Внеклассное мероприятие по истории в 10–11-х классах по теме "Русский праздник"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить ребят с историей русских праздников: Рождества; Крещения; Масленицы.
  2. Познакомить ребят с традициями, обычаями русского народа, обрядовыми моментами, связанными с праздниками.
  3. Воспитание любви и уважения к истории русского народа.

Оборудование и оснащение:

  1. Накрыт стол с традиционным русским самоваром, бубликами и блинами.
  2. Класс украшен в русском стиле: присутствуют элементы быта (вышитыеполотенца, деревенский половик).
  3. На доске плакат: “Не красна изба углами, а красна пирогами”
  4. Чучело Масленицы.
  5. Плакат “Дни Масленицы”
  6. Репродукция картины Сурикова “Штурм снежного городка”

Гостей встречают девушки в русских костюмах.

Брови черны, губы алы,
Мы – девчата – зазывалы.
Соберись по одному,
Мы расскажем, что к чему!
Никакого нет секрета,
Хоть кого порасспроси.
Представление, как это,
Не бывало на Руси!
Наше представление,
Всем на удивление!
С приговорками, с прибаутками,
С шутками – минутками.
Песни самые модные,
Русские народные.
Для наших гостей
Со всех волостей.
На пиру большом и малом,
На веселье небывалом
Мы вам скажем без утайки:
Не прожить нам без хозяйки.

(Под музыку выходит хозяйка. На рушнике хлеб – соль. Ее сопровождают девушки в народных костюмах)

Хозяйка:

Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий.
С добрым словом, и с любовью.
И с хлебом – солью.

Хозяйка:

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении.

В старину о хлебосольном хозяине говорили: “Дом как чаша полная – хлеб – соль со стола не сходит”.

Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей… Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человек весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу.

Разнообразны были хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели, пряники.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был к месту на будничном столе и на празднике.

Учитель:

Весь январь мы поздравляем друг друга с праздниками. Сегодня мы поговорим об истории Рождества, Крещения, Масленицы.

Попытаемся восстановить связь времен: поговорим о традициях, обрядах, которые существовали, и прикоснемся к чуду…

Учитель:

Радостную суету в жизнь людей вносила подготовка к праздникам. Их ждали, к ним готовились: очищали душу чтением духовной литературы, молитвой, а тело – постом.

Вспомним историю. Какие же события послужили причиной того, что вот уже почти две тысячи лет люди отмечают эти праздники из года в год.

В православии существует двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников: Рождество Богородицы, Введение (Богородицы во храм) Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вербное воскресенье, Вознесение, Троица, Успение, Воздвижение (Креста Господня).

Эти праздники получили название “двунадесятые”.

Рождество Христово – один из великих двунадесятых праздников, праздник рождения Иисуса Христа Спасителя. Он считается “величайшим, всемирным.

Радостнейшим, служащим началом и основанием для других праздников”.

Евангелие говорит о Рождестве Христа как о событии, исполненном величавой тайны. “Благую весть” о том, что у Марии родится сын Божий, приносит деве Марии посланный к ней Архангел Гавриил.

В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти ее в том месте, откуда происходил его род. Из Назарета, где жил в то время Иосиф, он отправляется в Вифлеем, город рода Давидова, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию.

В Вифлееме им не находится места в гостинице, и они вынуждены остановиться под городом, на поле, где пастухи “держат ночную стражу”, то есть стерегут свои стада.

И здесь, на этом поле, в пещере, где был заброшенный хлев, совершается Рождество Христово.

Первой его колыбелью становятся ясли – кормушка для скота: сюда, спеленав, кладет мать новорожденного.

Этому событию обрадовались все: и высшие силы, и сошедшие на землю ангелы.

Ангелы сообщают пастухам и они первыми приходят поклониться Младенцу.

С востока спешат на поклонение жрецы – волхвы. Их ведет зажегшаяся в ту ночь необыкновенно яркая звезда, прямо над пещерой. Волхвы принесли драгоценные подарки – золото, ладан, мирро.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала,
Шумя на деревьях листы,
Таинственным шепотом славили бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслины и елка –
У входа в пещеру росли,
И в первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила
Зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла!
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
“Скромна ты, в печали не ропщешь,
За то от Бога награда тебе суждена”.
Сказал он – и звездочка с неба
Скатилась на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.

