Конспект урока по окружающему миру в 3-м классе по теме "Берегите воду!"(Программа Школа России)

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели урока:

  • определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
  • выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции);
  • развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом);
  • воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Мобилизующий момент.

2. Сообщение темы урока.

(Приложение 1. Слайд 1)

– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)

– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”

– Начнем с проверки домашнего задания.

3. Проверка домашнего задания.

Тест (Приложение 2)

– Предварительно оцените свою работу.

– Сравните свои ответы с правильными.

– Поставьте себе реальную отметку.

– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

4. Новая тема урока.

А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)

Чтение учителем.

Жила-была Река. (Приложение 1. Слайд 2) Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Приложение 1. Слайд 2) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Приложение 1. Слайды 3, 4, 5, 6)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Приложение 1. Слайд 7) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. (Приложение 1. Слайд 8) В ней мыли машины, стирали белье. (Приложение 1. Слайд 9) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Приложение 1. Слайд 10)

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Приложение 1. Слайд 11) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Приложение 1. Слайд 12) Покрылась Река черной пленкой, (Приложение 1. Слайд 13) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Приложение 1. Слайды 14, 15, 16,17) Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Приложение 1. Слайд 18)

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Приложение 1. Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”

Б) Работа в группах.

Каждой группе предлагается

– инструкция по организации своей работы; (Приложение 4)

– 4 научных текста по теме (Приложение 3. 4 научных текста по теме, причем все 4 текста предлагаются каждой группе, дети должны выбрать только тот текст, который поможет раскрыть именно их проблему);

– словари;

– учебник;

– вырезки из газет и журналов.

Каждая группа работает над решением определенной проблемы:

1 группа. Раскрыть тему “Значение воды в жизни планеты Земля”. Доказать, что вода – источник жизни на планете.

2 группа. Раскрыть тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.

3 группа. Выявить причины загрязнения воды.

4 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.

5 группа. (Наиболее слабые учащиеся) Составить схему-аппликацию “Источники загрязнения воды и способы ее защиты” (Используя вырезки с иллюстрациями из газет и журналов, призывы и запрещающие знаки, заранее подготовленные учителем, среди которых используются “ловушки”, чтобы дети могли сделать осознанный выбор)

6 группа. (Наиболее сильные учащиеся) Работа на компьютере. Создать слайды по теме: “Берегите воду!” Определить главное в каждом тексте и вывести на экран компьютера, используя программу Power Point.

В) Выступление каждой группы.

Выступление 6 группы является итогом работы всех групп. (Приложение 4)

5. Итог урока.

– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Приложение 1. Слайд 24) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Приложение 1. Слайд 25) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)

– Я хочу закончить наш урок словами, которыми закончила свою работу 6 группа и еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”

6. Домашнее задание.

Учебник с.58-61, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 – научиться чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 – узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе.). Тетрадь с. 26 № 2 (нарисовать плакат “Берегите воду!”).