Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Что мы знаем о нашей стране и о своем городе?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России - Москве, о своем городе.
  2. Познакомить с флагом, гербом и гимном России.
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование.

  1. У каждого ученика три конверта: а) три полоски цветной бумаги: красная, синяя, белая;, картинка вертолета и нартов, солнышки(грустное и веселое)
  2. Карта России; глобус.
  3. Аудиозапись гимна России ; песни “ Увезу тебя я в тундру”
  4. Подловленный заранее материал о крае раздаётся 6 учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Новая тема - вводная беседа

- Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей стране и городе.

- Как называется наша страна? (Россия) Слайд №2 (см. презентацию)

- Что вы знаете о нашей стране? (ответы детей)

- Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа (К. Ушинский) называет нашу страну - Россию:

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. . . Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

- Какие же другие имена есть у нашей страны? {Отечество. Родина. Матушка)

2. Работа по учебнику

- Посмотрите в учебник (стр. 36, 37). Как велика наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. Мы все россияне! Мы - это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов.

-Как называется главный город России? (Москва) Слайд №3

-Рассмотрите фотографии на слайде. Назовите знакомые объекты.

III. Знакомство с государственной символикой России: флагом, гербом, и гимном

- У каждого государства есть свои символы, присущие только ему.

- Кто знает, как называются эти символы? (герб, флаг, гимн)

- Сейчас из заготовок цветной бумаги вам нужно выложить полоски так, чтобы из них получился флаг России.

- Проверьте, так ли он получился Слайд №4

- Впервые в России появился трехцветный флаг при Петре I.

- Какие цвета есть на флаге? (белый, синий, красный)

- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту; синий –небо, верность и правду; красный – храбрость.

Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить родину. Понимают его на государственных праздниках.

- А ещё когда понимают флаг? (на спортивных соревнованиях)

Следующий символ это герб.

Рассмотрите герб внимательно.

- Как называется птица на гербе? (двуглавый орел)

- В своих мощных когтях он держит скипетр и державу. Две его головы смотрят в две стороны света на Запад и Восток, а расправленные крылья показывают силу и мощь. Внутри на птице щит с всадником убивающим змею. Это Георгий Победоносец. В России он считается святым покровителем воинов.

- А о следующем символе я могу сказать, следующее: его исполняют люди, при его исполнении на стоять. Догадались. Что это? (гимн)

- Гимн - это торжественная песня. Его слушают стоя. Гимн звучит на торжественных собраниях, на спортивных аренах во время чествования победителей данной страны.

Звучат первые два куплета гимна. Дети слушают стоя.

- А кто является президентом нашей страны? (Медведев Дмитрий Анатольевич) Слайд №5

Президент руководит нашей страной.

И так мы узнали о сердце нашей огромной страны,а теперь познакомимся с нашим краем.

Сейчас мы отправимся в суровый край. Садимся в вертолеты и отправляемся в путь. А в пути мы немного разомнемся. (Слайд 6)

V. Физкультминутка “Лови снежинки” Слайды 7-12

VI. Знакомство с Красноярским краем

Наши снежинки привели нас в наш край.

- Кто знает, как называется наш край? (Красноярский) Слайд № 13

Наш край имеет столицу.

- Как она называется, догадайтесь по фотографиям? (Красноярск) Слайд №14

Сейчас о нашем крае расскажут ребята. Им было дано заранее задание подготовиться и рассказать о нашем крае.

Выступают подготовленные учащиеся

1ученик. Территория Красноярского края уникальна по богатству и красоте природы, огромным запасам разнообразных полезных ископаемых, по своей роли в экономической, научной и культурной жизни страны.

2 ученик. Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года и является вторым по величине в России. На территории края расположены Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа, 42 района, 24 города.

3 ученик. С юга на север по территории края протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. Общая численность озер в крае составляет 323 тысячи.

4 ученик. Важнейшие природные богатства края — хвойные леса, гидроэнергия, нефть, газ, уголь, железные руды, нерудные материалы.

5 ученик. Сегодня в крае проживает свыше 3051 тыс. человек. По переписи населения в крае насчитывается 124 национальности.

6 ученик. Губернатором Красноярского края является Хлопонин А. Г. Слайд №15

- Дальше наше путешествие мы продолжим на санях в упряжке с оленями. (Ребята под музыку “Увезу тебя я в тундру” имитируют движения оленей) Слайд №16

VII. Знакомство с полуостровом Таймыр и её территорией.

- Кто знает, где на этой территории проживаем мы с вами? (полуостров Таймыр)

Мы проживаем на самой северной точке нашей страны. Слайд №17

Таймыр - самый северный полуостров Азии. Расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатанйским заливом моря Лаптевых Северного Ледовитого океана. Площадь Таймырского муниципального района 862,1 тыс. кв. км, население - 55 тысяч человек (долганы - 9,6%, ненцы - 2,3%, русские - 68,9%). В состав района не входят города Норильск, Талнах, Кайеркан и Снежногорск с общим населением свыше 270 тыс. человек, а также острова Северного Ледовитого океана - архипелаг Северная Земля и архипелаг Норденшельда, статус которых определен особым законодательством.

