Тренинговое занятие для детей среднего школьного возраста по теме "Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.

Задачи:

  1. Актуализировать у воспитанников внешний образ агрессивности человека, предоставить возможность сравнить себя с данным образом.
  2. Стимулировать вербализацию отношения воспитанников к ситуации агрессивного воздействия.
  3. Продолжить обучать воспитанников способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.
  4. Проанализировать изменение отношения воспитанников на ситуацию агрессивного воздействия.

Требования к оборудованию:

Занятие проводится в комнате, оснащенной креслами или стульями по количеству участников, расположенными по кругу. Необходимо место для проведения игры на разрядку эмоционального напряжения.

Оборудование:

  • Контур палитры из картона – 2 штуки,
  • Гуашь, кисти,
  • Таблички “согласен”, “не согласен”,
  • Бумага,
  • Ручки,
  • Карточки с ситуациями агрессивного воздействия,
  • Карточки с названиями цветов “белая”, “черная”, “красная”, “желтая”, “зеленая”, “синяя”,
  • Магнитофон, аудиокассеты с релаксационной музыкой.

Предварительная работа:

Знакомство со сказкой “Притча о старом Шляпнике” (Эдвард де Боно). Изготовление воспитанниками шляп разного цвета. Воспитанники пишут на карточках трудные ситуации, которые хотели бы разобрать.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Количество участников: 12 человек.

Ход занятия

Участники сидят в кругу.

1. Приветствие

Цель: установление контакта с воспитанниками, атмосферы доверия и взаимопонимания.

Ведущий: Я рада видеть вас всех вместе. Внутренне улыбнитесь себе и всем присутствующим. Молодцы! Я рада видеть ваши глаза и улыбки!

 2. Целевая установка

Цель: создание дружелюбного и безопасного настроя воспитанников на взаимодействие.

Ведущий: На занятиях мы учимся вести себя среди людей, общаться с детьми в группе и в классе, общаться на равных, без унижения и обид, выходить из трудных ситуаций. Эту работу мы продолжим и сегодня.

3. Упражнение “Палитра настроения”

Цель: помочь воспитанникам осознать собственные чувства.

Время: 5 минут.

Ведущий: Мне важно знать ваше настроение, в какой цвет вы его окрасите. Нарисуйте на палитре свое настроение, выбрав необходимый цвет. Какое настроение у группы?

4. Психологический настрой на уверенность в себе

Цель: создание в группе климата психологической безопасности.

Время: 3 минуты.

Ведущий: Чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя. Сядьте удобно. Кто желает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем. Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на активную и творческую работу. У вас все будет получаться! Ваша голова сильная, умная. Вы полны бодрости, сил, знергии и уверенности в себе! Почувствуйте прилив жизненных сил. Вы талантливы! И у вас все получится! Хорошо… Тихонько открываем глаза.

5. Упражнение “Ассоциации”

Цель: дать возможность каждому воспитаннику выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения.

Время: 7 минут.

Ведущий: Продолжаем работу. На прошлом занятии мы говорили об агрессии. Подберите слова, на что похожа “агрессия” (злость, кулак, слезы, т.д.). подберите слова, на что похожа “улыбка” (солнце, подарок, друг, т.д.). Вы обратили внимание, какая атмосфера создалась в группе при слове “агрессия”? (тягостная). А какая атмосфера появилась при слове улыбка? (теплая, радостная).

Тема занятия: Сегодня мы поговорим, что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией? Сначала проведем дискуссию.

6. Дискуссия “Согласен – не согласен”

Цель: дать возможность каждому воспитаннику выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения; закрепить умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Время: 10 минут.

Ведущий: Я скажу утверждение, вам необходимо сделать выбор – согласны вы или нет с данным высказыванием. У нас получится две команды “согласен” и “не согласен”.

Утверждение “Агрессивному человеку живется легко”.

В течение 3 минут необходимо подготовить доказательства того, что агрессивному человеку живется легко – одна команда, трудно – другая команда. Затем один человек от каждой команды зачитывает доказательства, выработанные командой. Участники другой команды могут задавать вопросы. После обсуждения предложить участникам, хотят ли они перейти в другую команду. Почему вы изменили свое мнение?

Обобщение: мы узнали противоположные точки зрения отношения к агрессивности человека. Нашли положительное и отрицательное. Каждый для себя решит, каким ему быть легче.

7. Игра “Изобрази агрессию”

Цель: помочь воспитанникам снять мышечное и эмоциональное напряжение; увидеть внешний образ агрессивности человека.

Время: 5 минут.

Ведущий: Для того, чтобы вы могли увидеть образ агрессивности человека, давайте попробуем изобразить агрессию разными способами. Мы будем свободно ходить по залу, я называю средство, вы показываете.

Ведущий предлагает воспитанникам изобразить “агрессию” ногой, рукой без кулака, плечом, глазами, ртом, звуками “мяу”, “чик-чирик”, словами “здравствуйте”, “что получила на контрольной” и т.д.

Обсуждение:
– Как вы себя чувствовали?
– Понравился ли вам внешний образ агрессивного человека?

8. Упражнение “Имя обидчика”

Цель: ознакомление воспитанников с одним из способов саморегуляции.

Время: 3 минуты.

Ведущий: Задумайте человека, на которого вы хоть немного сердиты, напишите его имя на листочке. Сверните и уберите в карман. К нему мы вернемся позже.

9. Упражнение “Шесть шляп”

Цель: обучение воспитанников эффективному способу решения трудных ситуаций.

Время: 15 минут.

Ведущий: Есть разные способы, как справиться со своей агрессией. Вы уже знаете сказку “О старом шляпнике”. Кто напомнит коротко ее смысл (содержание)? После смерти отца сыновья получили в наследство шляпы разного цвета. Их судьба сложилась по-разному, в зависимости от того, как они воспринимали окружающий мир.

