"Светлая душа Лазоревой Бабки" (по рассказу А.И. Щербакова "Лазоревая Бабка"). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель: раскрыть светлый образ Лазоревой Бабки через авторское восприятие в ретроспективном плане.

Задачи:

  • обучающая: использовать разные приемы раскрытия внутреннего мира литературного героя;
  • развивающая: написать сочинение о своей бабушке и сравнить с художественным образом в рассказе;
  • воспитывающая: дать "урок гордости", "урок уважения" к старшему поколению.

Оборудование:

  • фотографии бабушек учащихся и учителя;
  • портрет Лазоревой Бабки, нарисованный учащимся;
  • папка с сочинениями учащихся о своих бабушках;
  • эскиз к книге "Лазоревая Бабка", выполненный художником Головиным Владимиром Андреевичем (подлинник).
  • портрет писателя Щербакова Александра Илларионовича, автобиография, подаренная музею школы.

Оформление доски:

Тема: Светлая душа Лазоревой Бабки.

Эпиграф: Деревенская проза [Щербакова] была последним плачем об уходящей деревне. (Астафьев В.П.)

Этапы урока (сдвоенный урок).

  1. Организационный - 1 минута.
  2. Проверка домашнего задания - 7 минут.
  3. Беседа по вопросам - 3 минуты.
  4. Работа в парах - 10 минут.
  5. Аналитическая работа - 40 минут. (Выступление представителей групп).
  6. Творческая работа в микрогруппах по 4 человека - 10 минут.
  7. Защита работ - 5 минут.
  8. Закрепление материала, выводы - 2 минуты.
  9. Домашнее задание - 2 минуты.

I. Организационный момент.

Учитель. Положите перед собой фотографии своих бабушек. Пусть они сегодня незримо будут помогать вам на уроке, пусть их мудрость и терпение передадутся на расстоянии.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. У каждого из нас есть любимая бабушка. Все самое лучшее, светлое связано с ней. Посмотрите на фотографии, которые лежат перед вами. Что вы можете сказать о своей бабушке? Для этого обратимся к домашнему заданию. Вам нужно было написать сочинение "Моя любимая бабушка". Проверку домашнего задания хочу начать с себя. Вот фотография, на которой изображена моя бабушка Котова Евдокия Яковлевна. Ей я посвящаю стихотворение.

В далеком сибирском селенье
Красавица Дуня жила.
Под грустное тихое пенье
Вручную пилила дрова.
Девчоночке годиков десять,
А силы в руках - не отнять.
Могла проработать и месяц,
Потом два денька отдыхать.
И так без конца и без края -
Когда же наступит конец?
И вот ты уже молодая
Идешь по любви под венец.
Себя ты счастливой считала:
Хорошие дети и муж золотой:
Подкралась война и забрала
Любимого в край неизвестный, чужой.
Замкнулась и строгою стала,
На хрупких плечах вся семья, огород.
Тяжелою ношею стала
Коварная мысль: он с войны-то придет?
И вот уже выросли внуки,
Но снова в заботах, хотя ты от нас далека.
И снова как в детстве шепчу я на ухо:
"Бабулечка, дай мне стакан молока".

Учащиеся зачитывают свои сочинения (не более трех).

Учитель. Жаль, что невозможно сегодня услышать каждого из вас, поэтому мы изберем оптимальный вариант. Чтобы никто не остался безучастным и смог сказать о своей бабушке самое заветное слово, мы составим коллективный портрет.

(Вывешивается на доске лист ватмана, на котором заголовок "Моя любимая бабушка. Какая она?").

Я записываю первое слово, а вы продолжите. (Учащимся дается несколько фломастеров, и они на ватмане пишут самое главное слово, которое характеризует их бабушку):

всепрощающая, добрая, мудрая, спокойная, выносливая, оптимистка, искренняя, смелая, жизнерадостная, искусница, фантазерка, душевная, красивая, сострадающая, понимающая, мягкая, прекрасная, чуткая, гордая, заботливая.

