Компетентный подход к обучению на уроках географии. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Компетентностный подход к обучению на уроках географии.

Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность, самореализоваться. В данных условиях интересным кажется компетентностный подход, который ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных приращений каждого ученика
Принципы компетентностного обучения А.В. Хуторского   являются нормотворческой основой организации и осуществления нашего образовательного процесса

  • принцип метапредметной основы образовательного процесса,
  • принцип первичности изучаемых явлений,
  • принцип продуктивности обучения,
  • принцип первичности образовательной продукции,
  • принцип образовательной рефлексии,
  • принцип личностного целеполагания ученика,
  • принцип выбора индивидуальной образовательной траектории,
  • принцип ситуативности.

Указанные принципы позволяют выстроить модель образования на основе организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим собой. Познание учеником внешнего мира сопровождается самопознанием, которое происходит на основе рефлексии его деятельности. «Первичным в образовательном процессе выступает познание учеником реальной действительности. После получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение учеником достижений  человечества в этой деятельности.
В своей работе  нами использовались  теоретические труды доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии А.В. Хуторского, разрабатывающего  компетентностный подход к обучению в системе личностно-ориентированного образования. А.В. Хуторской предлагает иерархию компетентностей, выделяя ключевые, межпредметные и предметные.
Нами используется его типология компетентностей, классификация уроков (уроки когнитивного типа, уроки креативного типа, уроки оргдеятельностного типа, уроки коммуникативного типа), понятийный аппарат, технология разработки образовательной ситуации на уроке, приняты идеи по организации  рефлексии образовательных  продуктов учащихся. Структура урока  при компетентностном обучении отличается от структуры традиционного урока и представлена следующими этапами:

  • создание образовательной напряженности;
  • уточнение образовательного объекта;
  • конкретизация задания;
  • решение  ситуации;
  • демонстрация образовательной продукции;
  • систематизация полученной продукции;
  • работа с культурно историческими аналогами;
  • рефлексия.

Основное отличие урока на компетентностной основе - это наличие в нем  образовательной ситуации, ориентированной на образование личностных приращений ученика как во внешней деятельности (овладение фундаментальными образовательными объектами и способами добывания знаний о них, методами познания), так и во внутренней (оргдеятельностные умения, ценностные установки в межличностном общении и по отношению к научной картине мира). Создание образовательных ситуаций – процесс творческий, требующий от учителя пересмотра собственных представлений и отказа от авторитарных методов традиционной педагогики.
В отличие от традиционного планирования конструкт урока в компетентностном обучении позволяет спроектировать деятельность учащихся, а при анализе  урока обратить внимание на соответствие планируемого результата реально проявленному. Такой подход к организации урока позволяет выстроить логику урока на компетентностном содержании. Ниже предлагается конструкт урока географии на основе компетентностного подхода.

Конструкт урока географии в 8 классе

Предмет: География.

Класс: 8 класс.

Тема урока: Природно-ресурсный потенциал России.

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цели урока:

  • Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России.
  • Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.
  • Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания о природных ресурсах России;
  • Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
  • Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
  • Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
  • Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Главная проблема урока: Оценка природно-ресурсного потенциала страны и округа. Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.

Ключевая компетенция

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Ценностно-смысловая

Предметная компетенция

Получение знаний из реальной действительности (использование статистических данных, карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся)

Способность самооценки навыков познавательных процессов собственного мышления в процессе работы с разными источниками информации

Владение коммуникативными навыками работы.
Моделирование ситуаций из реальной жизни (проживание разных ролей)

Формирование способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция

Статистические данные, тематические данные, учебник, другие источники географических знаний

Действия учащихся 

Группа, пара, класс, общество, предприятие, учебное заведение

 

Страна, Родина

Для чего компетенция необходима социуму

Для профессионального отбора информации, для овладения способами передачи информации.

Для овладения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков

Для овладения навыками общения, т.е коммуникативными навыками, для развития рефлексивных навыков 

Для формирования гражданского самосознания;  для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, своей стране; для консолидации общества на основе ценностного отношения к природе, к окружающей среде, к «малой Родине».

Личностная значимость компетенции

Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умения ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно о результатах своей работы

Получение практического опыта, саморазвитие, высокая мотивация к предмету

Социализация в обществе

Для формирования способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции, для успешной социализации в обществе.

Перечень знаний, составляющих компетенцию

Природные условия, природные ресурсы, виды природных ресурсов, стратегия действий, заповедник, национальный парк, памятник природы.

Механизм разработки собственной стратегии.

Правила демократического типа общения.

Истинное богатство страны, истинное богатство человека.

Умения и навыки, относящиеся к компетенции

Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение делать выводы;
умение делать прогноз.

