Программа "Изучаем природу родного края" (эколого-краеведческая для 6–10-х классов). Внеклассная работа по географии

Разделы: Внеклассная работа


Программа “Изучаем природу родного края” ориентирована на работу с детьми школьного возраста. Важное значение для формирования мировоззрения, идейно-политического воспитания учащихся имеет изучение географической среды. В процессе её изучения учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами природой и обществом.

В ходе работы кружка необходимо систематически привлекать доступный пониманию учащихся материал, воспитывать у них бережное отношение к природным богатствам страны на основе прочного знания закона об охране природы. Внеклассные занятия по краеведению дают возможность кружковцам лучше изучить и узнать свой край, помогают усваивать школьную программу по географии. Программа состоит из двух частей. В первой части предусмотрено 1 занятие в неделю продолжительностью 1 час (всего 34 часа в год), вторая часть – выездная практика. Приобретенные знания и умения углубляются и отрабатываются в многодневной летней экспедиции (14дней), которая не входит в учебный план. Уникальной особенностью программы является обращение к чувствам ребенка, позволяющее вывести на уровень осознания глубинную связь человека с природой, имеющейся у каждого живого существа. Такое осознание приводит к формированию у ребенка природоориентированной картины мира, которая со временем ляжет в основу мировоззрения взрослого. Программа развивает в человеке потребность вести здоровый активный образ жизни, нравственного самосовершенствования, любви к Родине и родному краю. Чтобы повысить интерес школьников к решению острых экологических проблем,  необходимо усилить их желание активной деятельности по защите окружающей среды. Осознав всю глубину и сложность экологической ситуации в крае, школьники приходят к выводу о необходимости борьбы за ее улучшение. В результате у них укрепляется чувство оптимизма, уверенности в достижении положительного результата. Поэтому акцент в программе делается на участие в практических делах по улучшению состояния среды, достижение эффективных результатов через конкретные действия. Кроме того, мониторинговое исследование позволяет вовлечь в эту работу большое количество школьников, заинтересовать и дать возможность почувствовать сопричастность к большому серьезному делу по решению экологических проблем. На основании полученных данных составляются картосхемы загрязнения природных объектов. Чтобы получить более точные результаты при выявлении изменений во времени и по территориям, исследования повторяются несколько лет подряд.

Цель: развитие у детей потребности к здоровому и активному образу жизни, гуманизму, нравственности, любви к Родине и родному краю с применением методов научно-исследовательской работы.

Задачи:

  • Образовательные:
    • дать общее представление о многообразии природы края и современных экологических проблемах;
    • сформировать представление о Земле как о Доме для всех живущих на ней;
    • научить вести наблюдения за живой и неживой природой;
    • умение находить выходы из сложившейся экологической обстановки;
  • Развивающие:
    • развивать интерес к познанию природы;
    • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, способность осознавать свое внутреннее состояние;
    • развивать способность иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать способность наблюдать;
    • развивать у учащихся интеллектуальные (установление причинно-следственной зависимости: оценка, прогнозирование, проектирование) и практические умения, связанные с изучением своей местности;
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство любви к объектам природы, бережное отношение к ним;
    • воспитывать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки;
    • воспитывать у детей чувство ответственности за своих подопечных – животных и растений;

Основные условия, необходимые для реализации программы.

    •  Каждый ребёнок на каждом занятии должен иметь возможность высказаться, поэтому общее количество детей в группе не должно превышать 14–15 человек.
    • Общение с детьми в кругу.
    • Для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие “Уголка природы”.

Методический аспект

Достижения цели программы связано с психологическим развитием всех сфер личности ребёнка, включая сферу неосознанного для пробуждения в нем врожденного, заложенного генетически чувства единства с природой, а также с развитием познавательного интереса к изучению им себя и природы путём решения основных вопросов философии и через элементы исследовательской работы. Для полного сознания всех процессов, происходящих в природе, их закономерностей и для формирования у ребенка осознанной  позиции “Я – исследователь” в программу включены элементы поисковой деятельности, подготовка тематических рефератов, проведение научно-исследовательской работы в '' Уголке природы'' или летних экспедициях. Знания географии, биологии и экологии, полученные в процессе обучения,  и сформировавшаяся позиция “Я – исследователь” помогут ребёнку в дальнейшем искать пути взаимодействия с природой без нарушения её законов.

Принципы, лежащие в основе работы по программе

  • Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  • Принцип личностного подхода.
  • Принцип адекватности по возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка).
  • Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребёнка).
  • Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка).
  • Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
  • Принцип научности (научная информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной).

Этапы прохождения программы.

I этап.

Цель – привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по географии, краеведению, экологии, биологии. Учащиеся получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования, проводят исследовательскую работу в области охраны природы.

II этап.

