Урок по окружающему миру. 4-й класс, тема "Принятие христианства в Хакасии"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Принятие христианства в Хакасии.

Цель: познакомить учащихся с христианизацией хакасов и сравнить с крещением у славян.

Задачи:

  • Показать учащимся, что распространение христианства способствовало сплочению хакасского народа и формированию хакасской нации.
  • Сформировать у учащихся представления о значительной роли церкви в распространении грамоты среди коренного населения.
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории родного края.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая.

Методы работы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые.

Оборудование: карта Хакасии, схемы слов, рисунки детей, книга А. Н. Гладышевского «К истории христианства в Хакасии»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Хакасия! Мой край родной!
Повсюду ты со мной!
Белые горы, леса и озёра,
Курганы, шаманы и песни Хайджи –
Всё это ты!

(Автор Чебодаева Даша, 4 класс.)

2. Повторение

Учитель: Какое событие произошло на Руси в Х веке?

Дети: Крещение славян.

Учитель: Сегодня поговорим о крещении хакасов и сравним с крещением славян.

Карта Хакасии (рисунок №1)

Учитель: В XVIII веке Хакасия была отсталой окраиной России. Она входила в состав Енисейской губернии. Здесь жили родственные племена, именуемые в официальных документах инородцами. Общее наименование – хакасы. Назовите эти племена.

На доску вывешиваются карточки слов: Енисейская губерня, качинцы, сагайцы, бельтыры, койбалы, кызыльцы, инородцы.

– Коренное население Енисейской губернии делилось на 3 разряда. Назовите их.

На доску карточки слов: осёдлые, кочевые, бродячие

Учитель: К какому разряду относились хакасы? (Кочевые)
Учитель: Разнообразие природных условий Хакасско-Минусинского края определяло и разновидность хозяйства отдельных племён. Назовите ведущие виды хозяйства коренного населения.
Дети: Скотоводство, коневодство.
Учитель: С развитием земледелия кочевой образ жизни постепенно сменялся полукочевым. В Х веке славяне приняли христианскую веру. Кто княжил в это время на Руси?
Дети: Князь Владимир.

3. Знакомство с новым материалом (работа в группах)

(Далее даны восстановленные ответы детей на задания работы в группах).

1 группа думает над вопросом: Чему поклонялись славяне на Руси?

Дети: Славяне были язычниками, верили, что богов много. Одни боги, думали славяне добрые боги. Они любят людей. Другие боги – злые и делают человеку много вреда. Солнце славяне называли добрым богом, оно давало тепло и урожай людям.
Гремел гром на небе, сверкали молнии, страшно становилось человеку!
Славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь гневается на людей. Этого бога славяне боялись. Славяне своим богам ставили деревянные или каменные изображения – идолы. (Рисунки детей, идолы).

2 группа думает над вопросом: Какую веру своих предков исповедовали хакасы?

Дети: Шаманизм. Люди обращались к шаману чаще всего как к лекарю, но могли попросить его покамлать о пропаже скота, будет ли удачным промысел на охоте и т. д.

На доску вывешиваются карточки слов: Идолы Шаманизм

Учитель: Назовите характерные черты шаманизма?
Дети: Жертвоприношение. Приносили к каменным идолам кушанья, питьё, приводили овец. Таким образом, люди задабривали своих богов.
Учитель: Было это у славян?
Дети: Славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь
гневается на людей. Этого бога славяне очень боялись и приносили ему разные жертвы, чтобы он был добрее к людям.

На доску вывешиваются карточки слов: жертвоприношение жертвоприношение

Учитель: Характерными чертами шаманизма являлись представления о сверхъестественном общении шаманов с духами, населяющими верхний, средний и нижний миры.
К наиболее распространённым культам шаманизма относились: От Ине – мать хозяйка огня, Умай – божество, охраняющее материнство и младенчество, Бай Кызын – богатая берёза, символизирующая кровное родство; ствол – род, ветви – семьи, листья – люди, члены рода. Тёсы – многочисленные овеществлённые духи. Иэыхи – освящённые домашние животные – охранители стад.
Активное участие население принимало в родовых и территориальных таихах, поклонениях с жертвоприношениями: Тигыр таих – небу, Таг – таих – горам, Суг – таих – воде и земле. После поклонения и жертвоприношения устраивались общие трапезы. Таихи обычно проводились раз в три года, хотя периодичность строго не соблюдались. Таихи являлись своеобразными праздниками, когда сородичи в условиях кочевой жизни могли встретиться и обменяться друг с другом житейской информацией.

На доску вывешиваются карточки хакасских слов.

3 группа думает над вопросом: Как происходило крещение на Руси?

