Внеклассное мероприятие в музее развития судоходства "Голубые дороги"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи: познакомить учащихся с историей развития судоходства.  Показать роль русских мореплавателей в освоении Мирового океана.

Оборудование: проектор, презентация, компьютер.

Во время проведения данного мероприятия большое значение имеет приготовленная учителем и учениками мультимедийная  презентация различных судов, начиная с самых первых и кончая современными.

Посвящается данное мероприятие 200- летию со дня завершения первого российского кругосветного плавания.

В жизни человека необходима романтика.
Именно она придает человеку божественные
силы для путешествия по ту сторону обыденности.
Это могучая пружина в человеческой душе,
толкающая его на великие свершения.

(Фритьоф Нансен).

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.   

1.

Дорогие друзья! Необозримые просторы океанов и морей со времени парусного флота соединяют материки и страны удобными и дешевыми дорогами. Освоение водных просторов – великий подвиг человечества. Этот процесс происходил на протяжении многих тысячелетий: от первых примитивных плаваний на случайно подвернувшемся бревне до современных судов. Никто не может указать ни даты, ни места, где и когда впервые человек  поплыл по воде на попавшем под руку дереве. Сотни и тысячи смельчаков в те далекие времена повторяли этот подвиг, пока не догадались соединить деревья в плоты. Так плоты стали первыми судами древнего человека. Мы пройдем по залам, где представлены различные суда от самого простейшего до современного.

2.  

Мы находимся в первом зале, где предоставлены первые средства передвижения по воде. Перед вами простейшее изобретение первобытного человека. Это челнок. По- видимому, кто -то из первобытных людей заметил, что дерево с выгнившей сердцевиной плавает по воде гораздо лучше сплошного ствола, оно удобнее и легче. Со временем концы дуплистого дерева стали заострять каменными топорами – обрубок поплыл еще лучше. Само дупло расширяли, и оно становилось вместительнее. Потом сообразили, что гнилые деревья недолговечны,  их можно заменить прочным, специально обработанным стволом здорового дерева. Так родился долбленый или выжженный челнок.

3. Мы переходим в следующий зал.

Вначале древний человек использовал только течение рек – энергию движущейся воды. Затем люди стали отталкиваться сначала от берега, а потом и от мелководного дна палками- шестами. Там, где шест не доставал дна, волей – неволей приходилось отталкиваться от воды. Так шест преображался в весло и руль одновременно. Весло стало совершенствоваться, совершенствовались и сами суда. Это был длительный процесс. Сотни тысяч людей в разных концах мира выискивали способы плавать по воде лучше, чем это делали до них. И по мере совершенства этих средств человек овладевал плаванием сначала по рекам и малым озерам, затем по более обширным акваториям озер, заливов и морей.  Человек становился мореплавателем.

4. Проходим к следующей экспозиции.

До последнего времени считалось, что колыбелью мореплавания был Средиземноморский бассейн, а самыми древними мореплавателями – финикийцы, основывавшие свои колонии по берегам Средиземного моря. Ученый Решетов предложил рассматривать вопрос о начале мореплавания, опираясь на данные о заселении континентов и островных групп.  Изучив процесс формирования населения на различных материках и островах, Ю. Решетов пришел к выводу, что мореплавание началось  на Индийском океане. Первыми средствами для преодоления водных просторов могли быть плоты, может быть бамбуковые, используемые в Индокитае до сих пор. Именно в Индии тысячелетний опыт плавания привел к созданию кораблей катамаранного типа, изображения которых высечены на  стенах древних храмов. Не менее 5000 тысяч лет назад у древних индийцев уже имелись корабли, вмещавшие сотни людей. Древнеиндийские мореплаватели в те времена посещали Южную Аравию, Мадагаскар, Восточную Африку, а возможно и Америку.

5. Проходим в следующий зал.

