Интегрированный урок-путешествие в 1-м классе (окружающий мир и математика). Тема: "Чтение и запись двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Чтение и запись двузначных чисел».

Цели: повторить состав числа 10, название компонентов сложения и вычитания, разрядный состав чисел, счет прямой и обратный «круглыми»  десятками; развивать умение соотносить выражение с рисунком,  развивать интерес к окружающему миру через знакомство с Галактикой, развивать логическое мышление, умение делать выводы.

Ход урока

Подготовительная  работа: разделились на команды, учитель подготовил пособия «светофор», индивидуальные карточки с однозначными числами, перфокарты.

Орг.момент.

Сегодня, нам предстоит полет в космос. Вы разделились на 2 команды-экипажа. Экипажи должны работать дружно, слаженно, соблюдать дисциплину и наш полет пройдет успешно. Желаю удачи!

Устный счет. В центре подготовки космонавтов дали задания.

1 экипаж, возьмите конверты, разложите лежащие там карточки по порядку. Я буду читать вопрос, а вы - показывать карточку-ответ.

2 экипаж работает с перфокартами (заполнение таблицы по составу числа 10)

1 экипаж готов?

- Первое слагаемое 8, второе - 2. Чему равна сумма?
- Увеличьте 7 на 3. Какое число получится?
- Из числа 10 вычесть 5. Какое число получится?
- Уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Чему равна разность?
- Чему равна сумма  4 и 6?

Молодцы,  с заданиями  справились, к полету готовы.

Начинаем обратный отсчет.

Считаем десятками.50, 40, 30, 20, 10, старт.
Мы летим мимо трех звезд: красной, белой и синей. Белая - больше  синей, но меньше  красной.  Какая звезда самая большая? (на компьютере появляется верный ответ: рисунок звезд с названиями Сириус, Альдебаран, Регул)

Работа с учебником.

Посмотрим на звезду Сириус.  Для вас оставлено послание, которое зашифровано на странице учебника 130(1,3,0) Читаем его.

Откройте тетради и запишите в строчку полученные числа.
Приготовьте «светофоры». Проверим.

-  Что интересного заметили?

Верно, в записи числа 33 одна и та же цифра обозначает и десятки, и единицы.

-  А что обозначает цифра 2 в записи чисел 27 и 72?
-  Есть ли еще в ряду такие числа?

Задание для   1  экипажа.  Запишите полученные числа в порядке убывания.

2  экипаж: в порядке возрастания.

Проверим. 

-   Какой ряд получился у 1экипажа?    У 2 экипажа?

Летим дальше.  Встретились с кометой  №286 (2,8,6,) 
Прочитаем задание,  оставленное кометой. Чем отличаются числа 1 и 10?
2и 20? 7 и 70? 8 и 80? 4 и 40? 9 и 90?

Физминутка.

Космонавтами мы стали, но немного все устали.
Раз - по  лунной по дорожке побежали наши ножки.
Два - наклон и поворот.
Три - теперь наоборот.
А на счет четыре,
Мы раскинем руки шире.
Пять -  готовы вылетать.
Шесть - за парту тихо сесть.

Продготовка  к решению задач.

Вы, наверное, замечали, что  иногда звезды объединяются в группы, созвездия. Люди  разделили  небо  на 88  участков-созвездий  и  дали  им имена. Это имена героев мифов, легенд, сказочных существ.

- Отгадайте,   о каком созвездии идет речь в загадке:

Из  какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят.

(Большая Медведица)

- Посмотрите, сколько  звезд образуют ковш?  (учитель прикрепляет на доску карточку с числом 4)
-  А ручку? (3)
- Отступите 2 клетки от предыдущего задания в тетради, поставьте точку. Используя  эти числа запишите верные равенства, найдите их значения.]

3+4=7
4+3=7
7-3=4
7-4=3
4-3=1

- Какие равенства получились?
- Что могут обозначать эти равенства?

Работа с учебником.

Пролетаем звезду Альдебаран. Получаем сигнал …+1;…-1.

- Что значит прибавить 1?(Назвать последующее)
- Что значит вычесть 1?(Назвать предыдущее)
- В учебнике №287(2,8,7). 1 столбик. Экипажи работают вместе устно.

1 экипаж выполняет 2 столбик
2 экипаж - 3 столбик.

Проверка: на экране высвечиваются ответы.

- Кто выполнил задание без ошибок?
- Кто ошибся?
- Посмотрим на значения выражений.
- Назовите однозначные числа.
- Назовите  двузначные числа.
- Назовите круглые числа.
- Назовите двузначное число, у которого в разряде единиц стоит цифра 9.
- В каком еще числе есть цифра 9 и что она обозначает?

Летим домой мимо звезды Регул. 

Задание от нее. №288 (2,8,8)

- Прочитаем. Внимательно рассмотрите рисунок и выполните задание.
- Итак, какое выражение можно подписать под данным рисунком? (40+20,60-20,60-40)
- Какое ещё выражение можно было записать? (20+40)
- Что заметили? (Все числа круглые)

Итог урока

Мы с вами приземлились.

- Что интересного узнали?
- Какое задание понравилось?
- Ваши перфокарты, 2 экипаж, я обработаю и скажу вам результат.

(При подведении итога звучит музыка группы «Спейс»)

Приложение