С Рождества начинались двухнедельные святки.

Святки делятся на две части: первая святочная неделя начинается с ночи перед Рождеством с 6 на 7 января и носит название Святой недели. С новогодней ночи (14 января) и до Крещенского Сочельника, вечера на 19 января, идет неделя Страшная. Считалось, что в эти дни из своих укрытий выползала всякая нечисть, и чтобы отпугнуть ее рядились в “страшные” святочные костюмы: звериные шкуры, длинные белые рубахи, маски с рогами. На голову навязывали кудели, лица мазали сажей. Наиболее популярными костюмами были: “медведь”, “журавль”, “нечисть”.

Торжественные и веселые рождественские обряды получили распространение в России благодаря жизнерадостному и затейливому нраву Петра I с 1702 года.

С утра рождественского дня, после службы в церкви начинались “колядования” - малые ребятишки, парни и девушки, да и взрослые, компаниями отправлялись по дворам “Славить Христа”, а так же хозяина и хозяйку.

Все колядующие были ряженными, они одевались в разные одежду, превращались в животных.

Колядующие пели про Рождество Христа, в конце желали здоровья хозяину и хозяйке, детям и всему роду.

Вознося хвалу Христу, колядующие не забывали и о своих интересах, поэтому одной из главных задач их было выпрашивание подарков у хозяев.

“Ребята, Пора и нам колядовать!”

Колядующие:

1.

Эй, боярыни красивые,
Эй, девицы некрасивые
Двери шире распахните
И гостей к себе пустите
А пришли к вам не с помехою,
А с весельем и потехою.
Ярче, звездочки, светите,
Укажите нам пути,
Разрешите, разрешите,
Разрешите в дом войти.
Мы пришли к вам с хороводом
Прямо к свежим пирогам.

3.

Дай бы тому, кто в этом дому;
Чтоб рожь густа, а соломка пуста.
И здоровья, и бытья, и богатства, и житья!

4.

Дайте нам коровку, мазану головку!
Нам, славцам, рубль с полтиною,
Денежку с орлом да
Копеечку с копьем

6.

Ой, ты хозяин богатый,
Гребешь деньги лопатой!
Сидишь на скамейке –
Считаешь копейки!
Нас крючком!
Вот тебе снега ком!
Скупой! Скупой!
На дворе тебе чертей,
На огород – червей!
Жадина!

Такое бывало очень редко, когда колядовщики обзывали и дразнили жадных хозяев.

Праздничное настроение, желание жить лучше делало всех добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того, как колядовщики получали подарки, они пели песни и частушки.

Выходит группа ребят – частушечников.

1.

Эй, девчата – хохотушки,
Затевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

2.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом классе
Половицы лопнут?

4.

Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!

7.

По деревне как-то шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

8.

За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.

Учитель:

Так святки продолжались до 19 января, до Крещения.

Крещение.

Отмечается Крещение 19 января. Согласно легенде, в этот день Иисус Христос в возрасте 30 лет крестился в священной для иудеев реке Иордан и при этом “освятил естество вод”. Поэтому главным событием праздника Крещения считалось водосвятие. Так, повсеместно на Крещение принято было делать прорубь, именуемую обычно “иордань”; вода в этой проруби освящалась (причем водосвятие обставлялось очень торжественно: устраивался крестный ход, молебен). Согласно народным поверьям, как сама Иордань, так и место вокруг нее, обладает чудесной силой

Вода из нее, по народному убеждению, способна излечить от многих болезней, избавляет от порчи и совсем не портится с течением времени, если только ее не коснется “нечистая рука”. Поэтому воду, зачерпнутую из проруби, хранили перед образами. Иногда даже по нескольку лет, утверждая, что она все это время остается неповрежденной и святой.

В крещенский вечер завершались святки, называвшиеся Богоявленскими. А святки, как известно, время гаданий. Девушкам не терпелось прояснить свое будущее. И вспоминаются стихи В.Я.Хадковского:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, кидали.

А вслед с трепетным чувством выбегали и смотрели: как упал башмачок. В какую сторону носком – оттуда и следовало ждать жениха. А если башмачок показал носком во двор – значило сидеть в девках еще год.

