Интегрированный урок (география + русский язык) по теме "География русского языка" (8-й класс)

Разделы: География, Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • дать понятие “титульный народ”, “диалект (говор)”;
  • познакомить учащихся с распространением русского языка на территории России, своего края;
  • развивать кругозор учащихся, интерес к таким учебным предметам, как география, русский язык;
  • воспитывать чувство патриотизма, единения с носителями не только родного языка, но и родственных славянских языков.

Оборудование: мультимедийный проектор, комплект контурных карт, атлас России, “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.

Тип урока: интегрированный урок: география и русский язык.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • индивидуальное сообщение о В.И. Дале.
  • подобрать синонимы слова “ДОМ”.

Ход урока

Оргмомент.

Введение в тему. Привлечение и обсуждение цитат о русском языке: <1 слайд> (Приложение 1)

“Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего”. А.Н. Толстой

“...русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения”.

В.Г. Белинский

Учитель географии сообщает цели и задачи урока и ставит проблемный вопрос:

Каково положение русского языка среди других языков мира?

Русский язык является родным для 99,96% живущих в России русских и представителей других народов. Из 27 млн. человек нерусского населения 7,5 млн. человек указали в 1989 г. русский язык в качестве родного, а еще 16,4 млн. заявили, что свободно владеют им. Русский язык считают родным 90% проживающих в России евреев, 63% белорусов, 57% украинцев.

Языки Организации Объединенных Наций <2 слайд>

– Ребята, используя контурную карту на экране и политическую карту, давайте вспомним, население каких стран говорит на этих языках. (Учитель рассказывает о языках мира, опираясь на таблицу и сопровождая рассказ показом стран на политической карте мира)

– Титульный народ – это народ, по названию которого называется республика (татары – Татарстан, мордва – Мордовия и др.)

Республика

Доля коренного населения, %

Доля русского населения, %

1

2

3

Дагестан

Чеченская

Чувашская

80,2

70,7

68

9,2

23

22

4

5

6

Татарстан

Калмыкия

Марий Эл

48,5

45,4

43,3

43,3

37,7

47,5

7

8

9

Карелия

Хакасия

Башкортостан

10

11,1

21

74

79,5

39

Задание 1. На контурной карте России подпишите и заштрихуйте по 2 республики, где преобладает коренное и русское население.

Игра "Угадай".

Учащиеся получают по две разноцветные карточки. Учитель перечисляет различные регионы России и стран СНГ, учащиеся должны определить — более или менее 50% населения перечисленных территорий считают русский язык родным, и поднять карточку нужного цвета: более 50% — зеленая, менее 50% — желтая.

  • северные области Казахстана;
  • Алма-Ата;
  • восток и юг Украины;
  • Татарстан;
  • Москва;
  • Дагестан;
  • Коми-Пермяцкий АО;
  • Минск;
  • Тува;
  • Ингушетия

– Какие же факторы, определили широкое распространение русского языка?

(Учащиеся предлагают свои версии, затем появляются примерные ответы на экране, которые они записывают в тетрадь)

а) родной язык русских — самой многочисленной нации России;
б) миграции;
в) интерес к русскому языку;
г) профессиональные занятия.

Вашему вниманию предлагаем узко специальную карту, которая знакомит с языками народов, населяющих нашу страну. <2 слайд>

Учитель русского языка: Наш язык берет начало от ностратического языка, примерное время распада которого – период до 11 тысячелетия до н.э.

Индоевропейские языки одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся за

последние 5 веков также по Северной и Южной Америке, Австралии, отчасти в Африке. Существует с начала 2-го тысячелетия до н.э.

– Поработав с генеалогическим древом языков, представленным в учебнике географии на страницах 276-277, сделайте вывод: какие языки можно считать ближайшими родственниками русского языка?

Славянские языки <3 слайд>

Итак, ближайшая группа родственных языков – славянские языки. Славянские языки – группа родственных языков индоевропейской семьи. Распространены на территории Европы и Азии. Общее число говорящих – свыше 290 миллионов человек. Славянские языки по степени их близости принято делить на три группы: восточнославянскую, южнославянскую, западнославянскую. Наиболее активно процесс выделения славянских языков проходил во 2-ой половине 1-го тысячелетия в период формирования ранних славянских феодальных государств на территории юго-восточной и восточной Европы.