В содержание программы входит практическая часть. Практические занятия используются в форме экскурсий, экспедиций с элементами поисковой деятельности учащихся. Практические работы проводятся в учебной лаборатории, на природе. В процессе изучения природы учащиеся знакомятся с приемами наблюдения, учатся фиксировать результат наблюдения, делать простейшие выводы и обобщения. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, проводить обработку материала. В ходе наблюдений формируется умение пользоваться приборами. Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям. Вопросы для тематических викторин составляют учащиеся на основе своих наблюдений, что помогает закреплять материал. Результаты проведённых наблюдений и выполненных работ можно оформить в виде схем, аппликаций, диаграмм, графиков. Оформление краеведческого уголка: фотографии, рисунки с изображением природы своей местности, гербарии леса, луга, болот, лекарственных растений, водоёмов.

Методы, приемы, средства и формы работы по программе.

Методы и приемы работы:

  • сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, просмотр слайдов, прослушивание аудиозаписей);
  • практические (опыты, лабораторные работы, моделирование, эксперименты, творческие работы);
  • коммуникативные (конференции, сюжетно-ролевые, деловые и дидактические игры, дискуссии, беседы);
  • комбинированные (экскурсии, наблюдения, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа учащихся).

Формы работы:

  • коллективная (на всех общих занятиях);
  • групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссий и т.д.);
  • индивидуальная (используется при подготовке к конференциям, сюжетно-ролевым играм и т.д.)

Средства работы:

  • технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютер);
  • методические (видео-, аудиозаписи, методические разработки);
  • объекты живой и неживой природы как средства познания.

Изучение родного края связано с охраной местных рек, озёр, болот, растительности, животных, почв, микроклимата в целях их хозяйственного использования. С охраной памятников истории и культуры и природных ландшафтов.

Тематический план занятий

Наименование темы Количество часов
Кол-во часов Теоретические занятия Практические занятия Экскурсии
1 Туристические возможности своего края 4 1 2 1
2 Охрана природы края 6 2 2 2
3 Почвы, растительный и животный мир своего края 7 3 2 2
4 Полезные ископаемые края 6 4 1 1
5 Метеорологические наблюдения 4 2 1 1
6 Гидрологические наблюдения 5 2 1 2
7 Организация, подготовка и проведение похода, путешествия 2 1 1
  Всего: 34 15 9 10

Краткое содержание тематического материала

Введение

Знакомство (короткий рассказ о себе каждого из присутствующих).

1. Туристические возможности своего края

Физико-географическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные, музеи и другие памятные места.
Практические занятия. Работа со справочными материалами. Экскурсия в музей.

2. Охрана природы

Экология – наука о доме. Природа – источник красоты и гармонии. Борьба с вредителями леса, очистка лесов, посадка зеленых насаждений.

Практические занятия. Изучение закона об охране природы, «зеленые патрули», «голубые патрули»

3. Почва, растительный и животный мир, красота объектов «неживой природы» (минералы и горные породы)

Изучение типов почв. Видовой состав леса. Степень использования земель. Виды животных. Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Рыбы. Насекомые и другие беспозвоночные. Коллекционирование животных. Красота и гармония камней и гор (минералы и горные породы – одни из самых древних объектов природы).
Практические занятия. Свойства минералов и горных пород. Поиск полезных ископаемых и минералов. Сбор минералов. Упаковка и перевоз образцов. Составление коллекций. Проведение разреза почвы на глубину 1 метр, определение структуры. Сбор гербария местных растений. Учет состава животного мира района. Состав и свойства почвы. Определение солевого состава почвы. Определение рН почвы. Определение нитратов в растениях. Экскурсия в минералогический музей «Минералы и горные породы», в лесничество.

4. Метеорологические наблюдения

Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство (термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер). Облака и другие атмосферные явления. Воздух, которым мы дышим. Фиксация наблюдений.

Практические занятия. Метеорологические наблюдения по приборам. Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности, влажности. Анализ снеговой и дождевой воды. Качественная оценка микрофлоры воздуха. Составление экологического паспорта помещения.

5. Гидрологические наблюдения

Гидрологическое обследование района. Исследование озер. Искусственные водоемы. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер в хозяйстве. Вода – основа жизни.

Практические занятия. Определение свойств источников. Анализ качества воды. Определение содержания в воде загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца). Определение содержания белка в воде. Определение содержания хлоридов в воде. Культура водопотребления.

6. Организация, подготовка похода, путешествия

Определение цели и района похода, путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление его схемы и графика движения. Смета похода, путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Первая (доврачебная) помощь в походе.
Практические занятия. Выбор и разработка маршрута. Составление сметы похода, путешествия, набор продуктов. Ознакомление с составом походной аптечки.

7. Подведение итогов работы

Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов. Составление экологической карты населенного пункта, района.

Рекомендуемая литература:

1. Баргин К.В. «Азбука туризма», М., Просвещение 2007.
2. Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.
3. Горышина Т.К. «Экология растений», М., 2007.