Древнейшие памятники Вавилона, Ассирии, Египта свидетельствуют о том, что уже за 3000 лет до нашей эры существовали суда, передвигающиеся с помощь. Весел и парусов. Недавно рядом с пирамидой Хеопса в каменном тайнике найдено деревянное судно с полной оснасткой. Этому судну свыше 4000 лет. Посмотрите на размеры данного экспоната. Видно, что им управляло 5 человек рулевыми веслами и более 60 гребцов – рабов. Древние египтяне плавали по Средиземному и Красному морям. В литературе упоминается об их плавании вокруг Африки, совершенному в VI веке до нашей эры. Больших успехов в плаваниях по Средиземному морю достигли греки. Мощный флот имели также  римляне. Больших успехов в мореходстве достигли полинезийцы, китайцы, арабы и другие. Полинезийцы, например, задолго до европейцев уверенно плавали по Тихому океану, передвигаясь в нужном направлении на веслах и под парусами и ориентируясь по звездам и солнцу. Уже с самых первых своих шагов по воде люди заметили, что плавающий предмет по ветру передвигается быстрее. Так родилась мысль усилить действие ветра на лодку при помощи паруса. Однако для полного использования энергии ветра потребовались более совершенные, глубоко сидящие килевые суда, что явилось результатом более высокого развития техники. Как предполагают ученые, применять паруса, правда, еще очень примитивные, начали около 3000 лет до нашей эры в древнем Египте. Обратите внимание на макет такого примитивного парусного судна.

6. Я приглашаю вас посетить следующий зал нашего музея.

В VIII – IХ вв. значительную роль в морских открытиях в Северной Атлантике сыграли норманны ( северные люди, или , как их называли в Восточной Европе, варяги).  «Их суда были устойчивыми, прочными морскими ладьями с выступающим килем и острыми очертаниями оконечностей; на таких судах они в большинстве случаев доверялись одним парусам, и не боялись быть застигнутыми штормом в бурном Северном море. Именно на судах такого типа… норманны предпринимали свои пиратские экспедиции, доходя до Константинополя – в одном направлении и до Америки – в другом». Изобретаются косые паруса, улучшаются географические карты, входит в обиход компас, известный в Европе с  ХII века. Косыми парусами легче управлять. Суда стали ходить даже против ветра. На смену одномачтовым судам  в форме чаши, не управляемым в свежую погоду, приходят суда, которые развивали скорость до 5 – 6 узлов. Перед вами макет такого судна.

7. Мы находимся в зале, который называется «Эпоха великих географических открытий».

Период этих открытий охватывает конец ХV – ХVII веков. К этому времени относятся открытие Х. Колумбом Америки ( 1492 г), открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию ( 1497 – 1499гг), первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана ( 1519 – 1521гг) и много других плаваний. Морские пути за период Великих географических открытий оказались уже достаточно хорошо изученными, хотя плавания проходили на примитивных парусных судах. В развитии судоходства большую роль в те годы сыграли Испания и Португалия, Англия и Франция, Бельгия и Нидерланды. Поистине неоценимый вклад в освоение голубых дорог Мирового океана внесли русские мореплаватели. Особенно большие успехи в морском судоходстве были достигнуты во времена Петра I. Не менее значительны они были и в послепетровский период. Даже иностранные ученые с большим уважением отзывались о том вкладе, который внесли русские люди в освоение Мирового океана.  По мере развития мореплавания совершенствовался флот. К середине прошлого века, в период наивысшего расцвета парусного флота скорость парусника достигала уже 20 узлов. Особенно быстроходными были клиперы. Название клипера происходит от английского слова «клип» - «стричь». Имея совершенные обводы корпуса, они  как бы стригли волны. В парусных клиперах были воплощены в жизнь опыт и знания кораблестроителей и моряков за тысячелетия покорения океана. Английский клипер американской постройки «Джеймс Бэйнс» водоизмещением в 2515 т 18 июня 1856 г, например, достиг непревзойденный до нашего времени для парусных судов скорость в 21 узел. За сутки этим скороходом можно было пройти 430 миль. Среди парусников были настоящие долгожители. Например, английский клипер «Кати Сарк», построенный в 1869 г, находился в строю 86 лет. Так долго не служил ни до него, ни после ни один корабль. В конце его службы моряки собрали деньги для ремонта последнего «стригуна», после чего поставили его в док как памятник крылатым кораблям.

