Практика совмещенного кабинета химии — биологии в условиях сельской школы

Разделы: Химия, Биология


Читая периодическую печать, очень редко встретишь материал о работе кабинета. Это натолкнуло меня на мысль о восполнении пробела. Поэтому в своей статье хочу поделиться своим опытом работы в качестве руководителя предметного  кабинета.
начну свою статью с плана.

  1. Оформление кабинета и его документация (презентация)
  2. Анализ работы данного кабинета.
  3. Недостатки в работе кабинета и устранение их.
  4. Вывод.

1. Оформление кабинета и его документация. Пояснения к презентации (Приложение 1)

Чтобы нагляднее отобразить работу кабинета я сделала презентацию по теме «Практика совмещенного кабинета». В ней я старалась отразить, как ведется документация кабинета. Основа –   его паспорт.

Со 2 сл. по 10  собственно паспорт кабинета. Чтобы было понятнее, расшифрую: 4 сл. перечень нормативных документов, 5 сл. план развития кабинета, согласуется с активом кабинета, 7, 8, 9 сл. это аттестационный лист кабинета, где производится оценка или самооценка проделанной работы. С 11 по 17 сл. это собственно и есть оформление кабинета, где я показала принцип совмещенности. (Приложение 2)

Школьные кабинеты… Какие они сейчас разные: от оборудованных современной техникой, до традиционных классных комнат с набором старых таблиц, муляжей, коллекций. Именно такой кабинет (со старыми таблицами, устаревшими данными) я получила в заведование в 2000 году. Я являюсь преподавателем биологии и химии, то мне как учителю нужен кабинет и химии и биологии. Эту необходимость я и постаралась реализовать в одной классной комнате, т. к   кабинета химии у нас не может быть, потому что нет вытяжного шкафа, воды, канализации, но такие условия не освобождают нас от химического эксперимента.

Сначала я задала себе вопрос. Зачем нужен кабинет? Что должно в нем быть? Для меня существует утверждение. Я должна быть не управленцем, а учителем-партнером – это первое, быть с детьми не рядом, а только вместе. Исходя из этих принципов, я оформила совмещенный кабинет таким образом, чтобы он стал средством обучения детей. Поэтому оформленные нами несъемные стенды по левой стороне классной комнаты имеют принадлежность к предмету  химия. Сначала мы с ребятами сделали «Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева», т. к это –  основа всего курса химии. Второй стенд это таблица растворимости кислот, солей и оснований». Третий стенд «Формулы кислот и их соли», очень полезная и необходимая для учащихся 8 класса при изучении собственно кислот солей и их названия, классификация, валентность кислотного остатка. Необходима она и в 9 классе, когда изучаем электролитическую диссоциацию веществ. Четвертый стенд это « Виды химической связи», также необходима, при изучении видов химической связи в курсе 8 класса, в 9 классе  при изучении электролитической диссоциации и не только, в 11 классе при изучении органических веществ. Для меня кабинет является дидактическим средством обеспечивающий успешную деятельность каждого ученика. Всю работу кабинета стараюсь направить на развитие  познавательного интереса детей в процессе обучения. Стараясь как можно компактнее использовать пространство кабинета, поэтому чуть выше повесили портреты ученых химиков и биологов. Это объясняется тем, что современные учебники уделяют большое внимание биографии и достижениям ученых. Над доской расположился «Электрохимический ряд активности Ме», имеющий принадлежность к предмету – химия,  а чуть выше «Уровни организации жизни на Земле», стенд – имеющий отношение к предмету биология. Правая сторона посвящена полностью биологии. Но справа у нас расположены окна, поэтому места намного меньше, а по  биологии у нас есть необходимые таблицы, муляжи, гербарий, поэтому чаще пользуюсь съемными стендами или таблицами. Посоветовавшись с активом кабинета, было решено оформить один несъемный стенд «Осторожно грибы!» Мы считаем, что информация о съедобных и несъедобных грибах, ложных грибах, признаках отравления, по оказанию первой медицинской помощи сейчас очень актуальна и не только в сезон грибов, но и в течение года.

Что касается оформления в ближайшем будущем поменяю инструкции по технике безопасности при работе в кабинете. они тоже являются неотъемлемой частью работы совмещенного кабинета. Оформим на кружке книжку-раскладушку «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева». В планах есть и изготовление магнитной съемной доски. Хочется завести аквариум в плане живого уголка. Но пока настоящего аквариума у нас нет, зато есть большой аквариум на задней стене класса виде фотообоев. В рамках работы кабинета мы с классом (Кл. руководитель 7 класса) разводим комнатные цветы.

