Урок географии по теме "Атмосфера"

Разделы: География


Предмет – география.
Итоговый урок по теме «Атмосфера».
Тип урока – обобщение и систематизация.
Задача – обобщить и систематизировать знания.

Цели:

  • Образовательная – определить уровень знания основных понятий, терминов, определений; элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщить материал как систему знаний об атмосфере;
  • Развивающая – определить степень пространственного мышления; уровень умения выполнять практические задания по характеристике элементов погоды с использованием данных календаря; выявлять причинно-следственные связи образования ветра, облаков, атмосферных осадков; определить уровень понимания значения атмосферы для жизни и деятельности людей; развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитательная – помочь осознать значимость географической  культуры, эстетического восприятия природных явлений через литературные произведения, музыку; культуру общения.  

Приложение 1. Партитура урока

Ход урока.

Приветствие учителя.

Добрый день, юные географы! Сегодня мы обобщаем и систематизируем знания по теме «Атмосфера»:

  • проверим, как вы знаете понятия и термины,
  • применим полученные знания на практике,
  • вспомним народные приметы,
  • определим причины, влияющие на климат,
  • проявим эрудицию, смекалку, находчивость, культуру общения.

Я подготовила для вас  интересные задания. Давайте поиграем! В игре мне будет помогать справедливое жюри: ваши одноклассники и библиотекарь школы, подготовившая для вас выставку книг. Во время игры работает информационный центр, который удивит нас энциклопедической информацией, ответит на поступившую корреспонденцию. За золотые и серебряные медали будут соревноваться две команды по 7 человек! И пусть победит сильнейший! Удачи!
Предлагаю разгадать кроссворды, ключевыми словами которых являются названия команд «Климат» и «Погода»
Приветствие команд. (На школьной доске изображена таблица хода игры).

Приложение 2. Оценивание конкурсов

Задание «Путаница - исправь ошибки». На доске предложены вопросы с неправильными ответами. Представители от команд  исправляют ошибки.

Приложение 3

Далее в конвертах команды получают задания и строят по данным календаря погоды г.Саров:

  • график суточного хода температур,
  • розу ветров, 
  • диаграмму осадков.

Для учащихся класса, не вошедших в команды, информационный центр предлагает  прочитать «Письма» и написать ответ:

Письмо №1.

«Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении. Догадайтесь, о каком атмосферном явлении писал С.Маршак:
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему – никто сказать не может.
Вопросы: - Почему ясень шевелит листвой? Укажите причину явления».

Письмо №2.

«В дневнике русского путешественника А. Елисеева, много дней проведшего в Сахаре, есть запись: «Около полудня при температуре плюс 42 градуса услышал громкий и отчетливый треск,  звук был настолько громкий, что все путешественники остановились. Было похоже, что кто-то стрелял из-за скал, но проводник успокоил всех, сказав, что это явление называется «звуком Солнца». Солнце его родины заставляет кричать даже камни. Обычно эти звуки раздаются после полудня, когда становится особо жарко».
Вопрос: - Почему происходят такие явления?

Построенные графики команды сдают в жюри, а информационный центр предлагает прослушать познавательные факты: «Почему флюгер украшался фигурой петуха? Сколько весит дождь?»

Приложение 4

Задание-практикум.  На глобусе отмечены показатели разного атмосферного давления над сушей и океаном. Покажите стрелками направления ветров, назовите их и объясните причину возникновения.

Задание-эксперимент.

№1. «Воздух имеет вес и давит на землю и ее поверхность».

№2. «В тропосфере всегда содержится водяной пар».
Докажите верность утверждений.  Выберите необходимые приборы для опыта (стакан с водой, зеркало, лист бумаги, весы, секундомер, линейка, компас):

Физкультминутка (Учащиеся вслед за учителем проговаривают стихотворение и выполняют показываемые движения):

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревце все выше-выше.

Примите участие в аукционе примет: «Какая команда больше знает народных примет» (опережающее задание).

Назовите все элементы погоды и постройте на доске схему «Климатообразующих факторов» (используется динамическое пособие на магнитах).
Обобщение знаний провожу при помощи теста.

Приложение 5

Пока жюри подводит итоги конкурсов, учащиеся класса участвуют в марафоне песен о погоде (опережающее задание: спеть куплет песни, в которой встречаются слова о погоде).

Жюри сообщает итоги конкурсов, награждает победителей.

В заключение урока звучит под музыку шуточный прогноз погоды «13 апреля 2008 года температура воздуха +4°. Атмосферное давление – 750 мм ртутного столба. Ветер слабый. Облачно. Дождь, временами со снегом, а в кабинете географии солнечные улыбки, облачность в знаниях прояснилась, грозовые тучи прошли мимо, роса из глаз не выпадала, игра прошла не безрезультатно».

На доске написано опережающее домашнее задание (учащиеся выполняют по желанию)