Сегодня мы разберем одну ситуацию. В течение недели вы писали ситуации, которые хотели бы разобрать. Вы разрешили их озвучить. Выбирается карточка с ситуацией. Ведущий зачитывает ситуацию. Все придумывают имена главным действующим лицам. Каждый участник получает карточку с названием цвета и находит себе пару. Пары в соответствии с цветом на карточке разбирают ситуацию.

“Белая шляпа” – вам предлагается надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий в проблемной ситуации. Информацию, полученную с помощью “белой шляпы”, полезно записать в виде схемы:

сначала… – потом… – затем… – и тогда… – и наконец…

“Черная шляпа” – теперь предлагаем черную шляпу. Пожалуйста, расскажите, что для вас (и для других, если это конфликт) самое плохое в этой ситуации, самое неприятное. Попробуйте посмотреть в будущее и сказать, какие отрицательные последствия могут вас (и другого) ожидать. Что самое страшное может произойти?

“Красная шляпа” – в красной шляпе говорят только о чувствах. Что вы (другие) чувствовали, когда все происходило? Менялись ли чувства? Здесь можно опираться на схему (смотри белую шляпу). Работа с красной шляпой завершается после ответа на вопрос: когда все это закончилось, что вы (другие) испытали?

“Желтая шляпа” - у любого события есть всегда положительные стороны. Теперь на вас желтая шляпа, она помогает посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло для вас? Что хорошего в этой ситуации для другого? Умение видеть хорошее – очень важное качество. Это не значит, что мы надевает розовые очки. Мы надеваем желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хорошее.

“Зеленая шляпа” - теперь полезно надеть зеленую шляпу творчества. В этом случае можно предложить нарисовать ситуацию, сочинить про нее стишок или частушку. Подумать, какие ассоциации приходят вам в голову в связи с этой ситуацией. С каким музыкальным или литературным произведением, героем связана ситуация? Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе. Также можно подумать и предложить творческий выход из этой ситуации.

“Синяя шляпа” - мы с вами примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, наше состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели в ней плохие и хорошие моменты. Знаете ли вы, что трудные ситуации мудрые люди называют жизненными уроками? Каждая ситуация нас учит чему-то. Теперь вы наденьте синюю шляпу, и она поможет вам узнать, какой жизненный урок преподнесла вам эта ситуация и почему для вашей жизни будет важен этот опыт.

После разбора ситуации ведущий предлагает развернуть свои листочки, еще раз подумать об этом человеке. Изменилось ли ваше отношение к этому человеку? Что вы сейчас чувствуете?

Вывод: если попытаетесь понять человека, почему он это сделал, то агрессию проявлять уже не хочется.

– Какие еще способы вам помогают справиться с собственной агрессией?

10. Упражнение “Живая анкета”

Цель: обучение воспитанников вербализации своих ощущений.

Время: 7 минут.

Ведущий: Занятие подходит к концу, и мне интересно знать:

  • Что вам понравилось на занятии?
  • Что вам не понравилось на занятии?
  • Что пригодится в жизни?

Домашнее задание:

Ведущий: Понаблюдайте, пожалуйста, есть ли среди ваших одноклассников агрессивные ученики, как они себя ведут. Портрет агрессивного ученика мы обсудим на следующем занятии.

11. Упражнение “Палитра настроения”

Цель: помочь воспитанникам прояснить собственные состояния, переживания.

Время: 5 минут.

Ведущий: В какой цвет сейчас вы окрасите свое настроение, нарисуйте, пожалуйста.

Обсуждение: Изменился ли цвет вашего настроения?

12. Пожелание

Цель: поддержка настроя воспитанников на дальнейшую самостоятельную работу.

Будьте спокойны, не надо нервничать,
Если вам кажется, что не везет.
Будьте спокойны, пускай не сегодня,
Завтра уж точно удача придет.
Всего вам доброго!

Притча о старом Шляпнике

Эдвард де Боно

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. На зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет Великого Мастера.

Но шли годы, и настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, красную, черную, желтую, зеленую, синюю. “Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец”, – решили сыновья Шляпника. “Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету”, – планировали они. Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.

“Я возьму себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем “непростом” происхождении. А то велика ли честь быть сыном простого шляпника!”

“А я выбираю черную шляпу, – сказал второй сын. – И она не менее изящна, чем белая шляпа, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно”.

“Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, – промолвил третий. – Желтый цвет – цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?”

“Пусть моей шляпой станет красная, – воскликнул четвертый. – Как я мечтаю всегда выделяться из толпы, как я хотел всегда быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!”

“Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летнее поле, широкое и бескрайнее, дающее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной Землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте”, – мечтательно произнес сын.

“Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?” – размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.

Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал белые пятна, в человеке – его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишала его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.

Обладатель красной шляпы жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. “Какой непосредственный, искренний и живой человек!” – восторгались люди при встрече с ним. “Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств”, – говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и самого себя. Такой загадочный и необъяснимый он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке – солнечную радугу, а в обыденности – чудеса. “Мечтатель, романтик”, “не от мира сего”, “глупец-бессеребренник”, – говорили о нем одни. “Богатейшей души человек”, – говорили о нем другие. – Кто же он – богач или бедняк? – решать не нам.

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед ликом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.

Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. “Счастливый человек – достиг того, чего хотел”, – скажут одни. “А может ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?”, – спросят другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера проводили они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил в наследство им Великий Мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать намеченной цели.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., Изд-во центр “Академия”, 1996.
  2. Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 3 модуль: Методические материалы в помощь педагогам / Под ред. Афанасьевой Н.В. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2004.
  3. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы). – М.: Сентябрь, 2003.