Урок-игра "Сокровища мудрости народной"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня мы собрались на игру, которая называется «Сокровища мудрости народной». Например, пословицы и поговорки часто называют золотыми зернами, маленькими жемчужинами, сокровищем народной мудрости. А.С. Пушкин восхищался глубокомысленностью и замысловатостью пословиц и поговорок: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей», - говорил он собирателю русских пословиц В.И. Далю.

-Вспомните, что говорил Александр Сергеевич про сказки. («Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!..») Итак, пора начинать нашу игру. Представьте свои команды.

(Идет представление команд.)

Напоминаю правила игры. Вы выбираете тему, в которую будете играть, и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет право ответить другая команда. Итак, желаю успехов!

  1. Проведение игры
  1. Тема «Пословицы и поговорки»

Необозрима область жизни, охваченная пословицами поговорками. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения. Иное дело пословица - она подкрепляет речь говорящего отдельным суждением.

  • Продолжите выражения:
  • После драки... (кулаками не машут).
  • Не буди лихо, пока... (оно тихо).
  • Составьте пословицы и поговорки.
  • Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет.)
  • После, храбрых, много, драки. (После драки много храбрых.)
  • Узнайте поговорку:
  • Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
  1. Тема «Загадочная»

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто под маской-«личиной», под иносказанием.

  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
  • Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста.)
  • Летит куча поросят,
    Кто их тронет - завизжат. (Пчелы.)
  • Лежит под плетнем
    И крутит хвостом, Ничего не болит, А все стонет. (Свинья.)
  • Ящик на коленях скачет,
    То поет, то громко плачет. (Гармонь.)
  1. Тема «Детская»
  • Повторите дразнилку, прослушав ее один раз:

Агап-воробей,
Не гоняй голубей,
Голуби боятся,
На крышу садятся.

  • Повторить:

Сел Афонька на быка,
В лес поехал по дрова,
А дрова сгорели,
Афоню волки съели!

  • Отгадайте загадку:

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
Здравствуй, большак! - говорят.
Здравствуй, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка-Тимошка. (Пальцы рук.)

  • Узнайте считалку по словам: крыльцо, сапожник, царь, честные люди.

(На златом крыльце сидели
Царь, царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей!)

  1. Тема «Сказочная»

А сейчас попробуйте отгадать самых красивых героинь русских народных сказок.

  • Вот сирота. Ведьма привязала ей на шею камень и бросила ее в воду. А сама оборотилась красавицей и заменила ее. Хорошо, что слуга подслушал, как козленочек на берегу сестрицу звал. И рассказал все мужу несчастной. Как зовут сироту, и кто был ее мужем? (Аленушка и купец.) Из какой они сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
  • Вот еще сирота. Рябая корова выполняла за нее самую трудную работу. Узнала об этом Триглазка и погубила со злыми сестрами славную корову. Выросла из костей коровы яблоня с наливными яблоками. И благодаря этим яблокам повстречала сирота своего суженого. Как зовут сироту и за кого она вышла замуж? (Хаврошечка За «сильного человека».) Из какой они сказки? («Хаврошечка».)
  • Вот краса-девица, которая мудреней своего отца уродилась| Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой. Муж вызволил ее из Кощеева плена. Как зовут красну девицу и ее мужа? (Василиса Премудрая и Иван-царевич). Из какой они сказки? («Царевна-лягушка».)
  • Вот девица, богатырка, обладательница колодца с живой водой и яблони с молодильными яблоками. Поборола она своего суженого в честном поединке. Как зовут богатырку и ее суженого? (Девица Синеглазка и Иван-царевич.) Из какой они сказки? («Сказка о молодильных яблоках и живой воде».)
  • Вот прекрасная королевна, которая побила однажды великое войско. Ее муж неосторожно помог вернуть Кощею бессмертному прежнюю силу. Как зовут королевну и ее мужа? (Маръя-Моревна и Иван-царевич.) Из какой они сказки? (Марья-Моревна).
  1. Тема «Скороговорки»

Игра словом в скороговорках становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно сочетанием. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.

Проговорить четко и как можно быстрее всей командой:

  • Сыворотка из-под простокваши.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Сшит колпак,
    Да не по-колпаковски.
  • Стоит поп на копне,
    Колпак на попе,
    Копна под попом
    Поп под колпаком.
  • Пришел Прокоп, кипит укроп;
    И при Прокопе кипит укроп,
    И ушел Прокоп, кипит укроп,
    И без прокопа кипит укроп.
  1. Тема «Песенная»

Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки разного содержания. Вначале пение колыбельных песен, затем наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать»- нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальцами, ручками, ножкам . Песенки более сложного содержания- это прибаутки, маленькие сказочки в стихах, поэзия смелого смешения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевёртышах. Здесь все перевёрнуто, всё наоборот.

Определите тему песни:

  • А качи, качи, качи,
    Прилетели к нам грачи.
    Они сели на ворота.
    Ворота-то: скрыл, скрып!
    А Коленька спит, спит. (Колыбельная.)
  • Когда и какие действия сопровождали такими словами:
    - Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    -В лесок по мошок:
    Избушку лишить,
    Чтоб не холодно жить. (Так обучают ребенка ходить.)

(Мошок - мох, лишить - прокладывать, конопатить избу мхом.)

  • Как называются такие песни:
    Ой вы, жаворонки,
    Жавороночки,
    Летите в поле,
    Несите здоровье:
    Первое - коровье,
    Второе - овечье,
    Третье - человечье.

(Веснянки. В них обстоятельно перечислялись блага, которые ждут от наступающего весеннего тепла и лета: главным было ожидание здоровья.)

  • Вниз по озеру гагарушка плывет,
    Выше бережка головушку несет,
    Выше леса крылья взмахивает,
    На себя воду заплескивает. (Плясовая песня.)
  • Догадайтесь, что это за песня и исполните ее:
    Раскудрявая береза,
    Ветра нет, а ты шумишь.
    Ретиво мое сердечко,
    Горя нет, а ты болишь.
  1. Частушки

Ученик. Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки, которые обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.

- Какие частушки на школьную тему знаете вы? (Исполнение детьми частушек.)

  1. Подведение итогов урока

На табло остается карточка со значком

Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждение победителей.

Приложение