Впервые литературную обработку славянские языки получили в 60-х годах IX века. Создателями славянской письменности были братья Кирилл и Мефодий.

Восточнославянские языки – группа славянских языков, включающая русский, белорусский, украинский языки, на которых говорят сотни миллионов человек.

Многие корни слов разных славянских языков пришли из праславянского языка, поэтому люди, говорящие на разных славянских языках, способны понять друг друга. Именно об этом пишет в своем стихотворении Владимир Лифшиц.

Славянский контекст

Эту маленькую повесть
Я бы начал так:
Среди гор влачится поезд
(по-болгарски – влак),
И четыре пассажира –
Некурящих нет –
Из карманов извлекают
Пачки сигарет.
Благосклонно на соседа
Каждый поглядел.
И затем вступил в беседу
Каждый, как сумел.
И хоть нужно было трижды
Слово повторять,
Чтоб сосед сумел то слово
Наконец понять.
Тут, пуская дым, заметил
Польский пассажир,
Что народам нужен “покуй”
(это значит – мир),
Согласился с ним болгарин,
Согласился чех,
И спешу сказать, что русский
Поддержал их всех…
Эту маленькую повесть
Я бы кончил так:
В голубых ущельях кроясь,
Подступает мрак,
И, работая на совесть,
Сильный, как юнак,
Все быстрее мчится поезд
(по-болгарски – влак).
Чья-то радио включает
Твердая рука, -
Бой курантов долетает
К ним издалека.
И идет под бой курантов
Средь балканских гор
На славянском эсперанто
Дружный разговор.

Русский национальный язык <3 слайд>

Русский национальный язык закончил свое формирование к XVII веку. Сейчас русский национальный язык – это сложная коммуникативная система. Она включает в себя несколько разновидностей или несколько форм существования языка. К ним относится литературный язык – это высшая форма существования языка, а также диалекты и просторечия. Диалекты бывают социальными и территориальными.

Территориальный диалект – это местная разновидность языка, служащая средством общения населения определенной территории, имеющая свойства, схожие с общей системой языка.

ДИАЛЕКТ (говор) – территориальная разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских, населенных пунктов, не имеющих территориально выраженных языковых различий. (Определение записывается в тетрадь)

Диалекты обладают различиями в фонетике, грамматике, словообразовании и лексике. Эти различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных диалектах одного языка понимают друг друга.

В то же время при обязательности различий между разными говорами между многими из них есть и черты сходства в тех языковых особенностях, которые относятся к числу местных, диалектных. По наличию сходных и различительных особенностей языковеды объединили все многочисленные говоры в так называемые наречия.

В русском диалектном языке выделяют два наречия:

  • северное наречие;
  • южное наречие.

Существует среднерусское наречие

Различия прослеживаются в комплексном сравнении.

Карта диалектов <4 слайд>

На карте полоса северорусского говора сравнительно узкая: Московская, часть Рязанской, часть Тамбовской и Пензенская область.

Таблица говоров

– На территории России, нашего края можно слышать произношение одних и тех же слов, но с разным наречием. Рассмотрим, как это прослеживается с северным и южным наречиями.

1. ОКАНЬЕ – различие звуков О и А в безударной позиции. 1. АКАНЬЕ – совпадение А и О в безударной позиции
2. Г//К пироги – пироК 2. Г//Х пироги – пироХ
3. Произношение местоимений: я, у менЯ 3. Произношение местоимений: я, у менЭ
4. У глаголов в форме з лица настоящего и простого будущего времени звук Т произносится твердо пишуТ 4. У глаголов в форме 3 лица настоящего или простого будущего времени звук Т произносят мягко или не произносят совсем Пишу(ТЬ)
5. различия в лексике 5. различия в лексике

Сейчас вы услышите фрагменты художественных произведений. Опираясь на представленную таблицу, определите, о носителях какого говора идет речь.