Учитель. Я удивлена, что никто из вас не повторил ни одного слова. У каждого бабушка своя, единственная, неповторимая. Все слова даны с положительной оценкой. Значит, вы очень любите своих бабушек, дорожите ими, уважаете. Они у вас замечательные!

Можно смело сказать, что у нас получился собирательный образ бабушки, которая проживает на нашей родной сибирской земле. Этот образ "настоящей любви", как сказано у Марины Цветаевой в стихотворении "Бабушка".

III. Учитель. А теперь обратимся к рассказу А.И Щербакова "Лазоревая Бабка". Посмотрите внимательно на оформление книги, в которой напечатан рассказ. Что вы смогли бы сказать об обложке?

Учащийся. Она голубого цвета с зимним пейзажем на обложке. Преобладает белый цвет. Напоминает нашу настоящую сибирскую зиму.

Учитель. А теперь посмотрите на этот эскиз - подлинник, который выполнил художник из нашего Академгородка Головин Владимир Андреевич. Эскиз передан писателем Щербаковым Александром Илларионовичем в наш школьный музей. Есть небольшие различия, но они не существенны. А главным является то, что название книги дается по названию самого значительного рассказа в сборнике или по названию самого дорогого произведения для автора. Оказывается, образ Лазоревой Бабки дорог для писателя и по сей день. В личном разговоре с автором выяснилось, что прототипом Лазоревой Бабки является Григорьева из с. Таскино Каратузского района. Правда, автор не помнит точного имени и отчества, ведь прошло пятьдесят лет после того случая, который произошел в его родном староверском селе. А мы знаем, что чем дальше уходит детство, тем оно лучше с каждым годом, тем светлее воспоминания о нем.

Так какой же представил А.И. Щербаков Лазоревую Бабку? Будет ли она похожа на ваших бабушек? Нужно сразу отметить, что мы тепло и нежно говорили о родных бабушках, а что скажет мастер художественного слова о бабушке, которая ему являлась чужой?

В ходе нашей работы над рассказом выясним:

  • Какие средства и приемы использует автор для создания колоритного сибирского характера простой женщины?
  • Что главное он увидел в этом образе, будучи пятилетним мальчиком и став зрелым писателем?
  • Почему у Лазоревой Бабки светлая душа?
  • Какую житейскую и философскую мудрость приобретает сам автор и передает читателям?
  • Прежде чем приступить к этой работе, ответим на несколько вопросов:
  • На какие части по хронотопу можно разделить рассказ?

Ученик. В рассказе четко обозначены 2 части:

  • "перелом войны", т.е. 1944 год, когда автору "было тогда лет пять", и действие происходило в селе Таскино Каратузского района под Минусинском, где родился автор десятым по счету ребенком;
  • это часть, составляющая содержание последнего абзаца, где говорится о 90 - х годах, когда писался рассказ: "и поныне стоит мне пройти по улице:", "сегодня среди нас все меньше и меньше Лазоревых Бабок:". В этой части перед нами зрелый писатель, мудрый земляк, философски размышляющий о жизни.

Учитель. Как называется прием в литературе, когда автор обращается к событиям прошлого?

Ученик. Такой прием называется ретроспекцией.

Учитель. Зачем использован этот прием в рассказе?

Ученик. Автор таким образом выражает свое мировосприятие: каким оно было в прошлом и как оно изменилось со временем. Он считает, что если мы, современное поколение, не вспомним о прошлом, то никто за нас этого не сделает. В его душе рождается чувство ответственности и долга перед людьми, с которыми он жил в рoдном селе.

Учитель. Можно ли этот рассказ назвать автобиографичным и почему?

Ученик. Конечно, можно, так как событие происходило с маленьким мальчиком, хотя больше говорится о Лазоревой Бабке. Авторское "я" - это тоже образ. Ведь сначала перед нами пятилетний мальчик, который с вывихнутой рукой отправляется к бабке Лазарихе в сопровождении матери, минуя "фершалку", к которой "походы всегда заканчивались болью и слезами". В конце рассказа это зрелый писатель на шестом десятке лет, говорящий о том, что "все меньше и меньше Лазоревых Бабок, всегда готовых: выправить любой наш вывих". И мы понимаем, что в начале рассказа говорится о физическом вывихе, а в конце о нравственном, духовном вывихе. Это слово становится символом беды, несчастья, нравственного уродства.

