Программа элективного курса для 8–9-х классов "Мой профессиональный выбор"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели изучения раздела «Самопознание»:

  • способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;
  • формировать умение самостоятельно выбирать учеником дальнейшего образовательного маршрута на основе профильно –профессиональных намерений и с учетом полученных знаний о себе.

Задачи раздела:

  • дать учащимся конкретные знания о себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя и другого человека;
  • способствовать нравственному самосовершенствованию учащихся, их готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей;
  • познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
  • формировать и развивать у учащихся навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.

Цели изучения раздела «Я и мир профессий»:

  • формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
  • создать условия для самостоятельного осознанного выбора подростками профиля обучения и профессионального самоопределения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах.

Задачи раздела:

  • формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
  • создание актуального для подростков информационного поля;
  • развитие умения составлять личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее на основе полученных знаний.

В течение изучения данного курса ведется мониторинг

  • со стороны педагога-психолога и учителя отслеживаются индивидуальные особенности личности, мотивация, тип будущей профессии, мышления, способности и склонности учащихся, определяются профили, наиболее востребованные среди учащихся (приложение 1);
  • со стороны учащихся на каждом занятии заполняется «Информационная карта профессионального старта», где обобщаются, анализируются полученные сведения о себе, о профессиональном мире. На основании полученных данных делаются выводы об осознанности профессионального старта (приложение 2);
  • форма контроля и система оценивания «мягкая»: со стороны педагога-психолога доминирует текущий, комбинированный контроль; со стороны ученика самоконтроль и рефлексия.

По окончанию курса, учащийся должен:

8 класс:

  • знать свои личностные особенности, интересы и склонности;
  • овладеть определенными социально - психологическими знаниями;
  • составить карту образовательного маршрута и программу действий на ближайшее будущее.

9 класс:

  • приобрести способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
  • знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе.
  • выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели;
  • составить личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее.

В результате реализации программы планируется

  • определить профили, для открытия которых данная группа учащихся наиболее подготовлена и в открытии которых заинтересована;
  • определить группу учащихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа);
  • дать рекомендации учащимся по выбору профиля дальнейшего обучения либо сферы профессиональной деятельности;
  • провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей

Результатом изучения программы «Мой профессиональный выбор» является проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на:

  • раздел «Самопознание» (8 класс) - составление карты образовательного маршрута;
  • раздел «Я и мир профессий» (9 класс) - создание личного маршрута жизненного успеха на ближайшее будущее.

Таблица

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5