Таким образом руководство своим предметным кабинетом осуществляю во-первых, от поставленных целей, во –вторых тот имеющихся ресурсов.

2. Анализ работы кабинета

Предметный кабинет является совмещенным, значит и цель работы и развития кабинета ставлю, учитывая интересы преподаваемых мною предметов.

Сделать его как можно компактнее, лучше, удобнее не только для себя, как для управленца, учителя-предметника, но чтобы  удобно и комфортно в нем было учиться. Мне хочется сделать его лучшим.

Но ведь кабинет это место не только для учебы. Я стараюсь сделать его образовательной средой  и во внеурочной деятельности. Ведь среда кабинета должна мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, развивать у него психо –физиологические свойства (память, внимание).

В рамках выполнения этой задачи каждый год я провожу  подготовку к олимпиадам  первого (школьного этапа) по химии во внеурочное время. Результаты неплохие, поэтому по возможности стараемся принимать участие в олимпиадах по химии и биологии на муниципальном уровне. В 2004 году учащиеся 11 класса участвовали в олимпиаде по химии муниципального уровня. Результатов не хватило на участие в олимпиаде регионального уровня. Зато теперь благодаря газете «Первое сентября» приложение «Химия» у меня есть богатейший материал по подготовке детей к олимпиадам различного уровня (лекции дистанционных курсов).  Стимул работать дальше, лучше.

Кроме того 4 раза в год мы выпускаем  сезонную газету которая называется «Четыре сезона». Материал для них дети отбирают и приносят сами. Все вместе решаем, что актуальнее осветить. Это может быть информация о заморозках летом, о аномально теплой зиме, последствия этих явлений для сельского хозяйства и т. далее. Оформляем сменный уголок природы «Новости от Природы». Включаем туда различную информацию. Например, 3 октября кто-то видел синицу, значить зима должна быть ранней. Здесь же представлена фотография птицы, немного интересного о ней, или еще: со2 октября установилась теплая погода. Как называются эти последние теплые дни? Чем они отличаются от других теплых дней осени? И каждый класс приносит на листочке ответ и кладет в кармашек. Затем наиболее  правильные и интересные ответы  прикрепляем булавками на всеобщее обозрение или обсуждаем на переменах или уроках.

В мою работу кабинета входит подготовка и проведение недели и биологии и химии. Совместно с Потаповой А. И. мы обсуждаем на активе кабинета план мероприятий на предметные недели, а затем вместе, помогая друг другу готовим и проводим их согласно учебно-воспитательному плану школы.

Приведу примерный план проведения недели химии в нашей школе. Говоря об организации предметной недели, то сначала я выбираю актив. Он состоит их четырех, пяти человек – мои помощники.  Это учащиеся 10-х, 11-х классов. Сначала, перед неделей химии вывешиваем план проведения и согласно ему работаем. Участвуют в предметной неделе с 8 по 11 класс, но 8 класс принимают участие на правах новеньких, т. к они еще только начинают изучать предмет.

Понедельник: обычно проводим лекторий по некоторым вопросам химии. Это могут быть лекции или обсуждение вопросов из рубрики»Занимательной химии», «Химия в знакомых вещах», «Химия каждый день», «Химическое производство». Это не просто лекторий или обсуждение. Это еще и просмотр презентаций, кинофрагментов, прослушивание какой-либо информации. для реализации этих намеченных тем пользуемся услугами фильмофонда, приглашаем, например, агронома. Он нам рассказывает о гербицидах, пестицидах, удобрениях, различных ядах применяемых в сельском хозяйстве. Показывает фотографии, рассказывает об урожайности и т. д.

Вторник: Демонстрационный день. Смотрим фильм. Если неделя химии посвящена, например, металлам, значит о металлах, если неделя посвящена с/х, значит, фильм посвящен данной теме. Я хочу сказать, что каждый год неделя химии посвящена какому –либо разделу. Затем обсуждаем увиденное за круглым столом. В условиях сельской школы возможностей всегда меньше, чем в городской. Там есть химические предприятия, или другая какая промышленность. Поэтому используем любую возможность экскурсий на подобного рода производства.

