Управление процессом активизации учебно-познавательной дятельности учащихся

Разделы: Администрирование школы


План урока

1. Введение.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся как фактор повышения реальных результатов.

2. Основная часть.

  • Формы, методы, приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • Управленческая деятельность по организации процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Заключение.

Важность вопроса организации процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на современном этапе.

Основным смыслом. педагогического процесса является развитие ученика. Учение - активная целостная деятельность самого ученика в единстве компонентов: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и оценки. Самое важное - это научить учащихся учиться, не надеясь, что это сделает за них кто-нибудь другой. Преподаватель не только лектор, а учащиеся не только аудитория, их надо научить не только слушать, хотя и это совершенно необходимо, но и самим работать - читать, понимать прочитанное, многое проверять путём исследовательской работы, находить материал, оценивая его, группировать, собирать.

Эффективно усваивается лишь тот материал, который стал предметом активной деятельности учащихся. В качестве средств включения учащихся в активную УПД выступают:

  • учебное содержание
  • методы и методические приёмы
  • формы организации ПД учащихся.

Всё это не что иное, как элементы всем нам известного дидактического пятиугольника. Все средства активизации должны выступать в единстве и использоваться учителем с учётом задач конкретного этапа обучения. Если постановка ТДЗ урока, выбор ФОПД, МО, отбор СУМ тел с учётом активизации УПД, то без сомнения можно будет- говорить о повышении качества реальных результатов ( схема дидактического пятиугольника)

Активность, интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотива. Нужна сильная, глубокая, ценная мотивация учения школьников, устойчивая познавательная активность, ответственность за свою деятельность. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

При подготовке к уроку учитель должен стремиться, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащегося, отобрать такую совокупность приёмов мотивации, которая создаёт оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Если доминируют познавательные мотивы, то учитель, чтобы удовлетворить познавательные потребности школьников, должен как можно чаще вносить элементы новизны в урок. Строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.

Если доминирует мотив самоопределения ученика, то учитель должен создавать ситуации для его самоопределения, использовать приёмы дискуссии, спора, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых проявилась бы жизненная позиция ученика, его лучшие качества.

Реже всего учителя используют такие мотивы деятельности как;

  • необычная форма изложения материала, его наглядность и занимательность, познавательные и деловые игры;
  • эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;
  • очень ограничен арсенал методов поощрения, создания ситуаций успеха учащегося.

При подготовке к уроку учителю необходимо стремиться грамотно отбирать методы обучения. Следует сочетать их так, чтобы недостатки одного метода перекрывались достоинством другого. Для этого нужно научиться видеть в каждом методе, приёме, средстве обучения положительные и отрицательные стороны.

Классификация методов обучения.

1. Методы симулирования и мотивации.
  • методы формирования интереса к учению;
  • методы формирования долга и ответственности.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
  • самостоятельной работы (самостоятельно, под руководством, с дозированной помощью); - перцептивные (словесные, наглядные, практические);
  • гностические (инструктивно-репродуктивные, проблемно-поисковые).
3. Методы контроля и самоконтроля.
  • устный контроль;
  • письменный контроль;
  • лабораторный контроль.

При выборе тех или иных методов обучения преподавателю необходимо учитывать возраст и развитие учащихся, тему конкретного занятия и содержание учебного материала, возможности кабинета, а главное - определение конкретных целей и задач.

Обратимся к таблице сравнительных возможностей методов обучения.

МЕТОДЫ формирование
теоретич

еских

знаний

фактиче

ских

знаний

практич

еских

умений

навыков

учебного

труда

словесные + ! + ! - +
наглядные - + + +
практические - + + ! + !
репродуктивные + + ! + ! + !
поблемно-поисковые + ! + - +
под руководством + ! + + +
самостоятельной работы + + ! + ! + !
познавательные игры, дискуссии +

+ !

+ !

+

+

-

+

+ !

устный контроль + ! + ! - +.
письменный контроль + + - + !
лабораторный контроль - - + ! + !

+! решает данную задачу успешнее, чем другие, методы этой группы.

+ решает данную задачу.

- решает данную задачу менее успешно, чем другие методы этой группы.

Важно упомянуть о рациональности и эффективности используемых методов.

При подготовке к уроку, рои выборе времени использования того или иного метода, средства активизации УПД учащихся в течение урока важно учитывать зависимость активности познавательного интереса учащихся от времени урока.

 img3.gif (4297 bytes)

Из данной схемы видно, что наибольшая, активность в восприятии учебного материала наблюдается у учащихся с 4 по 23 минуту урока. Именно в это время учащиеся активны, затем происходит спад этой активности почти в 2 раза. Вот здесь-то учитель и должен подумать о включении в урок средств активизации УПД учащихся. Примером средств активизации УПД учащихся могут служить:

  • постановка учебной проблемы на уроке как средство возбуждения интереса к учению;
  • отбор учебного материала на уроке с целью формирования познавательных интересов и преподнесение его в занимательной, увлекательной форме;
  • поощрение как средство возбуждения у учащихся интереса к УПД.

Отвлекусь для примера.

Очень часто на уроке учащимся предлагается какая-то информация в виде текста. Но учитель не учитывает правила подачи информации в виде текста- Каковы они:

  1. Для облегчения запоминания информация должна быть сгруппирована в блоки, разнообразные по цвету и форме.
  2. Число таких блоков может быть в пределах от 5 до 9.
  3. Общее количество информации внутри таких блоков не должно превышать 250 + 50 печатных знаков для учащихся в возрасте 6-9 лет; 350 + 50 печатных знаков для учащихся в возрасте 10-13 лет; 450 + 50 печатных знаков для учащихся старше 14 лет.

