Формирование культуры полоролевых отношений подростков средствами литературы

Разделы: Литература


Проблема формирования опыта полоролевых отношений в подростковом возрасте приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, детско-родительские, полоролевые отношения, отношения супружества, претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой западной субкультуры. Существенным является и тот факт, что на процессы социализации серьезное влияние оказывает информационная среда. Значительное число экспериментальных исследований свидетельствует о непосредственном влиянии средств массовой информации на социальное поведение и личность. Насаждается индивидуализм и насилие, что часто не совпадает с исконными национальными ценностями.

Современная массовая культура, средства массовой информации навязывают общественному сознанию стереотипы мужского и женского поведения: "моделей", "крутых парней", "звезд" и т.п. Информационная среда ориентирует сознание развивающегося человека на освоение данных стереотипов поведения. Полоролевая идеология в нашем обществе с ее размытостью ценностных качеств осложняет выбор жизненных стратегий подростками. Все это порождает негативизм, примитивизм, аморализм поведения как явлений разрушения личности.

Во-вторых, именно в подростковом возрасте проблема полоролевой идентичности встает с особой остротой в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. Возникают сложные переживания пубертата, связанные с психосексуальным развитием, в результате чего происходит становление половой идентичности, освоение половых ролей, образцов поведения определенного пола. Подростковый возраст - это этап чрезвычайно важного и своеобразного психического развития, когда в сознании складываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Развитие взрослости в подростковом возрасте связано и с активной ориентацией на определенное содержание мужского или женского идеала - тех качеств, какими нужно овладеть, чтобы чувствовать себя "настоящим мужчиной" или "настоящей женщиной". Это ответственная ступень личностного становления и рождения конкретного человека - мужчины или женщины. "Рождение в подростке мужчины или женщины" есть "великое событие" в личной жизни подростка, такое "откровение", что, "пораженный и удивленный, он совсем другими глазами начинает видеть мир, людей и себя самого". Абстрактного подростка нет, есть конкретная человеческая личность - мужчина или женщина, которая "рождается на наших глазах". Чем больше тонкости, чуткости, благородства в отношениях между мальчиками и девочками в детские годы, тем глубже облагораживается половой инстинкт. "Хорошее, правильное воспитание, правильная подготовка к рождению мужчины и женщины - именно в создании сердечных, чутких отношений, при которых один человек вкладывает свои духовные силы в другого" (В.А. Сухомлинский, 1971).

Безусловно, важная роль в формировании полоролевого поведения принадлежит семье. Однако все явления социума проецируются в школе и на ребенке, осваиваются им. Именно в школе должны быть созданы условия, которые способствовали бы формированию не только адекватных представлений, но и культуры полоролевых отношений.

Осмысление педагогических условий и разработка средств формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте становится важнейшей задачей современной педагогической науки и воспитательной практики.

Мы предполагаем, что культура полоролевых отношений выступает как особое ценностно-смысловое пространство человека, а ее формирование в подростковом возрасте будет эффективным, если:

  • предлагаются средства и способы культурной и полоролевой идентификации, построения образа "Я", образа мужского и (или) женского начала;
  • процесс формирования культуры полоролевых отношений предполагает нравственное наполнение сведений о взаимоотношениях людей разного пола, а образовательный процесс ориентирован на расширение нравственного сознания подростков, их представлений о специфических критериях человека как представителя определенного пола (ролевой репертуар, особенности отношения к людям другого пола, супружеские, детско-родительские отношения);
  • в качестве средства формирования полоролевых отношений используются общечеловеческие нравственные идеалы и архетипические и типические народные образы мужчин и женщин, модели мужского и женского поведения, представленные в фольклорной и русской классической литературе;
  • в процессе общения мальчиков и девочек обогащается их речевая деятельность и речевой этикет, наполняются нравственным содержанием коммуникативные установки;
  • будут созданы возможности для принятия модели ролевого поведения и готовности к такому поведению в реальных отношениях мальчиков и девочек, которые реализуются в совместной коллективной творческой деятельности и общении;
  • педагог осваивает и реализует функцию посредника в культуре, используя в качестве ведущей формы посредничества диалог.

Механизм формирования культуры полоролевых отношений подростков включает следующие операции: 1) расширение полоролевых (гендерных) представлений; 2) сопоставление полученных знаний с собственными представлениями об идеальных образцах мужчин и женщин и отношениях между ними, актуализация противоречий между идеальным и реальным у подростка; 3) усиление интереса и положительной мотивации к самовоспитанию женских (мужских) качеств; 4) апробирование своих возможностей и форм поведения в отношениях мальчиков и девочек в ситуациях реализации различных гендерных ролей. Реализовать данный механизм позволяют система деятельности учителя, предполагающая специальную организацию не только уроков, но и совместных коллективных творческих дел.