8.  Мы переходим в следующий зал нашего музея.

Парусные суда избороздили весь Мировой океан. Но человеческая мысль не стоит на месте. В начале ХIХ века появились первые суда с паровыми машинами, которые постепенно приходят на смену парусному флоту.  Первый переход через Атлантику ( из Нью -Йорка в Ливерпуль) был совершен в 1819 году американским судном «Саванна». Этот переход занял около 30 суток, причем большую часть пути «Саванна» шла под парусом. По этим причинам современные английские историки отказываются считать
«Саванну»  первым трансатлантическим пароходом. Из Европы же в Америку первое паровое судно пришло лишь спустя восемь лет. Со временем увеличилось число пароходных рейсов, особенно на короткие расстояния. В частности открылось регулярное сообщение через Ла -Манш. В России первый пароход «Елизавета» начал курсировать 3 ноября 1815 года на линии Петербург – Кронштадт. В ХIХ веке среди судов морского флота появилась еще одна новинка – судно «Грейт - Бритн», построенное из железа и снабженное винтом.
Однако своего расцвета мореходство достигло лишь в ХХ веке, особенно  последнее время. Уже много веков человечество бороздит голубые дороги, используя для этого только поверхность Мирового океана. А нельзя ли для транспортных целей использовать его глубины? Специалисты установили, что при движении судов под водой волновое сопротивление значительно уменьшается, а при достаточном погружении вообще исчезает. С открытием атомной энергии технические возможности создания транспортных подводных судов не вызывают сомнений. Плавание по голубым дорогам Мирового океана уже давно стало обычным делом. Совершенствуются с каждым годом суда, а океан не изменил своего нрава. Он остался таким, каким был вечно – могучим и грозным.  В 1970  году, например, в нем утонуло 151 судно. В последующие годы эта цифра не уменьшилась. И, тем не менее, океан не страшит людей, которые часто даже в одиночку пускаются в плавание, чтобы еще больше узнать о его природе.

9.  А эту коллекцию мореходных средств предоставил нам музейные работники из Норвегии, она находится  в нашем музее временно. Её постоянное место в столице городе Осло, где выставлена для всеобщего обозрения любопытная коллекция мореходных средств. Здесь представлены и старые корабли викингов, и легендарные суда «Фрам» и «Йоа», и плот «Кон - Тики».

Самая главная достопримечательность «уголка», а точнее музея,— «Дом Фрама», где экспонируется всемирно известное норвежское экспедиционное судно «Фрам». На «Фраме» в конце прошлого — начале нынешнего столетия совершили свои знаменитые экспедиции такие выдающиеся норвежские полярные исследователи, как Ф. Нансен, О. Свердруп, Р. Амундсен. Так, в 1909—1912 гг. на «Фраме» совершил плавание к берегам Антарктиды Р. Амундсен, одним из самых главных результатов которого явилось достижение Южного географического полюса Земли.
После окончания Антарктической экспедиции Амундсена «Фрам» был поставлен на прикол (на смену ему пришло другое судно — «Мод», заказанное Амундсеном по образцу «Фрама»). Однако вскоре выяснилось, что содержать неподвижное судно — дело довольно-таки дорогое. «Фрам» медленно разрушался. В 1916 г. было принято решение о полном демонтаже этого судна.