Учитель. А теперь попробуем сравнить орфографию слова "бабка". Сначала это бабка Лазариха, потом Лазоревая Бабка. Какие выводы можно сделать?

Ученик. В первом случае слово пишется с прописной буквы, а во втором - с заглавной. Это различие можно объяснить следующим образом.

Бабка Лазариха

Это бабка - лекарка, пользующаяся народными методами, средствами;

Это жена Лазаря; (по старинному обычаю жена называлась по мужу, ведь муж и жена - одно целое).

Для всех односельчан она бабка Лазариха;

Для пятилетнего мальчика она была обыкновенной женщиной до их встречи.

Лазоревая Бабка

Для пятилетнего мальчика она становится Лазоревой Бабкой, потому что все вокруг он увидел через призму лазоревого цвета: ее внешность, жилище. Она для него совершила чудо.

Для взрослого писателя - это символ святости, нравственной чистоты.

Учитель. А теперь обратимся к слову "лазоревая". Объясним его значение и подберем синонимы. Пока консультанты работают со словарями, попробуем выполнить эту работу без справочных подсказок. (Учащиеся пытаются дать свои ответы).

Учитель. Сейчас послушаем, какие словарные статьи нам представят ребята.

Учащийся зачитывает статью из "Словаря русского языка" под редакцией Ожегова С.И.: Лазоревый - в народной словесности: лазурный. Лазоревый цветок - устар.

Учитель. Значит, это устаревшее слово. Еще одно доказательство, что в рассказе представлены события прошлого. Кроме этого, в слове заключена ностальгия автора о своих односельчанах, предках, добрых традициях народа. А если взять нейтральное слово "лазурный", то с какими предметами, явлениями оно ассоциируется?

Ученик. Лазурное небо, лазурное море, лазурный берег, лазурит.

Учитель. А что символизирует небо, море? Можно ли соотнести эти понятия с рассказом?

Ученик. Небо и море символизируют свободную, непокорную стихию природы, не зависящую от воли человека. Природа - это гармония, в ней нет ничего безобразного, нет зла. В "Лазоревой Бабке" тоже все гармонично: лазоревая внешность, лазоревое жилище, лазоревый пейзаж, лазоревка - вестница весны и победы и даже дед Лазарь. Зла нет в Бабке: она несет добро людям в своих натруженных, но теплых и мягких руках.

Учитель. А теперь обратимся к словарю синонимов.

Ученик. Учащиеся зачитывает слова - синонимы: бирюзовый, васильковый, голубой, лазурный, небесный, небесно-голубой, сапфировый, синий.

Учитель. В каких еще художественных произведениях вы встречали слово "лазоревый"?

Ученик. В сказках есть лазоревый цветок, лазоревая трава. Например, у П.П. Бажова в "Каменном цветке": "Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная: разная".

Учитель. Есть ли сказочные элементы в рассказе?

Ученик. В сказке обычно побеждает добро, поэтому можно сказать, что мальчику повезло как в сказке: ему Бабка умело выправила вывих, он успел только ойкнуть. Весь мир Бабки, наполненный лазоревым цветом, кажется сказочным царством. И это объяснимо, ведь событие взято из детства, которое неразделимо со сказкой.

Учитель. А теперь посмотрим на игру цвета в рассказе Щербакова А.И. Какими оттенками он разнообразил цветовую гамму? Как с помощью различных приемов он сумел создать светлый образ Лазоревой Бабки, раскрыть ее светлую душу? Вспомните, какие приемы можно использовать для раскрытия характера героя?

Ученик. Внешность, интерьер, пейзаж, взаимохарактеристику, индивидуальную речь, поступки, жизненные обстоятельства, быт, художественные детали, отношение автора к герою, самоанализ.

