Урок-игра в 3-м классе "Что? Где? Когда?" для знатоков русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и повторить знания учащихся о частях речи, продолжить развивать умение различать части речи, правильно употреблять их в речи;
  • расширять знания учащихся о лексических значениях слов, обогащать словарный запас новыми словами;
  • вызвать интерес к предмету, учить беречь время, воспитывать любовь к родному краю, родному языку.

Оборудование: игровой диск, волчок, конверты с вопросами, фотографии “почемучек”, аудиозаписи. Карточки с заданиями, предложением и пословицей, “черный ящик”, репродукции картин, ручки, листочки, песочные часы.

Ход игры

 

I. Организационный момент

Учитель: Друзья, сегодня мы проводим весеннюю интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?”, в которой определится команда победителей. В состязании примут участие команда “знатоков” русского языка – учеников нашего класса и команда “почемучек” - учеников и учителей нашей школы.

Участники игры, займите свои места! (Называются имена “знатоков”, капитана команды, секретаря, “хранителя” времени.) Я очень за вас волнуюсь и переживаю. Желаю вам удачи, ребята, и победы!

II. Раунд 1

Задание 1. (От президента нашей страны Д. Медведева – фото.)

Уважаемые знатоки! Я очень люблю свою страну и русский народ. Попробуйте за 1 минуту записать 6 слов на тему “Родина” и просклонять одно из них. Желаю удачи!

(Подводятся итоги.)

III. Раунд 2

Задание 2. (От учителей русского языка нашей школы… – фото.)

Уважаемые знатоки! Подумайте и через одну минуту скажите, что объединяет данные группы слов, какое слово лишнее и почему? Желаем удачи!

Сани, очки, кусты
Шорты, боты, брюки
Носки, ножницы, грабли

(Ответ: это существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа, лишние слова – кусты, боты, носки.)

(Подведение итогов 2-го раунда.)

IV. Раунд 3

Задание 3. (От сестры Максима … – фото.)

Я учусь в 6-м классе и уже много что знаю о частях речи, особенно мне интересны имена существительные. Перед вами слова. Через 1 минуту расскажите все, что вы о них знаете.

Ира торт окно

– часть речи;
– начальная форма;
– род;
– число;
– собственное или нарицательное;
– одушевленное или неодушевленное.

(Подведение итогов 3-го раунда.)

V. Раунд 4

Задание 4. (От учителя рисования… – фото.)

Уважаемые знатоки! Перед вами репродукции картин русских художников. Подумайте 1 мин. и назовите художников, авторов этих замечательных картин. (И. Грабарь “Февральская лазурь”, А. Саврасов “Грачи прилетели”, К. Юон “Мартовское солнце”.)

(Дети под музыку рассматривают картины, отвечают.)

(Подводятся итоги 4-го раунда.)

(Зачитываются 2 лучших сочинения, которые писали раньше.)

VI. Музыкальная пауза

(Исполняется музыкальный номер.)

VII. Раунд 5

Задание 5. (От меня – вашего учителя.)

Уважаемые знатоки! За 1 мин вы должны собрать разрезанное предложение, назвать главные и второстепенные члены, определить части речи.

(Подбирается любое предложение по усмотрению учителя.)

(Подведение итогов.)

VIII. Раунд 6

Задание 6. (От ученика 7-го класса отличника … – фото.)

Уважаемые знатоки! Попробуйте за 1 минуту объяснить значение фраз, замените их одним словом. Скажите, как называются такие словосочетания в русском языке?

Бить баклуши – …

Задирать нос – …

Высасывать из пальца – …

Работать спустя рукава – …

Зарубить на носу – …

Как снег на голову – …

(Ответ: бездельничать, задаваться, придумывать, лениться, запомнить, неожиданно).

Это фразеологизмы.

(Подведение итогов 6-го раунда.)

IХ. Раунд 7

Задание 7. (От бабушки Никиты … – фото.)

Я очень люблю наше село. Оно очень красивое и большое. Уважаемые знатоки, придумайте и запишите 2-3 предложения о нашем селе. Желаю удачи!

(Подводятся итоги.)

Х. Раунд 8

Задание 8. (От учителя английского языка… – фото.)

В этой записи буквы русского алфавита перемешаны с английскими буквами. Через 1 минуту попробуйте прочитать и догадаться, какая пословица находится в черном ящике, как вы ее понимаете?

QСWКRУYЧUЕISНD FДGЕHJЬ LДZОV NВQЕWЧERРYАU,

IКSОDЛFИG JДLЕZЛVАNТQЬW EНRЕYЧUЕSГDFОG.

(Ответ: Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

(Подводятся итоги игры.)

ХI. Рефлексия, награждение лучшего игрока, оценивание

– Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?

– Какой вопрос вам больше всего понравился?

– Назовите лучшего игрока.

– Спасибо всем за работу. Поздравляю команду “знатоков” - победительницу в этом сезоне.

(Вручаются грамоты, медали с изображением совы – символа мудрости и сладкие призы.)