Использование компьютерной технологии при коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, возможности вариантов обучения. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. С компьютерными технологиями должен работать специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила пользования компьютера, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей. Компьютерные игры могут быть полезны лишь в тех детских садах, где царит творческая атмосфера, искренняя заинтересованность в развитии каждого воспитанника.

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

  • для детей 6 лет I-II групп - 15минут в день; здоровья
  • для детей 6 лет III группы - 10 минут вдень; здоровья
  • для детей 5 лет I-II групп - 10 минут в день; здоровья
  • для детей 5 лет III группы - 7 минут в день; здоровья
  • для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;
  • для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день,

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

  • первая половина дня - оптимальна;
  • вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).

Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Цели использования компьютерной технологии:

  • оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
  • создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. В своей работе я использую компьютерную технологию "Игры для Тигры" (автор Лизунова Л.Р.). Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Задачи:

  1. Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
  2. Развитие познавательной активности, самоконтроля.
  3. Активизация словаря.
  4. Закрепление знаний цветов спектра.
  5. Развитие мелкой моторики руки.
  6. Создание положительного эмоционального фона.
  7. Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
  8. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

Использование компьютерных технологий в коррекционно - развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя - логопеда.

Эта программа имеет следующие преимущества:

  1. Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).
  2. Возможность самореализации детей.
  3. Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).
  4. Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).
  5. Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.
  6. Сокращение сроков реабилитации.
  7. Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Успешно её использование на занятиях в логопедическом пункте в условиях ДОУ. Данную технологию в своей работе я использую как часть индивидуального занятия. Кроме того, я обучила детей некоторым элементарным действиям с компьютером. Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, я объясняю, что монитор, микрофон, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа "мышь" помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показываю ребёнку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделяется формированию правильного расположения перед монитором. Дети учатся, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поставить ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого ребенка подбирается наиболее удобная для него поза. Для установления контакта с детьми стремлюсь увлечь их. Поэтому сначала демонстрирую, как нужно выполнять предложенные задания. Затем воспитаннику самому предлагаю выполнить задание. Особое значение здесь имеет правильный выбор порога чувствительности микрофона, который нужно установить для каждого ребёнка индивидуально. Для ознакомления ребёнка с внутренними правилами программы "Игры для Тигры" привлекаю его внимание, учу концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне. Программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено, верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений (фотографии). Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы - Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.

Логопедическая коррекционная технология "Игры для Тигры" помогает мне мотивировать ребёнка к трудной для него работе, делает занятие привлекательным, обеспечивает необходимый психологический и эмоциональный настрой, а также значительно сократило время формирования произносительных навыков, поспособствовало развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использование компьютерной технологии, позволяет мне значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих мои занятия на логопункте.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: "Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика", "Лексика". Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии способствует коррекции, формированию и развитию:

  • длительности и силы речевого выдоха;
  • громкости (интенсивности) и тембра голоса;
  • темпоритмической организации речи;
  • интонационной выразительности речи;
  • чёткости и разборчивости речи;
  • эффективного и аффективного звеньев речевой системы;
  • неречевого слухового гнозиса;
  • речевого анализа и синтеза;
  • структуры значения слова;
  • лексических связей слов (синтагматических и парадигматических);
  • грамматического значения слова;
  • коммуникативных навыков детей.

Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Подводя итоги, я предполагаю, что применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Список использованной литературы.

  1. Леонова Л, А, "Дошкольник и компьютер" издательство Москва - Воронеж 2004.
  2. Гаркушина Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. " Новые информационные технологии в логопедической работе" Логопед М., 2004. № 2.
  3. Лизунова Л.Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста".