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественно, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый и верхний, более лёгкий и парадный.

Подробнее об Франческо Растрелии и его архитектурных сооружениях расскажет Шульга Ксения

(Ученик рассказывает о Франческо Растрелии и его архитектурных сооружениях - опережающее индивидуальное задание ученику).

Учитель: Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII века был окружен императорскими резиденциями – в Стрельне, в Петергофе, в Царском Селе. В загородных дворцах проводились шумные торжества, роскошные балы, императорские приёмы. (Показ 33-48 слайдов)

О пригородах Санкт-Петербурга рассказывает ещё один ученик – опережающее задание.

Учитель: Великолепные церкви и соборы Санкт-Петербурга соединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Все эти мастера – дети великой эпохи, сумевшие воплотить в своих творениях высокий идеал красоты. Ясность, простота, отточенность формы, изящество – вот те критерии, по которым измеряли духовно-нравственные идеалы и представления о Любви, Красоте, Истине.

Вся история города утверждает, что Петербург, рождённый творческим порывом Петра 1, возник как художественное произведение. Город стал поистине шедевром искусства, душа которого пронизана светом Истины и Красоты. И опять мне вспоминаются замечательные пушкинские строки:

Красуйся, град петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умириться же с тобой
И побежденная стихия;
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Закрепление изученного на уроке материала (Показ 49-55 слайдов)

Дидактическая игра “Снежный ком”

Подведение итогов урока, объективная оценка результатов труда учащихся, выставление оценок.

Домашнее задание.

Презентация

Музыкальное сопровождение