Педагог инициирует поиск способов видения проблемы подростками, реализуя позицию посредника, ведущими функциями которого являются: 1) представление и удержание идеи (идеала) как реальности; 2) передача школьнику средств для воссоздания нового способа видения реальности, его закрепление и персонификация. В качестве такого средства может выступать фольклорная и русская классическая литература.

Нами были сформулированы критерии и показатели культуры полоролевых отношений, актуальные для подросткового возраста (см. таблицу 1).

Таблица 1
Критерии и показатели культуры полоролевых отношений у подростков

Критерий Внутреннее содержание Внешние проявления
Потребность в совместной деятельности, потребность в общении Выраженная взаимная направленность отношений друг к другу; наличие реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи Наличие реальных контактов, связей, реальных поступков (интеллектуальное, бытовое, формальное и неформальное общение мальчиков и девочек)
Интерес к личности и интеллекту другого Характер представлений, стереотипов, установок по отношению к противоположному полу Значимость роли процесса общения в формировании и развитии межличностных отношений; высокая степень значимости индивидуально-личностных особенностей другого человека
Положительное эмоциональное отношение Существование выраженной эмоциональной основы, которая определяет специфику межличностных отношений Владение символикой в межполовых отношениях, навыками поведения, культуры речи, коммуникативными умениями и навыками
Оценка поступков и качеств другого человека Признание права другого на неповторимость и уникальность, уважение, признание его личности и индивидуальности, эмпатия Доминирование положительных установок и оценок в отношении личности другого

Анализ суждений современных учащихся об образах мужчин и женщин позволил выявить следующие значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности и формы поведения мужчин и женщин: 1) особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность); 2) черты характера, отражающие отношение к людям (чуткость, внимательность, отзывчивость); 3) особенности отношения к женщине или мужчине (рыцарство, галантность, нежность); 4) деловые качества, связанные с трудовой деятельностью; 5) интеллектуальные особенности, интересы; 6) традиционное понимание мужественности и женственности (сила, смелость, воля, нежность, мягкость, уступчивость); 7) качества, связанные с супружеско-родительскими ролями.

Особо нас интересовали характеристики человека именно с точки зрения его половой принадлежности. Это параметры, в которых представлены качества мужчины как мужа, отца, женщины как жены, матери, а также качества, проявляющиеся во взаимном общении.

Установлено, что содержание целого ряда качеств существенно не меняется ни с возрастом испытуемых, ни с категорией описываемого образа и не зависит от пола: "добрый", "внимательный", "отзывчивый", "уважительно относящийся к другим", "заботливый", "нежный". Характеристика образов мужчин и женщин по данному критерию отражает общую закономерность, известную в психологии подростка.

По мнению семиклассниц, современная женщина должна быть не просто трудолюбивой, но энергичной, отстаивать свою точку зрения, независимой и вообще во всем превосходить мужчину. Мальчики этого возраста не отрицают значимости этих качеств, но акцентируют свое внимание на других: "умение хорошо готовить", "убирать", "угождать мужу", "не должна уделять много времени работе", а все больше проводить время дома, с семьей. Современный же мужчина должен не только иметь деньги и престижную работу, но и "заботиться о своей женщине", о детях. Обращает на себя внимание совпадение представлений мальчиков и девочек об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия "семьянин" мальчиками при описании как мужчин, так и женщин.

Очень немногие смогли дать определение мужественности и женственности. Типичными являются следующие определения: "женственность - это жизнерадостная девушка", "женственность - это красота, ум", "женственность - красота, понимание"; "мужественность - заступиться за девушку, поддержать в трудную минуту", "мужественность - это сила, заботливость, храбрость, вежливость", "мужество - это выносливость", "мужественность - отдать все за то, к чему стремишься".

Представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков (как мальчиков, так и девочек) находятся как бы в разных планах, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

В соответствии с полученными данными нами была разработана система работы с подростками, ключевыми идеями которой стали: 1) создание, осознание и развитие системы взаимоотношений с подростками, позволяющей реализовать воспитательные задачи; 2) организация образовательно-воспитательных ситуаций, позволяющих подросткам, с одной стороны, адекватно реализовать задачи самоопределения, а с другой - приобрести опыт отношений с представителями противоположного пола; 3) открытие подростками мира культуры человеческих отношений через обращение к содержанию, лучшим образцам и моделям человеческих отношений, представленным в русской культуре.

В нашем опыте организация образовательной среды предполагала, прежде всего, включение подростков в различные виды совместной деятельности и общения, в контексте которых, на наш взгляд, складывается культура отношений, в том числе и полоролевых. Содержание, средства, формы и методы, этапы формирующей работы представлены в таблице 2.