Крещение праздновалось исстари на Руси широко и торжественно.

В романе Ивана Шмелева “Лето Господне” рассказывается о том, как вся Москва высыпала на улицу и заполняла окованную льдом Москву – реку. “На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань… Из-под кремлевской стены, розовато – седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругвы, выходят священники. В солнышке все блестит – и ризы, и золотые куличики архиереев – митры. В проруби погружали крест. А когда крестный ход уходил, у проруби еще кружился народ. Находились смельчаки – раздевались, лезли в прорубь, в ледяную воду.

Когда купание прекращалось, бабы набирали из проруби “Иорданской водицы”, несли ее ведрами. Крещенской водой поили скотину, чтобы лучше размножалась. Старались запастись “святой водой” из трех крещенских прорубей. Ее хранили до весны. Весной окропляли “святой, Иорданской” водицей улья, ею разбавляли вино, которое употребляли как надежное лекарство от всех болезней.

Раздольно праздновали этот день. И до самой Масленицы продолжались гулянья. Повсюду играли свадьбы. С гиком и песнями мчались по зимним дорогам свадебные поезда: на парах и тройках, с колокольчиками, под гармонь. Радовался жизни российский народ

Водосвятение – в народе считалось особо важным торжеством. Весь этот день крестьяне проводили в строжайшем посте. В некоторых местах следили, чтобы никто не брал воду из колодца до самого утра 19-го января, т.е. до освящения воды после обедни.

Там, где по близости не было водоемов, где можно было бы устроить Иордань, водосвятение совершали в церкви, а также в домах.

Согласно народным поверьям, всякая чистая речная вода наделяется особой силой еще в канун Крещения (в ночь с 18 на 19 января): считалось, что в это время купается сам Иисус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода колышется, а чтобы увидеть это чудесное явление, необходимо прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока “пройдет волна” (признак, что Христос погрузился в воду).

Согласно народным поверьям, когда во время водосвятия крест погружается в воду, вся нечистая сила в страхе бежит от него и покидает воду, а затем и “этот” мир.

А вот и народные приметы:

Если Крещенские морозы сильнее Рождественских – год будет урожайным.
Снега по Крещение надует – хлеба прибудет.
Метель на Крещение – к хорошему роению пчел.
На Рождество снег – к урожайному году.
Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля).
На Рождество иней – урожай на хлеб.

Масленица.

Масленица – один из самых древних народных праздников; воплощение плодородия и имя обрядовой куклы, чучела, олицетворяющего зиму и смерть и уничтожающегося в конце праздника; “сырная” неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два его главных сезона – зиму и весну.

Масленица была одним из самых веселых и разгульных, истинно народных праздников, сохранившимся, очевидно, еще со времен язычества.

Масленица начинается за 8 дней до Великого поста. В это время пекут пирожки, калачи и т.п. в масле и яйцах, зазывают к себе гостей и сами ходят в гости.

Такого размашистого и продолжительного гулянья не было ни в одной стране. Только на Масленицу, наверное, и раскрывается вся широта и бесшабашность русского характера, русской удали.

Самой популярной забавой в дни Масленицы и в наше время считается катание на санках. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1572 году при Иване Грозном.

Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи на Масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания на Москве – реке.

В 1722 году по случаю заключения Ништадского мира Петр пригласил иноземных послов на празднование Масленицы. Традиционные катания на лошадях русский император открыл невиданным зрелищем. В полдень из села Всесвятского к Троицким триумфальным воротам двинулся небывалый поезд. Сам Петр в парадном мундире ехал по сугробам на корабле, в котором были впряжены 16 лошадей. Вслед “плыла” его супруга Екатерина, одетая простой крестьянкой. А за ними на санях двигались другие корабли. Потом потянулись сотни саней, запряженные разными зверями. Палили пушки, и вокруг ликовал народ.

При Екатерине II устраивались катальные горы, где любила веселиться императрица.

Подобные затеи – катание вереницами и “поездами”, с музыкой, песнями и “лицедействами” и другими забавами устраивались на Масленицу в городах и селах по всей России. В Поволжских губерниях в дни Масленицы парни непременно разыгрывали “штурм” снежного городка, так красочно запечатленного на картине художника Сурикова.

Распространенным обычаем повсеместно было хождение в гости с обильными трапезами. В гости друг к другу ходили не только кумовья или зятья, тещи, но и все от мала до велика. При этом каждый хозяин старался принять и угостить гостей как можно лучше.

Кроме катаний и хождения в гости распространены в народе были Кулачные бои: иногда побоища заканчивались серьезными увечьями, а иногда и смертью. Позднее эта забава стала исчезать. После таких боев многие ходили с тяжелыми увечьями и почти нагишом : и сорочки, и порти бывали разодраны в клочья. Кулачные бои устраивали в последний день Масленицы.

“Самым любимым обрядом был обряд “Масленицы”. Начинался он обычно в четверг: парни и девушки делали из соломы чучело, одевали его в женский наряд, купленный в складчину, и затем в одну руку вкладывали бутылку с водкой, а в другую – блин. Это чучело называлось “Масленица” или “сударыня Масленица”, ставили в сани, потом вывозили на улицу, начиналось шествие. Во главе прощенин была “Масленица”, рядом с ней самая красивая и нарядная девушка. Сани с “Масленицей” волокли 3 парня, за ними другие с песнями, шутками. Устраивали катание на санках. В воскресенье разжигали костры, провожали “Масленицу”и сжигали чучело “Масленицы”

Каждый день Масленицы имел свое название:

Понедельник – встреча, гостей встречали.
Вторник – заигрыши – катание на санках.
Среда – лакомка – стряпали блины с изысканными приправами.
Четверг – разгул – день сам за себя говорит.
Пятница – “Тещины вечерки” - ходили к теще на блины.
Суббота – “золовкины посиделки” - навещали сестер мужа.
Воскресенье – “Прощеный день” - этот день считался наиболее важным днем масленичной недели.

Все родственники, соседи, близкие и знакомые ходили по избам, прося друг у друга прощения, за все причиненные обиды и неприятности: они низко, до земли, кланялись друг другу и говорили: “Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил”, - на что в ответ слышалось: “Прости и ты меня”.

В некоторых северный лесных районах России существовал специальный ритуал “прощания”: пришедший просил прощение, становился около двери и, обращаясь к хозяевам, говорил: “Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год”, хозяева отвечали:”Бог вас простит, и мы тут же”. После этого пришедшие вставали, и хозяева, облобызавшись с ними, предлагали им угощение.

Прощание проходило весело, шумно.

Иногда в последний день Масленицы зажигали колесо – символ солнца: его насаживали на жердь или скатывали с горы.

А в следующий наступивший понедельник – Чистый понедельник – начинался Великий пост. Этот день считался днем очищения от греха и скоромной пищи. . В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Некоторые благочестивые хозяева даже освящали избы с помощью священника, как бы изгоняя само воспоминание о разгульной масленице.

Традиция праздновать проводы зимы и встречать весну заразилась у славян еще в древности. Обряды совершались в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства на Руси праздник сохранили и стал называться Масленицей.

Коробейники:

Тары, бары, растабары,
Есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват!
Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!

Раздают загадки – заморочки для гостей, за отгадки дают призы.Проводятся игры и конкурсы.

Игра “На пеньках”

Участники встают на пеньки (четное количество), друг против друга и берутся за концы веревки.

По сигналу начинают перетягивать, кто не устоит, тот проиграл.

Кто придумал тот секрет,
Точно не известно.
Может бабка, может дед
Замесили тесто.
Из муки и патоки
Выпекали пряники.
Если холод бушевал
Странников усталых
В дождь и стужу согревал
Чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам
Подавали пряники.

Учитель:

Вот и закончился наш праздник.

Отгремит Масленица, пройдет Великий Пост - а впереди еще один праздник – Пасха.

Какие обычаи, традиции связаны с этим праздником мы узнаем позже.

Задания для исследования:

  1. Расспросить бабушек, дедушек, других родственников, что они знают о русских праздниках, какие обычаи соблюдают и помнят?
  2. Собрать сведения о традиционных гаданиях.
  3. Какие пословицы, поговорки, обрядовые песни сохранили в памяти ваши родственники?