IV. Работа в парах. (10 минут).

Учитель. Сейчас вы будете работать в парах. На карточках у вас задание. Наша цель: создать образ Лазоревой Бабки через авторское восприятие с помощью различных приемов, известных в литературе.

  • карточка - найти в тексте портрет Лазоревой бабки, сделать выводы.
  • карточка - каким представлен пейзаж, его роль в рассказе.
  • карточка - на что обращает внимание автор при описании интерьера?
  • карточка - проанализировать речь Лазоревой Бабки.
  • карточка - какие жизненные обстоятельства выпали на долю Лазоревой Бабки?
  • карточка - описать быт деревни военной эпохи.
  • карточка - какие художественные детали введены в текст?

V. Аналитическая работа. Выступление представителей групп.

Учитель. Итак, завершим работу в парах и предоставим свой материал для обсуждения, почему у Бабки душа светлая?

1 группа дает описание внешности Бабки:

лазоревые глаза, лазоревые волосы, дымчато - голубые глаза, светло - лазоревые глаза, синеватые губы, голубые прожилки на руках, блекло - синяя блузка, синий платок, синяя юбка, синяя блузка.

Вывод. Цветовая гамма сгущается, наполняется насыщенным цветом. Сначала это бледные тона: блекло - синяя блузка, дымчато - голубые глаза, потом сочные краски использованы: синяя блузка, светло - лазоревые глаза. Переходя из затемненной горницы в светелку, автор переходит условно из детства, где все так неясно, нечетко, во взрослую жизнь, где многое уже понятно и объяснимо. Оттенки лазоревого цвета во внешности Бабки говорят о ее святости, богоизбранности.

2 группа. Пейзаж в рассказе представлен также в светлых тонах: лазурное небо, синева неба, радужные искры снега, сиявшее лазурью небо, голубые и лазоревые снежные забои, в саду сине - пестрая птичка лазоревка, у нее иссиня - серая спинка, голубые крылья и хвост, лазоревая полоска от клюва к глазам.

Вывод: пейзаж дан дважды. Первый раз он служит для противопоставления. Яркое солнечное утро и физическая боль в вывихнутой руке: "Но мне было не весело". Второй раз описание природы дано, когда мальчик вышел во двор со здоровой рукой. Теперь синее небо стало для него лазоревым, воробьи не трещали как прежде, а оживленно чирикали. И появляется лазоревка - сине-пестрая птичка, которая высвистнула громко. Это значит, что весна. А весна - это надежда, это победа, это радость.

3 группа. Интерьер бабкиного жилища может многое рассказать. Автор обращает наше внимание на небесный цвет жилища. Именно это слово он выбирает, так как, по представлению предков, жилище служило местом, где не только люди могли размещаться, но и животные. Автор прекрасно знает расположение углов в доме и где что должно располагаться. Именно в переднем углу должна была находиться икона. Этот угол называли еще красным (большим, княжецким). Он находился напротив задних углов, а конкретнее - наискосок от очага, к которому хозяева могли пригласить запоздалого гостя или заблудившего путника. Вот почему, наверное, Бабка, приглашая мальчика к себе в дом, говорит: ":гостем будешь".

В доме, в жилище может присутствовать вся боготворимая светлая сила природы. Поэтому в окно бьет яростно солнце с лазурного неба; половики голубого цвета, точно цветущий лен; икона голубела, как скворчиное яичко. Вещный мир одушевлен. Из такого авторского отношения к жилищу вытекает и особое отношение к хозяйке. Лазоревая Бабка окружена лазурной кроватью, лазурными занавесками, лазурными колясками и подоконниками, голубой божницей, подсиненным полотенцем, васильковыми наличниками, подсиненными белеными стенами.

Вывод. Жилище Бабки похоже на храм, ведь издавна изба славянина считалась первым языческим храмом. Изба - это Бабкин храм, где находит спасение мальчик.

