Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • систематизировать знания учащихся по теме “Вершина средневековья”,
  • формировать умение правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия,
  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи,
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

1.Организация класса.

2.Цель.

-Посмотрите на выставку рисунков рыцарей. И мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на один урок вы почувствовали себя рыцарями и поэтому мы проводим рыцарский турнир на самого лучшего знатока темы “Вершина средневековья”. Вас ждет ряд состязаний, где за правильные ответы, правильно выполненные задания, вы будете получать маленькие щиты. В конце турнира, набравший наибольшее количество щитов, будет признан победителем и получит герб “Победитель рыцарского турнира”.

3.Ход турнира.

1-й тур “Отвечайка”

-Назовите главное богатство в Средние века? (Земля.)

-Почему земля считалась основным богатством?

( Поступления с земли оставались самыми надежными и постоянными . Обладание землей – это и социальный престиж. Солидным и состоятельным человеком в глазах современников был именно тот, кто обладал землей. )

-Кто были основными владельцами земли в Средневековье?

(Короли, герцоги, бароны, рыцари, церковь.)

-На каких условиях жаловалась земля королем своим слугам?

( Условное пожалование за службу . Земля могла быть отобрана в случае неисполнения слугой своих обязанностей в отношении короля. Земля закреплялась за родом в случае добросовестной службы, а затем его потомков .)

-Как называлось земельное владение, которое жаловалось за службу? (Феод.)

-Кто выше: вассал или сюзерен? Каковы их обязанности по отношению друг к другу?

( Сюзерен. Каждый вассал должен быть предан, верен своему сеньору, он должен сражаться за своего сеньора. Сеньор – щедр и справедлив к своему вассалу, защищает и помогает ем у .)

-В какой стране могли сказать “Вассал моего вассала – не мой вассал” и что это значило?

( Франция. Сеньор имел дело только со своими непосредственными вассалами, а от их вассалов требовать ничего не мог .)

-Почему разорять крестьян поборами господину было не выгодно, хотя сеньор старался забрать у крестьян как можно больше?

(От нищего и голодного крестьянина ему будет мало пользы .)

-Почему и знатные, и простые люди дарили свои земли церкви?

(Считалось, что это богоугодное деяние и молитва за них священников и монахов избавит их от предстоящих мук в аду или чистилище .)

2-й тур “Думайка”.

-Определить, что отражают данные схемы и что в них лишнее?

  • Король
  • Герцоги
  • Графы
  • Бароны
  • Рыцари
  • Крестьяне

( Феодальная лестница . Вассальная система отношений. Лишнее – крестьяне т.к. крестьяне не входили в феодальную лестницу. Согласно средневековым представлениям, вассальная система отношений действовала только в рамках благородного сословия. По отношению к своему господину крестьянин являлся подданным, а не вассалом .)

  • “Молящиеся”
  • “Сражающиеся”
  • “Служащие”

(Сословия, на которые делилось средневековое общество. Лишнее – “Служащие”, третье сословие называлось “Трудящиеся”, считалось низменным, презренным, в отличие от первых двух благородных сословий. “Трудящиеся” имели мало привилегий, но много обязанностей .)

  • Инвеститура
  • Барщина
  • Оброк
  • Подати и поборы
  • Десятина

(Крестьянские повинности. Лишнее – инвеститура т.к. это введение в церковную должность.)

3-й тур “Словознайка”.

-Дать определение понятиям.

Феод – земельное владение, которое жаловалось за службу, и которое можно было передать от отца к сыну при условии несения той же самой службы.

Сословие – большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.

Община – объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором на месте производиться все самое необходимое, так что нет нужды покупать или продавать что – либо на рынке.

Феодалы – члены господствующего слоя в средневековом обществе, главные владельцы земли.

Рыцари – военное сословие средневековой Европы.

4-й тур “Узнавайка”.

-Что обозначает цепочка, продолжи её?

*Верность слову, воинская отвага, щедрость …

( Рыцарский кодекс чести . Послушный сын и главный защитник церкви, враг любой несправедливости, коварства, лжи, покровитель слабых, благороден к врагу, благородное отношение к женщине, верность, достоинство, честь ) .

*Соколиная охота, игры в кости …

( Развлечения рыцарей . Игры в карты, шашки, шахмат .)

*Сначала деревянные, потом каменные, много помещений …

( Замок . Холодные помещения т.к. камины не могли прогреть большие помещения, ставни закрывали, но это не спасало от сквозняков. Для освещения использовали факелы (копать на стенах, потолке)

5-й тур “Составляйка”.

-Установи связь между двумя столбиками и объясни.

1.Верден

2.Франция 9в.

3.Германия 10в

4.Римский император Оттон 1 (962г.)

5.Германия 12в.

3.Крупные герцогства, венгры

4.Папа римский

1.843г.