Дети: Князь Владимир послал в различные страны послов, посмотреть, как другие народы молятся своим богам, и расскажут, какая вера лучше.
Послам понравилась греческая вера. Княгиня Ольга (бабушка князя Владимира) приняла греческую веру. Послушался князь Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую веру.

На доску вывешиваются карточки слов слов: крестился, князь Владимир, крестил дружину, детей, родственников

4. Физминутка (под музыку хакасского инструмента – чатхан)

Зазвучал среди Саян звонкой песнею чатхан.
Пей айран, да не скучай.
Праздник с радостью встречай.
Что за парни – удальцы – и атлеты, и борцы!
Ведь того, кто победит,
Праздник славой наградит.
В танцах девушки легки
И изящны, как жарки.
Ноги сами в пляс идут
Нет прекраснее минут!

Учитель: В начале XVIII века в Хакасии появились миссионеры, и начался процесс христианизации её населения. Начало распространения христианства в Хакасии – 1771 год.
– Кто такие миссионеры? (Мнения детей)

Учитель: Миссионеры – это люди, распространяющие своё вероисповедание среди инаковерующих. Миссионерскую деятельность тогда на территории Хакасии осуществляли священнослужители. Появление их было эпизодическим и малоэффективным. Главной задачей священников – обращение инородцев, исповедующих шаманизм в христианскую веру. Со временем священники всё больше убеждались, что для более успешной миссионерской деятельности им необходимо изучать местные обычаи и нравы.
Добровольное было крещение у славян?

Дети: Нет. Князь Владимир пришёл в Киев, он повелел опрокинуть идолы – одни велел изрубить, а другие предать огню. А на их месте срубить церкви и определять в них
попов и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам.

4 группа думает над вопросом: Добровольное было крещение у хакасов?

Дети: Нет. При отсутствии желающих добровольно принять крещение, миссионеры прибегали к принудительным мерам. Власти с миссионерами, провоцировали по какому-либо поводу конфликтную ситуацию, виновным грозил суд, при согласии принять крещение следовало великодушное поощрение, виновным грозил
суд, при согласии принять крещение следовало великодушное поощрение. Использовались и поощрительные меры: льготы, деньги, подарки; но и они оказывались малодейственными.

На доску карточки слов: насильственное.

5 группа думает над вопросом: Что положительного внесло крещение у славян?

Дети: Открылись начальные школы при церкви, появилась письменность, стало развиваться искусство. Что положительного внесло крещение у хакасов?

Дети:
1. Появились первые печатные богословские тексты на местном диалекте. Богослужение на родном наречии делало его более доступным и понятным.
2. Инородцы многому научились у русских: земледельческой культуре, пчеловодству, разведению домашней птицы, строительству изб. Взаимоотношения домашней птицы, строительству изб. Взаимоотношения охватили области и народной культуры.
3. Особо значительна роль церкви в распространении грамоты, в открытии церковно-приходских школ, а переводы священниками религиозных текстов на местное наречие и первые на нём печатные богословские издания стали важным звеном для создания хакасской письменности.

На доску вывешиваются карточки слов: искусство, письменность, приходские начальные школы.

Учитель: Красноярский золотопредприниматель П. И. Кузнецов отдал под школу один из своих домов. Родовой сход определил расходы на содержание школы. Школа начала свой первый учебный год 10 января 1869 года. В ней обучалось семь человек: четыре хакаса и два русских мальчика и одна девочка. Главным препятствием в распространении православия миссионеры считали шаманов – служителями дьявола. Они подвергались преследованиям и гонениям, у них отбирались бубны, уничтожались различные шаманские атрибуты. В XIX веке появились из инородческой среды (хакасов) свои священники.

Портрет Василия Катанова (рисунок №2)

– Где образовался первый приход?

Дети: Первый инородческий приход образовался самостоятельно в 1770 году. Построенная церковь представляла собой небольшое деревянное здание, представляла собой небольшое деревянное здание, церковный приют состоял из священника, дьячка и пономаря.
Но в ночь на 16 апреля 1831 года в церкви по не установленной причине произошёл пожар. Строительство новой, большой каменной церкви затянулся на ряд лет и завершился в 1851 году.

(Рисунок №3)

Рисунок церкви в Аскизе. портрет Катанова с детьми.

Учитель: В каком году было крещение славян? В каком году было крещение хакасов?

На доску карточки слов: 1988 год, 1771 год.

Учитель: Практически всё русское население, проживающее в Хакасии в XVIII веке, владело местным наречием. Совместное обучение русских и инородческих детей в школах, смешанные браки – всё это создавало дружественные межнациональные отношения. Процесс христианизации в Хакасии шёл сложно и противоречиво. Фактически хакасы были двуеверами, что нашло отражение в духовной и материальной культуре народа. Столетия совместного проживания хакасов и русских привели к формированию хакасской нации.

Итог урока: Что интересного для себя вы уносите с этого урока?