4 группа. Речь Лазоревой Бабки индивидуализирована. Во - первых, это скупые лаконичные фразы. Их всего в тексте пять. Немногословие объясняется военной обстановкой: все стали замкнутыми, неразговорчивыми, не до радости теперь. Во - вторых, колоритная простонародная речь Бабки наполнена пословицами и поговорками: "С печи на полати, по брусу дорожка", "Твои бы речи - да Богу встречу", "потерпи, казак:", "до свадьбы заживет". В - третьих, не лишена она и юмора. Например, "Ах ты, Аника - воин". У М. Горького в повести "Детство" подобная ситуация: "Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: "Опять с медалями? Ты у меня Аника - воин, не смей на улицу бегать, слышишь?" В - четвертых, все мысли к войне сводятся, отсюда и подобная лексика: "Лечиться пришел, мужичок?" Теперь мужиков заменяют дети, они встали на их место, вся ответственность легла на их детские плечи. Другая фраза: ":посмотрим твое ранение" - еще одно подтверждение. И, в - пятых, как объяснить, почему бабка приписывает мальчику слова, которые мать сказала: "Дак немцы отступают, говоришь?" То ли от радости она забыла, кто сказал, и завершает ими свою речь, то ли автор с определенным умыслом это сделал.

5 группа. Взаимохарактеристика отсутствует. В тексте нет высказываний о Бабке. Единственная фраза матери: "Надо к бабке Лазарихе" - указывает, что бабка на селе - незаменимый человек, который всем готов помочь в трудную минуту. Именно о ней в первую очередь вспоминает мать.

6 группа. Жизненные обстоятельства - это испытание войной. Война дана в двух планах: в детском восприятии и во взрослом. Для мальчика война - это кладбище на горе с черными крестами, где идет драка мужиков. "Врукопашную. Стенка на стенку". "Наши" - это отец и старший брат, ушедшие на фронт. Им противопоставлены немцы в рваных шинелях, с большими головами, с дырявыми шарфами и онучами. Это как страшный сон. Война в дисгармонии с человеком. А вот для взрослых - это реальность: инвалид Макар; отец и старший брат, покинувшие семью и ушедшие на фронт; семья мальчика, лишившаяся кормильца; старик Лазарь, не пригодный для войны; мужики, оставившие вместо себя маленьких сыновей - мужичков; старуха и старик одинокие, ждущие с фронта своих детей.

И хотя идет война, однако нет безысходности, потому что "дело к весне" идет, а значит, скоро победа. А это жизнеутверждающее начало помогает лучше понять характер Бабки, ее веру.

7 группа. Быт военной деревни представлен в описании предметов обихода, родом занятий сельского человека. Мы видим, как мать и ее дочь Марфуша ловко орудуют у печи с прихватами и чугунами, как Лазоревая Бабка садится в углу, где стоит ручная прялка, лазоревое веретено, которое воткнуто в пучок шерсти. Дед Лазарь приехал откуда - то на чалой лошади, запряженной в сани с широкими отводами. Жизнь идет своим чередом, несмотря на то, что где-то гремит война.

И в доме Бабки пахнет хлебом, воском, ладаном, деревянным стружечным запахом. Игра слов с благозвучными сопорными звуками притягивает к себе. Мы чувствуем запах родного дома, где хлеб - символ благополучия, надежности. Что касается деревянного масла, то оно исцеляет не только раны, но и душу человеку. Этим запахам противопоставлены запахи йода и нашатыря у "фершалки" в больнице. Все слова "угрожающие", в них много шипящих и резких звуков. Они чужеродны, т.к. заимствованы, пришли из чужой страны, как и война обрушилась на нашу землю с врагами.

