Урок русского языка по теме "Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова».

Цели:

  • Отрабатывать орфограмму о, ё после шипящих в корне слова.
  • Развивать словарный запас учащихся, интерес к русскому языку.
  • Воспитывать умение работать в группах, парах, умение слушать.

Оборудование: схемы правила и алгоритма, карточки со словами для групповой работы, буквы О, Ё для проведения игры, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

«Звенит звонок, зовёт звонок.
И в классе начинается урок».

– Здравствуйте дети. Садитесь.

II. Чистописание

– Откройте тетради. Помните правила посадки при письме и о положении тетради, руки на парте.
– Как выполняем работу в тетрадях?
– Запишите число, классная работа и каллиграфическую минутку с доски.

Шш Жж Чч Щщ Оо Ёё

Кто уже готов покажите?

III. Целеполагание

– Посмотрите на доску. Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания?
+ Потому что мы проходим тему: «Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова».
– Поднимите руки, кому уже легко записывать слова с данной орфограммой?
– У кого эта тема ещё вызывает затруднение? – Так какую цель мы поставим на этот урок?
+ Отрабатывать орфограмму о, ё после шипящих в корне слова.

IV. Повторение правила и алгоритма

1) Правило.

– Кто нам напомнит правило данной орфограммы?
+ 1. Если после шипящих в корне слова под ударением слышим звук [о], а при изменении формы слова или подборе родственных звук [о] не слышится, то пишем букву ё.
– Оцените ответ учащегося.
+ 2. Если после шипящих в корне под ударением слышим звук [о], а при изменении формы слова или подборе родственных звук [о] не пропадает, то пишем букву о.
– Оцените ответ учащегося.
– Какие орфограммы не подчиняются этому правилу?
+ Непроверяемые безударные гласные в корне слова после шипящих.
– Что делаем с такими словами?
+ Запоминаем или обращаемся к орфографическому словарю.

2) Алгоритм.

– Чтобы не ошибиться в правописании данной орфограммы, надо чётко знать алгоритм применения правила.
– Посмотрите на доску. (На доске части алгоритма).
– Давайте выстроим алгоритм в правильном порядке.
– С чего начнём?
+ 1) (Дети выбирают схему и объясняют правило). Если в слове слышишь согласный шипящий звук и после него звук [о] под ударением, то определяем, в какой части слова находится орфограмма [о]. В первую очередь находим корень слова.
– Оцените ответ.
+ 2) Если орфограмма не в корне, смотри словарь или спроси взрослых.
– Оцените ответ.
+ 3) Если орфограмма в корне слова, то ищем форму слова или подбираем родственные слова. Если звук [о] в проверочных словах не слышится, звук [о] записываем буквой ё.
– Оцените ответ. 2
+ 4) Если звук [о] слышится, то записываем его буквой о .
– Оцените ответ.

V. Групповая работа

– Проведём работу по отработке данной орфограммы.
– Слушаем внимательно задание.
– Работаем в группах.

1) Ответственные в группах поднимите руки.
2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в).
3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б) поставить ударение, в) выбрать необходимую орфограмму и распределить эти слова в две группы: О, Ё.
Слова наклеиваем на лист в тот столбик под той буквой, которую вы вставили.
–Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуемся алгоритмом. Будьте внимательны.
– Чья группа готова покажите.
Проверка.
– Ответственные выходят с выполненной работой к доске и объясняют выбор орфограммы.
– Оцените. У кого есть замечания или дополнения.
– Чему учились в этом задании?
– Кому уже понятна эта тема?
– Кому ещё тяжело?

VI. Парная работа

– Чтобы лучше отработать данную орфограмму, поработаем в парах.
– Как работаем в парах?
– Слушаем внимательно задание.

1) Покажите пары.
2) Откройте рабочие тетради на печатной основе на странице 25. Найдите № 1.
3) 1 ряд работает со словами первого столбика, 2 ряд со словами второго столбика, 3 ряд со словами третьего столбика.

Ж…лтый
Ч…рный
Ш…лковый
Ч…рствый
ш…рох
ш…рты
крыж…вник
ш…фёр
пч…лка
ж…луди
ш…пот
ш…рстка

4) Выбираем нужную орфограмму, записываем её на месте пропуска. Пользуемся алгоритмом.
– Если затрудняетесь в выделении корня, куда мы в таком случае обращаемся?
+ К словообразовательному словарю.
Проверка 1ряда.
– От 1 ряда у доски работают Саша и Надя.
– Оцените работу детей. Ваши замечания.
– Поднимите руки, кто справился с этим заданием.
– Поднимите руки у кого ещё были ошибки.
Проверка 2 ряда по образцу с доски.
Проверку 3 ряда проводит учитель.
– Для чего проводили эту работу?
– Кому уже легко?
– Кому ещё тяжело?

VII. Игра «О или Ё»

– Положите ручки. Поиграем в игру «О или Ё». У вас на столах лежат карточки с буквами О и Ё. Я буду называть слова с орфограммой после шипящих, а ваша задача поднять ту карточку с буквой, которая, по вашему мнению, должна стоять после шипящего и объяснить свой выбор. (Ш…пот, ж…ны, ш…л, щ…лка, ш…фёр, ш…рох, ш…рты, ш…в, крыж…вник, ж…лудь).

VIII. Самостоятельная работа. (Работа с учебником)

– Откройте учебник на странице 94, № 3. Прочитайте задание. Для отработки данной
орфограммы выполним самостоятельную работу.
– Если нужна помощь, поднимите руку, и я подойду. Выполняем задание.
(Проверка).
– Оцените ответы детей.

IX. Итог

– Какую цель мы ставили на этот урок?
– Поднимите руки, кто сегодня хорошо усвоил правописание данной орфограммы?
– Кому ещё тяжело?
– А для чего мы проводили эту работу?
+ 0тветы детей.

Х. Домашняя работа

Выучить правило и алгоритм правописания орфограммы О, Ё после шипящих в корне слова. Стр.94, № 2.

– Урок окончен. Спасибо за работу.