5.”Священная Римская империя”

2.Удельные княжества, норманны

6-й тур “Соображайка”.

-Графический диктант. Если вы согласны с высказыванием ставите +, если не согласны - .

*Главной целью крестовых походов было освобождение Святой Земли, Гроба Господня от власти иноверцев. +

*Папа римский обещал всем участникам похода в г. Иерусалим отпущение грехов, богатство тем, кто на родине был беден. +

*Во время первого крестового похода в 1099г. в Палестине крестоносцы создали Иерусалимское королевство, которое перестало существовать в 1187г. в результате захвата его египетским султаном Салах – ад - Дином. +

*Воевать и организовывать переброску войск в Палестине было проще крестоносцам . –

( Проще было мусульманам т.к. их владения раскинулись со всех сторон от Палестины, их войска не испытывали больших затруднений при нападении на крестоносцев . Крестоносцы удерживали узкую полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставлять лишь кораблями. Либо пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии .)

*Четвертый крестовый поход (1202-1204гг.) отличался от других тем, что в нем участвовали три европейских правителя: император Фридрих 1 Барбаросса, английский король Ричард 1 Львиное Сердце и французский король Филипп 2. -

( Третий крестовый поход 1189-1192 гг. Четвертый крестовый поход отличался тем, что впервые крестоносцы обратили свое оружие против христиан . Этот поход обнаружил грабительские цели крестоносцев .)

*На развалинах побежденной Византии была создана Латинская империя со столицей в Константинополе . +

*1291г. – потеря крестоносцами последних владений в Палестине. +

*Все крестовые походы были направлены на Святую землю. –

( Еще на Восточную и Центральную Европу, на Пиренейский полуостров )

*Крестовые походы отрицательно воздействовали на европейскую культуру. –

( Крестовые походы обогатили Европу достижениями мусульманской культуры . Мусульманский мир в ту эпоху обладал богатой и развитой культурой во многом превосходившую европейскую. С Востока проникли в Европу многие сочинения древнегреческих философов, многие бытовые привычки мусульман в еде, одежде, жилищах )

7 Тур “Вспоминайка”.

-Какую тему раскрывают эти понятия, объясни их?

*11век (возрождение городов в Европе)

*Коммуна (вольный город, город не находящийся под властью какого-либо сеньора)

*Гильдия, цех (объединение городских жителей, гильдия-объединение купцов, цех-объединение ремесленников)

*Мастер, подмастерье, ученик (цеховая иерархия)

*Рыночная площадь, ратуша, храм (основные черты в облике средневекового города)

-Все эти понятия раскрывают тему “Средневековый город”

8-й тур “Выбирайка”

-Раздели понятия на две группы и объясни почему?

1.Схизма (1054г. раскол в церкви на римско-католическую и греко - православную)

2.Соборные, монастырские, городские (школы)

3.Клюнийское движение (движение монахов монастыря Клюни в Бургундии за самостоятельную роль церкви, за полную независимость от светских властей)

4.Ересь (12-13вв. религиозное течение, противоречащее официальному церковному учению )

5.Скрипторий (мастерская по переписыванию и украшению рукописей)

6. “Семь свободных искусств” (учебные дисциплины-грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия )

7.Инквизиция (карательное учреждение, направленное на борьбу с ересями)

8.Фома Аквинский (выдающийся богослов)

9.Университет (12в. объединение людей, решивших совместно искать истину)

10.Томизм (учение католической церкви)

11.Пилигримы (странники, отправившиеся в путь с целью посетить отдаленные святыни и тем самым облегчить свою душу от грехов)

12.Ваганты (бродячие школяры)

13.Отлучение (инструмент давления папы римского)

14.Каносса (замок в Италии, где император Генрих 4 просил у папы Григория 7 о снятии церковного отлучения, символ победы церкви над императорской властью)

-Церковь – 1, 3, 4, 7, 8, 10,11, 13, 14

Образование – 2, 5, 6, 9, 12

4.Итог турнира (вручение герба победителю)

-Наш турнир подошел к концу. Сегодня вы почувствовали себя рыцарями и теперь можете о себе сказать словами известной поэтессы Юнны Мориц:

И я была, как остальные,
Пуды носила я стальные-
Кольчуги, латы и шеломы-
Железо с прорезью для глаз.
( Смотри научные альбомы,
Историю за шестой класс )
Внимая вражескому крику,
Я поднимала эту пику.
И этот меч над головою,
Внимая вражескому вою.
И только юноше понять,
Как это можно все поднять –
Не раз, не два, а сколько надо,
В железной битве, в пекле ада,
В крови средневековых лет,
Где мог быть истинным поэтом
Лишь рыцарь, воин и атлет.
Между колечек, скреп, застежек
Немало потайных дорожек
Находят гибель – ей видней.
Имей любовь на этот случай,
Средневековье – наилучший
Раздел, где сказано о ней!