Тяжело было воспринимать эту информацию? Я умышленно это сделала. Какие ошибки я допустила? Эту же информацию я могла бы дать с помощью схематической записи. Это был бы приём активации внимания.

 6 -9 лет - 250 +50

10-1Злет- 350 +50

14 и старше - 450 + 50

Наблюдения показывают, что при использовании любых методов обучения компетентный и ответственный преподаватель стремится к тому, чтобы они возбуждали интерес у учащихся, привлекали их внимание, активизировали все виды деятельности учащихся. А это возможно только в том случае, когда педагог относится к учащимся как к равноправным, активным субъектам (соучастникам) всего учебно-воспитательного процесса, а не как к пассивным объектам, которые необходимо "наполнить" тем или инам количеством информации. Нельзя говорить об активных методах обучения, ведь активность - это свойство личности, а не метода или формы. Поэтому педагогу нужно стремиться развивать эту активность в учащихся, побуждать их к действию, грамотно подбирая и используя средства, формы, методы активизации познавательной активности учащихся. Важен вопрос управленческой деятельности руководителя по организации процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Процесс управления не должен сводиться к назидательной функции, насильному насаждению мнения. Мне кажется, что функция управления вулючает пять элементов: поставь задачу, доверяй, проверяй, помоги, похвали.

Ведь если внимательно посмотреть на "указующий перст управленца", то только одно звено обращено на исполнителя, а три остальных, крепко сжатых четвертым, направлены на указующего.

Поэтому важной задачей управленца является помощь. В данном случае помощь учителю в организации процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Как же можно осуществить эту помощь? Как она осуществляется в школе №263 СВОУО ? (приложение №7) Большую роль в этой помощи окажут методические объединения. Именно здесь осуществляется обмен передовым опытом учителей, знакомство с инновациями. Здесь творчески работающий учитель поделится своими наработками, открытиями. Здесь можно задать вопрос и получить ответ, подкреплённый показом дидактических пособий, фрагментов конспектов урока, где осуществляется активация УПД учащихся.

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Увлеки меня, и я увлекусь.

Занимательность, проблемность увлекает учащихся: заставляет их соображать, проявлять познавательную инициативу, сравнивать и сопоставлять различные факты.

В школе есть группа творчески работающих учителей, которые выступают на заседаниях методообъединений, дают открытые уроки участвуют в системе взаимо-посещений уроков.

Важная роль в управлении процесса активизации УПД учащихся играет педагогический совет.

В школе был проведён педагогический совет на тему: "Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке".

План проведения педсовета.

  1. Активизация УПД учащихся на уроке как фактор повышения качества .реальных результатов, (выступление директора школы
  2. Формы организации познавательной деятельности учащихся, методы обучения, содержание учебного материала, способствующие активизации УПД учащихся.
  3. Видеофильм. Фрагменты уроков учителей школы по вышеуказанной теме.
  4. Обсуждение фрагментов уроков.
  5. Деловая игра.
  6. Выработка управленческого решения.

В конце педсовета каждый учитель получил пакет документов по теме педсовета.

Руководитель, управляя организацией процесса активации УПД учащихся, широко может использовать посещение уроков учителей с последующим их обсуждением по специальной схеме, (приложение Ж2)

Здесь подробно обсуждается и деятельность учителя, и деятельность учащихся.

В совместной беседе учитель и заместитель директора по УВР рассматривают методы обучения, ФОПД учащихся, которые использовал учитель на уроке для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, удалось ли учителю достичь поставленных целей.

В беседах по содержанию урока, на семинарах, организуемых заместителем директора по УВР, рассматриваются вопросы зависимости активности познавательного интереса учащихся, от мотивации деятельности, от эмоциональности речи учителя, от времени урока. Последнее тесно связано с программой "Здоровье", проводимой в школе. Учитель должен знать этап урока, которыый благоприятен и подходит для применения приёмов активизации УПД учащихся, важен и порядковый номер урока в системе уроков учебного дня. На какой момент данной системы падает наибольшая умственная активность учащихся, где она снижена. Именно здесь учитель должен использовать весь арсенал средств по активации УПД учащихся.

А для заместителя директора по УВР этот вопрос важен при составлении расписания уроков для учащихся.

При анализе и оценке эффективности деятельности учащихся проверяющий должен различать уровни познавательной активности учащихся.

Первый уровень- воспроизводящая активность, второй-интерпритирующая активность и третий- творческий уровень.

Воспроизводящий уровень активности характеризуется в основном репродуктивной деятельностью учащихся, а творческий включает в себя интерпретирующую и поисковую деятельность. Репродуктивная деятельность не свидетельствует об осознанном усвоении учебного материала учащимися, об осознанном использовании ими тех или иных умений и навыков. Интерпретирующая деятельность характеризует в первую очередь понимание учащимися сути теории, а также цели, задач и эффективных способов деятельности. Осознанное применение знаний на практике и является предпосылкой перехода учащихся к творческому уровню в их учебно-познавательной деятельности. Без решения проблемы активизации УПД учащихся творческий уровень познавательной активности достигается только отдельными учащимися и у ограниченного количества преполавателей. Объективная картина по степени включённости учителя в процесс активизации УПД учащихся складывается на основе анкетирования учащихся, их родителей. В анкеты включаются различные вопросы, ответы на которые позволяют заместителю директора по УВР выявить степень включенности учителя в вышеуказанный процесс.

Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их познавательная активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Задача учителя суметь найти и применить эти новые формы знакомства с учебным материалом, а управленцу помочь в этом вопросе учителю.

 

Приложение 1.