Однако норвежская общественность воспротивилась этому. В результате широкого общественного движения «Фрам» был спасен.
В 1929 г. норвежское правительство разрешило произвести ремонт «Фрама» (на частные средства). После почетного рейса вдоль западного побережья Норвегии 20 мая 1936 г. в Осло состоялось торжественное открытие «Дома «Фрама», в котором легендарный корабль получил постоянную «прописку».
«Фрам» кажется в этом «Доме» очень большим. Возможно, потому, что виден весь целиком: от верхушек мачт до киля, тогда как обычно мы видим суда глубоко погруженными в воду. Он отремонтирован, выкрашен.
Когда поднимаешься на его палубу и особенно когда спускаешься к каютам, лишенным иллюминаторов, в машинное отделение и в трюм, где видишь могучие дубовые «ребра» судна, с необыкновенной остротой ощущаешь, что ты находишься именно на том самом «Фраме», по палубе которого ходили всемирно известные полярные исследователи. В этих «слепых» каютах жили люди смелые, увлеченные, не боящиеся риска и лишений, прокладывавшие пути в неизведанное.
«Фрам» — вечный памятник этим отважным людям, один из великих памятников познающему Землю человечеству.
Не меньшей достопримечательностью музея мореходных средств в Осло является также экспедиционное судно «Йоа». С давних времен люди, живущие на берегах Северной Атлантики, искали морские пути в Тихий океан. Наикратчайшим путем был путь через Северный Ледовитый океан. Но, как известно, войдя в него, можно плыть как в западном, так и в восточном направлениях: восточный путь получил название Северо-Восточного прохода (с 1932 г.— Северный морской путь), западный — Северо-Западного прохода.
На протяжении нескольких столетий никому из мореплавателей не удавалось пройти Северо-Западным проходом, т. е. через  моря  и  проливы  Канадского  Арктического  архипелага.
Это удалось в начале нынешнего столетия (1903—1906)] Р. Амундсену, и осуществлено это было на небольшой деревянной одномачтовой парусно-моторной  шхуне «Йоа».
После завершения легендарного делового плавания, которое, закончилось в Сан-Франциско, Амундсен передал свое судна в дар этому городу. Здесь, у берега парка «Золотые ворота» «Йоа» была поставлена на вечную стоянку как музейный экспонат в память о знаменитом плавании. Однако участь этого судна оказалась незавидной: оно стало всего лишь «аттракционом». На протяжении нескольких десятков лет бесчисленное множество туристов кромсали «тело» «Йоа», вырезая из его обшивки сувениры. Шхуна требовала ремонта.
Много лет норвежцы мечтали вернуть это историческое судно в свою страну, чтобы поставить его рядом со знаменитым «Фрамом» и плотом «Кон-Тики». Многолетняя мечта норвежцев наконец-то осуществилась: «Йоа» вернулась на родину и встала на вечный «прикол» рядом с «Фрамом» и плотом «Кон-Тики» (последний, как и «Фрам», экспонируется в специально построенном для него здании — в музее «Кон-Тики»).

10.  И, наконец, последняя экспозиция нашего музея.

Здесь представлены макеты и фотографии судов, на которых плавали великие путешественники – первооткрыватели.

В 1492 году Х. Колумб на трех каравеллах одна большая «Санта - Мария» и две малые «Пинта» и «Нинья» совершил плавание к берегам Америки.

 В 1520 году Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие на каравеллах «Виктория» и «Тринидад».

В 1648 году на судах, так называемых кочах, небольших, однопалубных , одномачтовых, ходящие под веслами, а при ветре под прямым  парусом, сшитым из оленьих шкур исследовали Чукотский полуостров.

26 августа 1768 г. на корабле «Индевор» Дж. Кук совершил первое кругосветное плавание.
Второе антарктическое кругосветное плавание Кук прошел на кораблях  «Резольюшен» и «Адвенчер».

