Принцип толерантности: как ему следовать в воспитании и обучении детей

Разделы: Начальная школа


  • Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.
  • Культура толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

В. Лизинский

Воспитание толерантности стало насущным требованием времени по двум основным причинам.

Во – первых, потому что “приходится констатировать, что среди молодёжи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам”. Это итог. А начинается всё с малого: неприятие другого человека (даже маленького маленькими) – за “не такое, как моё отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта, фильму, поступку, подарку, нравственным ценностям – доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви…”

Во – вторых, нельзя назвать толерантным господствующее в нашем обществе отношение к детству: ребёнок зависит от взрослых и материально, и морально. “Мы не ценим ребёнка за самобытность, просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем её чем – то неразвившемся, несерьёзным , каким – то суррогатом”. Из –за этого обостряется проблема “отцов” и “детей”, растёт стена неприятия одних другими.

В воспитательной работе есть два аспекта этой проблемы. Во – первых, с позиций гуманной педагогики воспитатель принимает ребёнка (детей, весь коллектив) таким, каков он есть, - с его достоинствами и недостатками, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принимаем, понимаем, чтобы вести его развитие дальше, воздействуя позитивно и собственной личностью, и организованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе. Поэтому столь важными становятся такие способы воздействия воспитателя, как обеспечение каждому достойного, удовлетворяющего его места в коллективе, сочетание уважения и требовательности, оказание психолого – педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребёнка, любого детского коллектива, создание воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности – к позитивным, от ошибочных взглядов и просчётов – к их преодолению, от асоциальной и антисоциальной позиции – к проявлению позиции, оцениваемой в логике стремления к истине, добру, красоте.

А во – вторых, задача педагога, работающего с детским коллективом, - внедрять в сознание и поведение детей идей толерантности – терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей – родителей, педагогов, случайно встретившихся людей.

Как же эти два аспекта могут быть реализованы в практике воспитания?

  • Это прежде всего забота о благожелательном климате в детском коллективе и о культуре отношений взрослых и детей. “Каждый человек – наивысшая ценность, которую нужно бережно культивировать, “не судите – да не судимы будете”, “живите для улыбки друга”, “поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступили с тобой”…
  • Это - “роскошь человеческого общения” в совместных делах – походах, утренниках, дружеских чаепитиях и встречах, позитивное разрешение конфликтов со сверстниками и взрослыми, обучение приёмам самопознания и самовоспитания…
  • Это и индивидуальная работа с детьми – трудными, одарёнными, шалунами, изгоями, “классными шутами”, юными воришками, грубиянами, дерзкими нарушителями школьного распорядка.
  • Это и работа важатого и воспитателя с детьми из неформальных объединений разного толка – фанатами, панками, меломанами…

Видимо, есть специфика в проявлении толерантности, в отношениях “воспитатель – воспитанник”. Безусловно, мы должны принять как должное всю палитру нравственных отношений воспитанника – к музыке, поэзии, живописи, науке и учению, к образу жизни и поведения, к религии, к сверстникам и взрослым…

Но ведь в практике мы встречаемся и с безнравственным, даже с противоправными взглядами, точками зрения, поступками: ссоры детей по разным причинам, обидные прозвища, издевательства над изгоем в детской среде, межнациональные и имущественные “разборки”, драки, унижения достоинства другого человека.

Как быть в подобных ситуациях? Принимать? Терпеть? Проявлять толерантность?

Видимо, в воспитании ребёнка логика принятия иная, чем в отношениях взрослых людей (со сформировавшейся твёрдой позицией в отношениях к окружающему миру). Педагог воспринимает воспитанника таким, какой он есть, временно, условно; пытаясь понять, почему он таким стал, а в последующем старается повлиять с целью изменения его отношений в логике их позитивного развития. Лишь на этой основе развивается взаимопонимание, постепенное взаимопринятие и взаимодействие, что приводит, в конечном счёте, к подлинной толерантности, т. е. безусловному принятию самобытной личности воспитанника. Самобытной во всём – темпераменте, характере, способностях, увлечениях, склонностям, убеждениях, поступках и т. д. Кроме безнравственного и противоправного.

Формирование принципов толерантного поведения на уроках литературного чтения

Учить и учиться толерантности в общении – это долгий и нелёгкий труд, каждодневная работа над собой. У учителя в руках самое сильное оружие по формированию толерантности – слово.

Слово в жизни может очень много. У него большая власть. Оно всемогуще, всесильно. Оно может поддержать в любую минуту человека в трудную минуту. Слово может повести за собой. А как больно оно может ранить!

Раскрыть тайны и понять силу слов могут помочь уроки литературного чтения и те комплекты учебников по данному курсу, которые выбрал учитель.

Знакомство со словом начинается на самых первых уроках обучения грамоте. Работая по букварю Д.Б.Эльконина, знакомлю с картой волшебной страны – Страны слов. В стране живут разные слова. Есть слова “добрые”. Их надо произносить спокойно, ласково, нежно. Таких слов очень много. Прошу детей привести примеры. Есть слова, которые любят, чтобы их произносили вместе (хором), дружно, громко: “Шайбу!”, “Ура!”, “Гол!”. Есть слова, которые любят, чтобы их произносили тихо. Это колыбельные стихи, песни. Но есть слова, которые лучше совсем “не будить” в этой стране. Это “злые” слова. Они обижают, унижают, оскорбляют людей. Заставляют грустить и плакать. Нужны ли нам такие слова? Давайте совсем не будем их произносить.