Таблица 2
Технологическая модель формирования культуры полоролевых отношений подростков

Цель Формирование культуры полоролевых отношений подростков
Принципы Полоролевые отношения как ценностно-смысловое пространство человека. Опора на нравственный идеал. Принцип диалога.
Содержание Нравственные основы взаимоотношений мужчины и женщины. Культурные и бытийные роли мужчины и женщины. Отношения в семье: супружеские, детско-родительские. Культура общения мужчины и женщины. Полноценное общение. Речевое поведение. Образ матери и материнство. Отцовство, роль отца в воспитании детей.
Средства Совместная, коллективная деятельность, общение. Древнерусская литература. Фольклорные произведения (сказки, былины). Авторские сказки. Русская литература.
Формы и методы Коллективные творческие дела. Нестандартный урок. Коллективное чтение. Самостоятельное чтение. Ролевые игры. Творческие работы. Тренинговые задания.
 

Этапы

I - формирование коллективистических отношений, положительных эмоциональных связей в классе между мальчиками и девочками посредством вовлечения в увлекательную коллективную деятельность; II - изучение индивидуальных особенностей подростков (интересов, представлений, стереотипов, установок) с целью их учета в процессе включения в различные виды деятельности; III - гендерное просвещение, расширение представлений о женской и мужской психологии, ее особенностях; IV - апробирование гендерных моделей поведения в соответствии с полученными знаниями и формирование готовности к данному поведению.

Культурные образцы, типические и архетипические, представлены в древнерусской, фольклорной и классической литературе. Произведения литературы содержат культурные, человеческие смыслы, характеры и события, которые должны быть открыты читающим. Здесь представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. Здесь содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности. Нами использованы произведения древнерусской литературы ("Повесть о Петре и Февронии Муромских"), русские народные сказки, былины, произведения русской классической литературы.

Одной из основных целий уроков литературы стало формирование полоролевой идентичности и культуры отношений между мальчиками и девочками через открытие-понимание школьниками нравственно-эстетических оснований таких отношений. Подростки получают возможность познакомиться с образцами супружеских, детско-родительских отношений; расширить представления о культурных, бытийных позициях мужчины и женщины.

Все позиции, касающиеся сущности полоролевых отношений, её составляющих, тем или иным образом затронуты в процессе изучения литературных произведений, который предусматривает не только работу с текстами, но главное - проведение групповых форм работы, обращение к диалогу; включение в действие, освоение новых моделей поведения.

Логика реализации преподавания литературы должна быть подчинена механизму формирования культуры полоролевых отношений, который, на наш взгляд, включает следующие операции:

1. Расширение ролевых представлений посредством полоролевого просвещения.

2. Сопоставление полученных знаний с собственными представлениями об идеальных образцах мужчин и женщин, актуализация противоречий между идеальным и реальным у подростка (диалоги с текстами, творческие работы, ролевые игры).

3. Усиление интереса и положительной мотивации к самовоспитанию гендерных качеств (беседы, коллективные творческие дела).

4. Апробирование своих возможностей и форм поведения в отношениях мальчиков и девочек в ситуации реализации различий ролей (ролевые игры, инсценировки, коллективные дела, реальные жизненные ситуации).

Данный механизм был реализован в ходе работы с подростками с использованием древнерусской литературы, фольклора, классической литературы. Технологическое решение поставленных задач осуществлялось через различные формы, методы и приемы работы. Основными из них стали: чтение текстов (совместное, коллективное, самостоятельное, по группам, с последующими групповыми формами работы); ролевые игры; творческие работы (словесное рисование, инсценировки, составление киносценариев). В основе этих видов работы лежит организация и осуществление диалога, диалоговых форм работы, которые направлены на соотношение себя с процессами полоролевой социализации, понимание особенностей другого.

Важный компонент всей работы - формирование культуры речевого поведения мальчиков и девочек. С этой целью, во-первых, подросткам был предложен ряд правил и установок относительно речевого этикета; во-вторых, каждое занятие предполагало этюды, ситуации и упражнения, где школьники учились передавать свои мысли, переживания и выражать отношения друг к другу. В формировании речевой культуры значительное место мы отводили самонаблюдению, а также наблюдению за речевым поведением окружающих взрослых и подростков. Факты и речевые ситуации, которые предъявляли учащиеся, анализировались на занятиях.

Позиция педагога в процессе формирования культуры полоролевых отношений обеспечивает "запуск" данного механизма. Мы полагаем, что основной функцией педагога в этом процессе является посредническая функция, где главной задачей педагога является создание возможностей для иного видения подростками рассматриваемых ситуаций, того, что скрыто, не лежит на поверхности, что позволяет снимать стереотипы. Формами посредничества стали: создание проблемных ситуаций (сопоставительный анализ идеального и реального), усиление противоречий реального и идеального, рассмотрение привычных для сознания подростка ситуаций под другим углом зрения, выдвижение альтернативных позиций, взглядов. Все это позволяет открывать иные значения и смыслы.