Столица нашего Долгано-Ненецкого автономного округа является город Дудинка. Слайд №18

Это портовый город. Сюда приходят корабли с продуктами, с товарами для быта, с машинами, мебелью. Всё это привозят вовремя навигации, когда река Енисей не замерзает, т. е. середина июня – конец сентября месяца.

Символами нашего округа является флаг и герб. …

Флаг округа представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета в центре, которого изображение главной фигуры герба Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - зависшей в полете краснозобой казарки на фоне белого солнечного диска, увенчанного по кругу равноудаленными друг от друга четырьмя белыми короткими остроконечными лучами, направленными попарно в диаметрально противоположенные стороны.

Геральдическое описание флага муниципального района - флаг муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, в центре которого изображение главной фигуры Герба муниципального района - зависшей в полете краснозобой казарки на фоне белого солнечного диска, увенчанного по кругу равноудаленными друг от друга четырьмя белыми короткими остроконечными лучами.

Слайд №19

На территории нашего края проживает большая численность различных народностей. Слайд №20

–Чем защищаются от холода жители? (Шубой из оленьего меха)

- А живут эти народы в домах чумах, которые строят их оленьих шкур.

- А на чем они ездят? (на санях)

Эти сани называются нартами. На нартах, запряженных оленями, перевозят грузы, заготавливают запасы к зиме. Вот так и живут от зимы, до зимы.

Одним из северных городов знакомым для нас является Норильск. Слайд №21

Он расположен на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр, в 300 км к северу от Полярного круга, в зоне лесотундры и тундры. Слайд №22

Типичная тундра представляет собой безлесное пространство с низким и не всегда сплошным растительным покровом. Основу его составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые цветковые растения: кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в настоящей тундре нет — условия жизни здесь для них слишком суровы. Растительный мир тундры представлен около 360 видов растений. Богата тундра ягодами – голубикой, брусникой, клюквой.

Сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете растения нашего края.

Отгадайте загадки. Соотнесите картинку и отгадку. Слайд №23

Не пихта и не ель я,
Но в родном лесном краю
Круглый год я зеленею,
Холодов не признаю. (Брусника)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)

Зеленые кусточки,
Алые цветочки,
Когти – ноготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)

- Единое муниципальное образование "город краевого подчинения Норильск" включает в себя четыре населенных пункта: город Норильск (130150 человек), города-спутники Талнах (58090 человек) и Кайеркан (27058 человек), поселок Снежногорск (1300 человек).

В состав этого города входят районы: Оганер, Кайеркан, Алыкель, Талнах. Слайд № 24

Сейчас я вам расскажу историю возникновения нашего района Талнах.

История Талнаха

Город-спутник Норильска. Расположен в 20 км к северу от Норильска. Талнах связан с Норильском железной дорогой и автодорогой. Численность населения — 68,7 тыс. человек. Основан в 1960 г. как поселок геологов в связи с открытием Талнахского месторождения. Слайд №25-27(Старый город)

В ноябре 1982 г. Талнах получил статус города. Слайд № 28

В 1963 г. начинается строительство первого рудника. В 1964 г., с началом эксплуатации первого рудника "Маяк", был выстроен и заселен первый 5-этажный дом. В 1965 г. был построен второй рудник, "Комсомольский", и сдан железнодорожный мост через реку Норилку. Здесь самые глубокие в России рудники — 1300-1500 м. Слайд №29

В городе есть автовокзал, кинотеатр им. В. Высоцкого, универсам, дом быта, больничный городок, крытый каток. Слайд №30

Талнах сегодня

В честь первых строителей Талнаха у въезда в город на высоком пригорке установлен памятный знак — палатка из камня и бетона и надпись "Талнах начинался здесь".

Слайд №31

Здесь самая богатая растительность, по сравнению с другими городами спутниками, много водопадов. Самое излюбленное место отдыха талнахчан являются Красные камни.

- Сейчас для вас задание, я буду показывать достопримечательности нашего города, а вы должны из слогов, которые у вас на столах составить название данного слайда. (На столе слоги у каждой пары: КРАС-НЫ-Е КАМ-НИ, РУД-НИ-КИ, ТУР-БА-ЗЫ)

Слайд № 32 (красные камни)

Слайд №33(рудники)

Слайд№34(турбазы)

-Молодцы.

IX. Итог урока

  • Какие города края вы знаете? Назовите столицу Красноярского края.
  • Какую большую реку края вы знаете?
  • Какие коренные народы Крайнего Севера проживают на этой территории?
  • Как называется страна, где мы живем?
  • Назовите столицу России.
  • Как называется наш родной город (село)?

Рефлексия

На столах лежат у вас солнышки, одно грустное, другое веселое. Если урок понравился, поднимите солнышко с улыбкой, если не понравился- грустное.

см. приложение.

Прослушайте гимн.