1. ГОВОРИТ КОСТРОМА

Утром, в четверть восьмого,
На длинной волне
Кострома заявляется
В гости ко мне.
Поначалу звучит
Музыкальный мотив,
А потом и слова:
ЧухлОма. КОлОгрив,
МОлОкО, ОкОлОт,
УмОлОт… – хОрОшО!
Как горошинка, катится
Круглое “о”.
И, как будто любуясь
Тем звуком сама,
Еще раз повторит:
– гОвОрит КОстрОма…

2. Евгений Носов: “…А когда, наконец, подадут состав и ты предстанешь перед проводницей, учтиво обтирающей чистой тряпкой поручни, она…кажется тебе…чуть ли не сестрой родной. А говор ее, наш, черноземный, где каждое Г как бы обернуто бархатцей, звучит почти что откровением. И весь мчащийся поезд полон этого умягченного говора – наши едут, свои, куряне…”

3. М. Шолохов: “ казаки тоже направились к конюшне, недоумевая, почему приезжий, по виду служащий, говорящий на жесткое российское г, идет за санями…”

– Существует множество понятий, названия которых в разных диалектах звучат по-разному.

Северные говоры – ковш

южные говоры – корец

поволжские говоры

баять, бахорить

гутарить, балакать

калякать

Виктор Полторацкий:

У нас на Дону, где под ветром пшеница
Колышется морем, – гутарь не гутарь! –
А в хуторе каждом и в каждой станице
Живет свой Давыдов. Живет свой Щукарь.

Петух (от слова ПЕТЬ). К северо-западу от Москвы – Псков, Новгород – ПЕТУН. Северо-восточные территории – Кострома, Ярославль, Вологда – Пеун, певун. Юго-запад от Москвы – Брянск – певень. Южные говоры – кочет.

Проверка опережающего задания: подобрать аналоги слова “ ДОМ”

Северные говоры – Хоромы, хоромины; южные говоры – хата, курень

География Крапивы. <4 слайд>

Познакомимся еще с некоторыми примерами.

– Рассмотрим, как географически меняется название распространенного в наших местах растения "Крапива"

Говоры пензенской области <5 слайд>

История изучения пензенских говоров началась в середине 19 века с В.И.Даля. В 20 веке говорами области занимался А. Гвоздарев, который доказал, что на территории области есть 3 типа говоров: среднерусский, южнорусский, северорусский. Сейчас говорами занимается профессор ПГПУ Бондалетов В.Д.

Учитель географии:

На территории Пензенской области живут представители нескольких национальностей: русские, мордва (эрзя, мокша), татары, чуваши и др. Но основную массу населения составляют русские.

К 1967 году была создана карта Пензенской области с нанесенным на нее делением на 3 типов говоров. Но говоры не занимают полностью одной территории, они рассредоточены по всей области.

Контурная карта Пензенской области <5 слайд>

В нашей области северорусские говоры употребляет в своей речи 20% населения (Кузнецкий, Городищенский, Иссинский, Шемышейский, Неверкинский, Лунинский, Сосновоборский, Белинский, Вадинский, Пачелмский, Нижнеломовский, Кондольский районы); южнорусские-13 % (западные районы); среднерусские – 61%.

Задание 2. Отметьте эти районы в контурной карте Пензенской области разными цветами

Распространение говоров на территории Тамалинского района <6 слайд>

-Ребята, послушайте запись говора представителя старшего поколения нашего района. Какие говоры вы услышите?(Звучит магнитофонная запись говора)

ВЫВОД: какой же из наречий преобладает на территории района?

-Сейчас школьным музеем школы ведется кропотливая работа по сбору диалектных слов, характерных для нашего края. Работа трудна, так как многие слова утеряны и продолжают исчезать из нашей памяти, хотя знание истории своего языка, своих корней – неотъемлемая часть образования каждого культурного человека.

Владимир Иванович Даль

Учитель русского языка:

Многие великие поэты, писатели, ученые занимались сбором и изучением диалектных слов. Но особая заслуга в этой области принадлежит, конечно же, Владимиру Ивановичу Далю.