1806 год Юрий Федорович Лисянский совершил первое российское кругосветное путешествие на парусном судне «Нева».
В 1803 – 1806 гг. Крузенштерн  и Ф.Ф. Белисгаузен совершили  кругосветку на паруснике «Надежда».

В 1819 году  на двух военных судах шлюпом «Восток» и  «Мирный» совершили кругосветное плавание. В 1741 году Витус Беринг на кораблях «Св. Петр» и «Св. Павел» совершили первую и вторую камчатские экспедиции.

В 1874 году Миклухо  - Маклай плавал к Филиппинам  на винтовом клипере «Изумруд».

Экспедиция Р. Амундсена  в Антарктику на судне «Фрам». Этот корабль был построен для всемирно известной трансарктической экспедиции 1893 – 1896гг.  Нансена) продолжалась в течение 1910 – 1912 гг. И вот 14 декабря 1911 года Амундсен достиг Южного полюса с четырьмя спутниками.

1929 – 1934 гг. О.Ю. Шмидт  руководил ледокольным пароходом «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на земле Франца- Йосифа.
В 1932 г. Шмидт на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел северным морским путем за одну навигацию из Архангельска в Петропавловск – Камчатский.
16 июля 1933 года О.Ю. Шмидт на простом  грузо – пассажирском пароходе «Челюскин» оставил Ленинград, с тем чтобы Северным морским путем пройти в одну навигацию в Тихий океан.

Заключение:  Заканчивается наша экскурсия по музею «История судоходства».

Бороздят голубые дороги различные корабли и танкеры, перевозят различные грузы и пассажиров,  но есть и чудаки, влюбленные в океан, которые навсегда останутся в истории. Они совершили подвиг во имя науки.
Еще в 1876 г. датчанин Альфред Джонстон один пересек Атлантический океан. А первым человеком, совершившим в одиночку кругосветное плавание, был американец Джошуа Слокэм. Весной 1895 г. он отправился в путь из Ньюпорта на 12-тонной яхте «Спрей» и через три года два месяца и два дня вернулся, проплыв около 46 тыс. миль. 28 мая 1967 г. тысячи людей встречали в английском городе Плимут возвращающегося из кругосветного путешествия Фрэнсиса Чичестера. За 226 дней отважный мореплаватель на яхте «Цыган-Мотылек IV» покрыл расстояние 28,5 тыс. миль. Он прошел вдоль западного побережья Африки,  обогнул   мыс Доброй  Надежды,   пересек  Индийский и Тихий океаны и, преодолев пролив Дрейка, лег на курс к Англии.
Всемирную известность получили плавания норвежского ученого Тура Хейердала в 1947 г. на плоту «Кон-Тики», в 1969 г.— на папирусной лодке «Ра» и в 1970 г.— на папирусной лодке «Ра-2». Во время этих путешествий была выполнена большая работа по изучению океана. Плавание на лодках «Ра» подтвердило предположение о том, что древние египтяне могли пересекать Атлантику.

Не менее героическим подвигом во имя науки было плавание в 1952 г. французского врача Алена Бомбара. Чтобы доказать, что человек, оказавшийся при кораблекрушении в море, имеет большие возможности выжить, этот отважный исследователь поставил себя на место потерпевшего крушение. За 65 дней на надувной лодке «Еретик» он пересек Атлантический океан, питаясь и утоляя жажду только тем, что он мог добыть в открытом океане. Он ел сырую рыбу и планктон, утолял жажду дождевой водой, соком из рыб, а иногда и морской водой. И хотя за время путешествия ученый потерял 25 кгвеса, он доказал, что море «снабжает питьем и едой в достаточном количестве, чтобы смело двинуться в путь к своему спасению». Обращаясь ко всем, кто окажется за бортом в результате кораблекрушения, Бомбар говорил: «Чтобы вселить надежду и веру в то, что в конце путешествия их ждет спасение, я бы хотел, чтобы в лодке было написано: «Помните, что один человек уже прошел этот путь в 1952 г.»