Урок литературы в 8-м классе по теме "Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам"

Разделы: Литература


Тема урока: «Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам».

Цель урока:

  • совершить путешествие по местам, связанным с именем А.С.Пушкина;
  • систематизировать знания при  изучении биографии и творчества А.С.Пушкина;
  • продолжать развивать монологическую речь учащихся;
  • учиться составлять текст;
  • подготовить учащихся 8Б класса для дальнейшего углублённого знакомства и изучения жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Задача учителя – создать такое настроение и такую цепочку заданий, которые помогут зазвучать «лирному голосу», оживят «творческие сны» и воображение детей, вызовут ощущение высоких и добрых патриотических чувств. Воображаемое  путешествие выстраивается перед глазами детей путём включения их в разнообразную творческую деятельность.
Начинается она с мотивации, с «включения» познавательного интереса. Им открывается «Тропа к Пушкину».

Оборудование урока: «портрет А.С.Пушкина»  художник  В.А.Тропинин; Айвазовский И.К.  «Прощание А.С.Пушкина с морем».1887.(Картина исполнена совместно с И.Е.Репиным); картина «А.С.Пушкин в Петербурге» худ. Б.В.Щербаков.1949; Н.Н.Ге. «Пушкин и Пущин в Михайловском» 1875;  книга К.Г.Паустовский  «Михайловские рощи»; фото «Кабинет А.С.Пушкина при лунном свете в Болдине».        

«Мы жили на этой земле, не давайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, с нас за это спросится…»

К. Паустовский

Ход урока.

I.  Вступительное слово учителя. (Портрет А.С.Пушкина).

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.»
Сегодня на уроке литературы нам предстоит совершить виртуальное путешествие по Пушкинским местам. Мы побываем в разных уголках нашей страны и в ближнем Зарубежье.

II. Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам.

1.Виртуальную экскурсию по Пушкинским местам начинают совершать Гарбуз В. и Лардыгин А. Презентация «Детство поэта. Москва».

(Картина  «А.С.Пушкин в Петербурге»  художник Б.В.Щербаков  1949г.)

Далее мы отправимся с вами в Петербург.

2.Лицейский период (1813 – май 1817). Первый период творчества – время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.

Презентация «Царскосельский лицей. Петербург» (подготовили Сидоренкова Д., Багаутдинова А., Шаненко В.)

Петербургский период ( июнь 1817 – начало мая 1820)

3.Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824)

Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта – изгнанника.  Презентация «Южная ссылка. Кишинёв» (подготовили Миронов В., Фазлиев О., Шевченко Б.)
(Картина И.К.Айвазовский, И.Е.Репин «Пушкин у моря»).

4.Период южной ссылки. Одесса. (июль 1823г.)

В июле 1823г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С.Воронцова. Пребывание в Одессе, европейском городе, напомнившем поэту Петербург, было до предела заполнено светской жизнью и напряжённой творческой работой.
Презентация «Южная ссылка. Одесса» (подготовили Дацюк Д., Фахритдинов Д.)

5.Фильм «Фонтаны Бахчисарая»

Фильм – своеобразная экскурсия в Бахчисарай, овеянный восточными легендами.
Чудесные виды ханского дворца с печальным памятником любви и смерти – «фонтаном слёз», глухие стены бывшего гарема, роскошный сад вводят в особый мир трагического повествования о «диком татарине, пресыщенном гаремною любовию.»
Сведения об истории города и различные трактовки известной легенды о любви хана Гирея ориентированы на расширение кругозора учащихся.
- просмотр фильма «Фонтаны Бахчисарая» (5 мин.)

6.Ссылка в Михайловское  (август 1824 – сентябрь 1826).

В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское – это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка.
Презентация «Михайловская ссылка» (подготовили  Мухаметьянов Р., Запорожский В., Максютенко Д.)

(Картина  Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»).

Книга К.Г.Паустовского  «Михайловские рощи»  читать со слов «Михайловское…Отсюда начинается земля Александра Сергеевича…» до слов «…Только гудение пчёл нарушало безмолвие».
Со слов «…В пушкинском заповеднике три огромных парка…» до слов «…гнездятся хриплые галки».

7.Творчество конца 20-ых годов. (сентябрь 1826 – начало сентября 1830).

Хронологические рамки этого периода определены двумя важными Событиями в жизни Пушкина. Первое – разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвращён из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827г. и в Петербурге. В ответ на откровенное признание поэта в том, что если бы он 14 декабря 1825г. оказался в Петербурге, то непременно вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь, Николай I простил его и даже пообещал быть цензором пушкинских произведений. Второе событие – приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой.

Презентация «Болдинская осень»  (подготовили Канилова К., Козлякова В.)

Болдинская осень (1830г.) Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина.

Просмотр видеофильма «Пушкин в Болдино»  (5мин.)
(Фото «Кабинет А.С.Пушкина при лунном свете в с. Болдино»).

8. Весной 1833г. он начал собирать материалы о Пугачёвском бунте. В сентябре 1833г., покинув архивы, Пушкин поехал на Урал и в Поволжье, где встретился с очевидцами народной войны, сохранившими память о Пугачёве.
Презентация «Путешествие А.С.Пушкина в Оренбургский край» (подготовили Бурак Ж., Трофимова В., Сокорев Н.)

9. Заключительное слово учителя.

29 января (10 февраля) 1837г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

Книга К.Г.Паустовского «Михайловские рощи» со слов «К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице…»  до слов «…несущими его обновлённой милой земле покой и богатство».

(Фото «Святогорский монастырь», книга «Набережная Мойки №12»).

III. Заключительная часть урока  (рефлексия).

Сегодня на уроке мы с вами совершили виртуальную экскурсию по Пушкинским местам. Что вам понравилось и запомнилось от увиденного и услышанного? Что произвело на вас впечатление?

IV.Задание на дом.

Создание своего текста, который открывается строкой:

- Я мысленно вхожу в …

Презентации