8 группа. Художественные детали бывают повествовательные и описательные, они заключают в себе смысловую и эмоциональную информацию. Еще В. Набоков говорил: "Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими". Щербаков А.И. следует этому совету, и на детали он щедр. Чем менее заметна деталь на первый взгляд, тем она значительнее. Например, о чем нам может сказать высокое крылечко у Лазоревой Бабки? Высокое крыльцо - это художественное пространство возвышающего начала. Если вспомнить "Оду русскому огороду" В.П. Астафьева, то увидим на крылечке бабушку, приставившую руку к глазам и наблюдающую за полетом ласточки. И бабушка на возвышающемся крылечке, и ласточка над землей воплощают красоту, гармонию, добро, в отличие от мальчика, убившего эту ласточку. У самого Щербакова есть другой рассказ "Солдатиха", где упоминается высокое крыльцо в доме, где живет святая женщина. Он как бы возвышает ее над всеми людьми.

Другая деталь, которая обращает внимание читателя, это нить. Ее в старину считали лестницей, соединяющей землю и небо, по ней поднималась душа в рай. Кроме этого, нить символизировала жизнь, а значит, победу. Не случайно упоминается лазоревка - вестница весны. Опять же весна - символ победы, именно в это время года закончилась война.

Вывод. Автор сводит смысл деталей к тому, что все люди живут надеждами на победу. Чувствуется жизнеутверждающее начало в рассказе. Даже мир звуков подобен победному маршу (воскликнул, загремел, выкрикнул, заревел благим матом, громко поскрипывая, завыл с удвоенной силой, победоносный клик, грохот и рев и др.). Символичны и образы героев, представляющих разный возраст человеческой жизни: у бабки Лазарихи жизнь на закате (война тоже на исходе), а мальчик - это олицетворение начала жизненного пути (впереди весна, победа). Эти все детали дополняют чистоту, святость Лазоревой Бабки.

Учитель. Итак, мы убедились, что автор с помощью разных художественных приемов сумел создать светлый образ Лазоревой Бабки. Попробуем соединить все образы, связанные с оттенками лазоревого цвета. Их оказалось очень много: синий (платок, юбка, блузка), дымчато-голубые глаза, подсиненное полотенце, блекло-синяя блузка, мышино-голубоватый отлив шерсти, с синькой беленые стены, иссиня-серая спинка, сине-пестрая птичка, сумеречная горница, лазоревый (нить, самопрялка, глаза, волосы, полоска от клюва к глазам лазоревки), небесное жилище, лазурный (небо, кровать, косяки, подоконники, занавески), синева неба, точно цветущий лен половики, светло-лазоревые глаза, сизогрудый воробей, васильковые наличники, голубела финифтью икона, синеватые губы, голубой (божница, прожилка, крылья и хвост, спицы).

Учитель. Теперь расширим картинку цветовой гаммы и окунемся в мир светлых красок в рассказе "Лазоревая Бабка". Вы, наверное, отметили уже про себя, что не только мир живой природы, но и вещный мир представлен многообразием светлых тонов. Лишь в некоторых случаях прием антитезы позволил противопоставить жизнь, победу в страшной войне (черные кресты, черная отметина на грудке у лазоревки, не пепельные полоски на половиках). Светлые краски - это гармония человека с природой:

Лазоревая Бабка, заснеженная улица, полупрозрачные пальцы, сизогрудый воробей, яркий зимний день, сиявшее лазурью небо, белые березы, снежные сугробы с белизной, белый халат, залитый солнцем двор, чалая светлогривая лошадь, белесая, сивая борода, бронзовая икона, снежные забои, лаково-яркая финифть, белая грудка.

Вывод. Цвет переходит в основу мировосприятия, мировоззрения, и становится понятным название рассказа "Лазоревая Бабка".

VI. Творческая работа в микрогруппах. ( 4 человека)

Учитель. Сейчас проведем игру ассоциаций. Задание. Что для вас означает слово "лазоревый"? Оно должно быть связано со светлой душой Лазоревой Бабки: какой вам показал Щербаков А.И. и какой вы ее увидели?

Учащиеся называют разные качества: святость, мудрость, радость, ясность, гармония, свет, вера, бескорыстие, духовность, просветленность, озарение, сила.

VII. Защита своих работ. Сравнить качества с характеристикой своих бабушек.

VIII. Выводы.

IX. Домашнее задание. Прочитать на выбор любой рассказ А.И. Щербакова и записать выводы.