Во 2 классе в учебнике Е. И. Матвеевой “Литературное чтение” эпиграфом к разделу “Каким бывает слово” взяты строки из произведения В.А.Солоухина:

“ Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши…”

Оказывается, одно и то же слово в разных ситуациях может играть разные роли. Как же подобрать нужное, единственно верное и точное, чтобы выразить грамотно свои мысли? Ведь человеку так хочется быть понятным другими!

Автор учебника знакомит детей с правилами, которые помогут найти верные и нужные слова.

  1. Думай о том, что говоришь.
  2. Подбирай такие слова, которые необходимы в данной ситуации.
  3. Учись у мастеров слова – писателей и поэтов. В своих произведениях они обязательно подскажут, как употреблять слова, чтобы речь была приятной и благозвучной.

На примере литературных произведений учебник знакомит учеников со смысловыми оттенками слова. Важно научиться улавливать именно оттенки. От этого зависит успех твоего общения с ребятами, родными, близкими и чужими людьми.

Слова – утешения можно найти в сочинении А.С.Пушкина:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись!
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло.
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.

Слово имеет звуковую оболочку. Она является его внешней стороной. Слово имеет и внутреннее содержание. Это его смысл, значение. В тайны смысла помогает проникнуть филосовское стихотворение А.А.Тарковского:

Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным
светится огнём.

У слова большая власть. Оно имеет способность материализоваться. Поэтому:

Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!

В русском языке множество слов, с помощь которых можно описать явления природы. Авторы создают неповторимые образы, используя смысловые оттенки слов. Образ – это картина, зарисовка, описание… Автор создаёт образ, а читатель его воспринимает. И в его голове рождаются новые мысли, а в сердце – новые чувства. Поэтому важен выбор тех произведений, которые будут читать дети и подростки.

Авторы учебника помогают найти нужные слова в разных жизненных ситуациях, дают советы в умении вести диалог.

Так, часто людям приходится спорить. Это происходит из–за несогласия между ними, из–за того, что один думает так, а другой иначе. Спор – это “горячее” общение между говорящими.Тронешь словом одного – он начинает бурлить и кричать грубее слова. Так происходит в стихотворении А.К. Дитрих “Говорила туча туче…” После прочтения стихотворения предлагаю сочинить историю о том, как тучи помирились.

Спорить надо учиться. Убеждать в своей правоте культурно, грамотно. А для этого надо много знать. Не будь невежей в споре!

Е.И. Матвеева предлагает ученикам послушать речь друг друга на перемене. “Знатоки речи, любители литературы” сразу услышат неверные выражения, неграмотные формы слов. Ученик сказал и побежал дальше. А слово отозвалось у его собеседника обидой, грубостью, ссорой. Неграмотная речь вызывает смех и недоумение у культурных и воспитанных людей. И не только у них! Иногда и школьных принадлежностей, как в произведении Ю.Тимянского “Рассказ школьного портфеля”. А если слова неверно произносить, “каверкать”, то они могут и наказать своего обидчика. Именно так произошло с героем в стихотворении Ю.Тувима “Словечки – калечки”:

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя “Ежи” в полминуты
Переделаем в “Ежа”!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Слова помогают создать авторам героев с разными характерами. Например, хочет он высмеять хвастунов. Для этого ему понадобятся “хвастливые” слова. Иногда герои рассказывают о своей трудной судьбе. Делятся мыслями о том, как люди их обижают. Вот тогда на помощь приходят “жалостливые” слова. И появляется жалостливая интонация, интонация недовольства сложившейся ситуацией. Хочется, чтобы их поняли, помогли. Если внимательно прислушаться к детской речи, то сколько “капризных” слов можно услышать! Как жаль, что многие из нас похожи на героя Н.Демыкиной “Капризный день” :

День капризничал весь день.
Говорил, что он – не день,
И не темень, и не свет,
Только “НЕ” твердил да “НЕТ”.
Башмачки он
НЕ надел,
Манной каши
НЕ поел,
Рук НЕ вымыл перед сном,
Дом поставил кверху дном,
Лёг в кроватку под сосну
И сказал: “Я НЕ засну!”

Всем приходилось бывать в гостях или приглашать к себе в гости. Хочется, чтобы тебя встретил добрый, приветливый хозяин, пригласил пройти, угостил чаем, поддержал интересную беседу. Доброжелательный тон и “вежливые”, “ласковые” слова в этой ситуации очень необходимы. Но иногда случается, что на пороге вас встречает “горе-хозяин” как в произведении О.Е.Григорьева “Гостеприимство”. Выбирай, каким хозяином и гостем будешь ты?

Если внимательно слушать своего собеседника, замечать слова, которые он использует в разговоре, можно много узнать о его характере, привычках, образе жизни, увлечениях и т. д.

И ещё об одном важном умении слов. Слова могут вызывать у читателя улыбку. Чтобы читатель улыбнулся, надо подобрать специальные слова. Может быть, ласкательные, может быть, стремительные и быстрые. Автору предстоит изобразить героя смешно, но с любовью. Не стоит обижать читателя недобрым смехом. Ведь смех бывает разным: обидным и безобидным, злым и беззлобным. Смех и слово имеют великую силу! Они способны изменить любого человека. Будьте осторожны, когда хотите посмеяться над другими! Подумайте, не нанесёт ли ваша шутка рану в душе человека, не отзовётся ли обидой и злобой? А как можно отреагировать на злую шутку учит В.И.Белов в произведении “Как воробья ворона обидела”.