Разработка творческого урока по математике по теме "Основное свойство дроби"

Разделы: Математика


Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

а) Определение

темы урока

Учитель знакомит с результатами самостоятельной работы, проводит анализ ошибок. Учащиеся работают над ошибками.
Учитель предлагает посмотреть на ряд на доске:

1/2; 0,3; 8/15; 2,6; 15/29; 100/157.

Что за числа записаны? На какие группы можно разделить данные дроби?

Учитель объявляет тему урока.

Дети отвечают на вопросы.
б)Целеполагание Чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель предлагает в совместной деятельности вывести свойство.

Дети предлагают варианты ответов.
I Контрольно-оценочный этап Трем группам учащихся учитель предлагает карточки с рисунками, записать количество

зерна в мешке

воды в бочке

молока во фляге

1) 2/3 2) 3/4 3) 5/6 (рис. 1 -3)

Дети работают в группах. Предлагают получившиеся числа.
Беседа учителя. Как называются эти числа? Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель? Дети отвечают на вопросы, опираясь на свои знания.
Так вот сегодня мы с вами установили основное свойство дроби. Как вы думаете, почему оно так называется? Дети высказывают свои мнения. Подводят итоги обсуждения.
II Организационно-деятельностный этап 1) Учитель предлагает задание по группам :

I. Закрасить 1/3 и 2/6 круга (2 одинаковых круга) (рис. 4);

3/4 и 9/12 квадрата (2 одинаковых квадрата) (рис. 5);

2/3 и 10/15 полоски (2 одинаковых полоски) (рис. 6).

Дети выполняют задание в группах, показывают всему классу. Устанавливают, какие получились результаты.
Учитель предлагает представителю каждой группы записать результаты на доске

1/3=2/6, 3/4=9/12, 2/3= 10/15 (*)

Записывают результаты на доске.
Беседа учителя: Можно сказать, что это одно число? Дети предлагают ответы.
2) Учитель предлагает проблемный вопрос. Две дроби равны. Как одну дробь получить из другой? Дети предлагают варианты. Делают вывод.
Учитель предлагает записать на доске:

Учащиеся по желанию записывают на доске.
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

  Учитель предлагает учащимся записать равенства (*) справа налево:

2/6=1/3, 9/12=3/4, 10/15=2/3.

Учащиеся записывают на доске.
Как одну дробь получить из другой?

Учащиеся предлагают варианты. Записывают на доске.
В этом и заключается основное свойство дроби. Попробуйте сформулировать его. Дети формулируют свойство.
Учитель предлагает записать свойство в общем виде с помощью букв:

Записывают на доске и в тетрадях.
3) а) Учитель предлагает выполнить задание устно. Объясните, почему равны дроби: 9/10 и 900/1000; 99/27 и 11/3; 4/5 и 8/10; 64/72 и 8/9; 70/10000 и 7/1000. Дети, выполняя задание, объясняют, как получена дробь.
б) Учитель предлагает каждому ученику записать два равенства, используя основное свойство. Дети придумывают и записывают равенства. Взаимопроверка задания в парах.
4) Работа с учебником. Учитель предлагает выполнить упражнение № 212 Дети читают задание, объясняют, делают вывод.
Знали ли вы раньше, что 1/4 и 15/60 часа – это одно и то же время? Какое свойство помогает вам это понять? Дать возможность детям выразить свое мнение.
5) Выбрать по желанию любую строку, из нее выписать равные между собой дроби.

а) 33/42, 5/10, 1/2. 11/14, 10/20.

б) 15/18, 1/10, 3/30, 24/27, 8/9.

в) 81/99, 5/4, 9/11, 20/16, 15/12.

Дети выбирают любую строку, выполняют задание в любом виде (устно или письменно) по желанию. Проверяют по ответам на доске (они заранее записаны с обратной стороны).
Учитель предлагает выполнить упражнение № 215.

Предлагает учащимся прочесть получившиеся равенства. Какие из чисел изображены на координатном луче одной и той же точкой?

Дети выполняют задание, по желанию ученик выполняет задание на доске. Делают вывод.
III Рефлексивно-оценочный этап 1. Учитель предлагает вспомнить, чем занимались на уроке, как установили основное свойство дроби. Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Дети принимают участие в обсуждении.
2. Учитель предлагает ребятам самим придумать задание на применение основного свойства дроби и задать его другим. По желанию дети предлагают задания, остальные ребята выполняют.
3. Оценивание работы учащихся на уроке. Оценка выставляется с учетом правильности, самостоятельности, оригинальности выполнения задания. К оцениванию привлекаются учащиеся.
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

Задание на дом Учитель комментирует домашнее задание. Прочитать и запомнить правила на стр. 34-35. Прочитать текст под рубрикой “Говори правильно” на стр. 35.

Выполнить упр. № 221 на стр. 36

№ 239 на стр. 38

№ 241 а) на стр. 38

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.Л. Виленкин и др. “ Математика 6 класс”М. “Мнемозина”, 2007г.
  2. Л.Н. Шеврин и др. “Математика 5-6 классы, учебник-собеседник” М. “Просвещение”, 1989г.
  3. “Основы творческой разработки урока в технологии ЛОО”
  4. И.Н. Стукалова, Н.А. Алексеенко  “Особенности преподавания предметов естественно-научного цикла в условиях модернизации школьного образования” Барнаул, 2005г.

 Рисунок № 1.

 

Запишите сколько зерна в мешке!

 Рисунок № 2

 02.gif (4333 bytes)

Запишите количество воды в бочке!

Рисунок № 3

 

 Запишите количество молока во фляге!

Рисунок № 4

Рисунок № 5

Рисунок № 6