Анализ, установление причинно-следственных связей

Умение общаться в малой группе, в классе, умение представлять собственные результаты работы

Способы самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций - умение  делать выбор на основе  собственных мировоззренческих приоритетов.
Умение принимать решения, брать на себя ответственность за последствия своих действий, выбор целевых и смысловых установок - ориентация своего поведения в окружающей действительности (самоопределение личности).

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов

Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала, выделение проблем использования природно-ресурсного потенциала страны. Округа.

Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.

Обсуждение своей стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа с другими учащимися, определение слабых мест, корректировка

Рефлексия способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

  • Аналитическая деятельность:
    • анализ тематических карт;
    • анализ статистического материала;
    • систематизация материала, его структурирование.
  • Оценочная деятельность:
  • качественная оценка природных условий (особенностей рельефа, климата, внутренних вод, почв и т.п.);
  • качественная оценка природных условий для развития санаторно-курортного хозяйства, для развития промышленности и сельского хозяйства, для строительства дорог и др.
  • Творческая деятельность: создание собственного продукта.
  • Рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Этапы урока по минутам:

  • Организационный этап урока – 4 минуты;
  • объяснение структуры урока;
  • Этап целеполагания – 6 минут:
  • ввод учащихся в проблемную ситуацию;
  • определение проблемы;
  • постановка целей урока.
  • Поисковый этап урока:
    • самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем – 5 минут;
    • дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала  - 10 минут;
    • самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны – 5 минут;
    • обмен мнениями: краткая презентация собственных стратегий – 6 мин;
    • домашнее задание – 3 минут.
  • Рефлексивный этап урока – 7 минут.

Задания ученикам и варианты их выполнения:

Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:

  • Вы хотели бы гордиться нашей страной?
  • Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?
  • Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?

Данные вопросы позволят сформировать представление о том, что страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами,  достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос позволит вывести учащихся на понимание того, что достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.

Вопросы и задания на поисковом этапе:

Самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем:

  • Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
  • В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
  • Какие природные ресурсы вам известны?
  • Какими природными ресурсами богата наша страна, наш округ?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и о богатстве России различными природными ресурсами. Кроме того, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать определение «природные ресурсы» - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.

Дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала:

  • Назовите виды природных ресурсов  по происхождению: минеральные (полезные ископаемые), земельные,   водные, климатические, биологически;
  • Распределите  природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые (минеральные, земельные,  биологические); неисчерпаемые (водные, климатические).
  • Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить?   (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные).
  • Какими минеральными ресурсами богата наша страна? Где сосредоточены основные запасы топливных ресурсов?
  • Какие месторождения минеральных ресурсов расположены в приполярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории  наличием  многолетней мерзлоты? Какие полезные    ископаемые добываются на территории Русской равнины?    (работа с картой «Тектоника и минеральные    ресурсы»).
  • Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).
  • Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту атласа и текст учебника.
  • Охарактеризуйте лесные ресурсы России, используя карты атласа и текст учебника.
  • Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»)

Самостоятельная творческая деятельность разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:

  • Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?
  • Зачем и от чего их нужно охранять?
  • Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?
  • Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранность  природных ресурсов.

Отвечая на данные вопросы, учащиеся смогут определить те направления, по которым государству и каждому  человеку необходимо предпринимать действия. Далее учитель предлагает озвучить способы сохранения природных ресурсов, предлагаемые учащимися и объединиться в группы в соответствии с выбранным способом. Затем учитель спрашивает, какой материал и средства необходимы учащимся для выполнения задания (литература, Интернет, компьютер, карандаши, бумагу и т.д.) и обеспечивает ребят необходимыми принадлежностями и т.д. Данная работа имеет черновой характер, и дома учащиеся после предварительной защиты смогут закончить свои работы.

Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий

При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия позволит     сохранить природные ресурсы нашей страны.
Задания ученикам по рефлексии их деятельности: Достигнута ли цель урока? Что лично Вы взяли для себя с урока? Что вам кажется спорным? Почему? Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему?
Формы контроля и оценки результатов урока: Поскольку урок рассчитан на то, что учащийся, выйдя с урока, будет осмысливать свою стратегию, ее сильные и слабые места, ее действенность, то есть кульминация должна приходиться на этот период времени, то на данном уроке формально контроль не запланирован.
Контрольно-оценочное задание по определению уровня компетентности ученика: Не запланировано.

Задания на дом: Параграф 20, оформить свои стратегии, при необходимости их скорректировать.

Список использованной литературы и материалов при подготовке конструкта урока:

  1. Баринова И.И., Ром В.Я., География России. 8-9 кл.: - метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997.
  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004, 352 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Сиротин В.И. География России. Природа. Население. 8 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Энциклопедия для детей: т.3 (География). – М.: Аванта +, 1994.
  6. Энциклопедия для детей: т.4 (Геология). – М.: Аванта +, 1994.