Более ста лет назад, в середине 19 столетия, непревзойденный знаток русской народной речи того времени В.И.Даль писал: “Кто не узнает при первой речи уральского казака по резкой скороговорке его, донца – по особой примеси южнорусского говора”…

Иначе как подвигом во славу русского языка нельзя назвать более чем 50 летний труд В.И.Даля по созданию четырехтомного “Толкового словаря живого великорусского языка”. Более двухсот тысяч слов собрал и объяснил в своем словаре этот подвижник русского слова.

Проверка индивидуального домашнего задания

Как рассказывают биографы Даля, первое слово для своего словаря записал он в 1819 году семнадцатилетним юношей. После окончания морского училища молодым мичманом ехал он к месту службы. В те времена даже далекие поездки совершались только на лошадях.

Бесконечная, как ямщицкая песня, дорога, серые валуны, слепящий снег, дикий, суровый, прекрасный своей первозданной красотой край. Тишина, безлюдье. Лишь изредка набегают убогие деревеньки, до самых окон заваленные снегом. В белесой голубизне тает прозрачный дымок из труб, а потом снова десятки верст ни жилья, ни живой души. От этого раздолья, от быстрой езды легко и радостно на душе у мичмана Владимира Даля, хотя он весь закоченел от холода. Офицерский мундир, первые эполеты, сабля и полная свобода после пятилетнего пребывания в казарме – это что-нибудь да значит для юноши семнадцати с половиной лет.

Дюжий ямщик все поглядывал на седока – не замерз ли и очень обрадовался, выехав на пригорок: справа, из-за дальнего леса, наплывали тучи.

– Замолаживает, – ободрил он мичмана.

Даль взглянул на ямщика с удивлением.

– как замолаживает? – переспросил он.

– Замолаживает, – повторил ямщик. – Вишь, пасмурнеет. Знать, к теплу.

Владимир достал из кармана тетрадь в коричневом переплете и закоченевшими пальцами записал: “Замолаживает – в Новгородской губернии значит: небо пасмурнеет, заволакивается тучами”.

Лошади бежали дружно. Стремительно мелькали версты. Даль спрятал тетрадь. Он не придал особенного значения этому разговору и даже забыл, где, возле какой станции это было. И только впоследствии стало ясно, что тогда произошло чрезвычайное событие: было записано, по свидетельству самого автора, первое слово знаменитого словаря.

Через 53 года после описанного случая, в 1872 году, за неделю до смерти В.И.Даль просил дочь записать последнее слово для своего словаря…

“Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Даля

Работа над словарем началась в сентябре 1845 года, последние выпуски его финансировал сам император. В 1866 году при выходе “Далева словаря” Академия наук присудила его автору Ломоносовскую премию, а Географическое общества – Константиновскую медаль. Через 2 года В.И.Даль был избран почетным членом Академии наук.

Заслуга этого толкователя некоторых слов велика: он внес в язык гармонию и ясность. Освободив его от заемных речений, церковнославянизмов, неправильных искаженных толкований, ввел в оборот множество новых слов.

4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Даля – наше национальное сокровище, где растолковано свыше 200 тысяч слов и приведено 30 тысяч пословиц и поговорок и метких речений.

Проверка домашнего задания

Сообщение об заинтересовавших словах.

Заключение

– Продолжается изучение диалектных, народных слов и сейчас. Василий Белов (волжанин): “ Что значит для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим (и может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг. Заступалось, лечило, вдохновляло…Уменье хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности”.

Стихотворение “ СКАЗКА МОЕГО ДЕТСТВА” Н. Рыленкова (читает ученик).

Не собирал я редкие словечки.
Но звук родной всегда в душе живет.
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет.
В нем пенье струй я слышу родниковых.
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.

ВЫВОД: С какой же целью необходимо изучение диалектов?

СтихотворениеРОДИНА” А. Азовского (читает учитель).

Когда в душе зашевелится древний
Славянский дух и в горле стынет ком,
Ты загрустишь и вспомнишь о деревне
С таким тягучим вятским говорком…
И пусть там жизнь уже совсем иная,
Ты свято помни до скончанья дней,
Что та земля – твоя земля родная,
И ты должник извечный перед ней.

Домашнее задание

По географии – § 52; по русскому языку – Письменная работа: “Но звук родной всегда в душе живет…”