Среда: Занимаемся выпуском газеты «Предметная неделя». В ней помещаем отобранный и приготовленный заранее материал. Этот материал готовят дети с указанием источников. Вывешиваем ее на специально отведенное место.

Четверг: Зачетный день. Все желающие приходят на заключительный тест по всему материалу, который они увидели, услышали, собрали сами. Но эта работа не ограничивается выполнением тестов. Успешно справившиеся выполняют некоторые простейшие лабораторные опыты в качестве практикума. Собственно желание поэкспериментировать зачастую приводит детей на подобного рода работу. В этом и мой интерес. Ведь у детей есть возможность закрепить умения работать с веществами и лабораторной посудой. За три лучших работы в журнал выставляю оценки. Это способствует и накопляемости оценок в журнале. Приходят практически все. Кто-то хочет улучшить свои оценки, кто-то интересуется химией, кто-то приходит на пару с подругой. Но все работы после анализируем.

Пятница: Обычно в пятницу проводим химический вечер либо заранее подготовленный, если это «Суд над…», или проводим в форме игры-соревнования, или особенно популярны среди детей телевизионные игры «Счастливый случай», «Слабое звено», «Своя игра», и многие другие. После окончания игры и подведения итогов  проводим дискотеку. Так как материальная база не позволяет награждать детей ценными подарками, ограничиваемся оценками, сладостями, школьными принадлежностями. Самых активных, способных, награждаем освобождением от текущей контрольной работы.

В понедельник на линейке кратко проводим итог и называем лучших учащихся, победителей.

За выходные я делаю анализ проделанной работы. Ведь если этого не делать, значит не видеть успехов и неудач, а также перспективу работы в данном направлении. Нужно обязательно для себя отметить что получилось, что не совсем, постараться найти причину. Отметить нужно и то, где детям было интересно, где не очень.
Считаю, что предметные недели нужны, так как они играют роль дополнительного образования, воспитывают культуру общения, умение работать вместе, переживать друг за друга, помогать друг другу. К сожалению, в последнее время завлечь детей какой – либо дополнительной работой становится все тяжелее. По данным анкетирования это связано с большой нагрузкой в школе. Дети не чувствуют недостатка информации. Им хочется посидеть за компьютером, у телевизора, им хочется позаниматься своими делами. В таких условиях главной своей задачей ставлю привлечь детей, не потерять их внимания к предмету. Прошу их найти в Интернете материал по той или иной теме по химии. Но чтобы ребенок не блуждал в Интернете, даю конкретные адреса. Прошу подготовить сообщения по химии на любую тему, которую они услышат из СМИ. По другому, можно сказать, что привлекаю  их желания работать на благо своего предмета. Ведь учитель личность творческая, а значит должен уметь находить выход из любой ситуации.

3. Недостатки работы кабинета

Недостатком работы кабинета могу назвать факторы не зависящие от меня:

  1. Недостаток ТСО. информационного обеспечения (учащийся должен иметь возможность знать)
  2. Недостаток обеспечения средствами, обучающими ученика практическим, предметным, меж- и надпредметным  навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь). Сюда относится все обеспечение практических и лабораторных работ, наборы для моделирования, эксперимента.

Отсутствие химической лаборатории даже в условиях совмещенного кабинета в связи с современными требованиями оборудования и оснащения ведет к тому, что ребенок не в полной мере проявляет свой познавательный интерес к изучению моих предметов. Да и  профессиональный рост учителя также происходит не в полной мере, если не происходит кардинальных изменений в оснащении кабинета.
Убеждена в этом на собственном опыте. В 2006 году я была участницей конкурса «Учитель года». Проводя анализ своего участия в конкурсе, сделала вывод, что в число призеров не попала от части потому, что не применяла ни на одном этапе информационно коммуникативные технологии, хотя владею навыками работы на компьютере, умею работать с мультимедийными образовательными дисками. Отсутствие ПК в кабинетах не дает возможности  применения их в педагогической деятельности, а значит, не совершенствуется система преподавания учителя в этом плане.

4. Вывод

Вывод напрашивается сам собой. Считаю, кабинеты биологии и химии должны быть в каждой школе, независимо от ее статуса и направления работы. У учителя должны быть необходимые условия, чтобы проявить себя на благо нашим детям.  Ведь и из маленьких сельских школ порой вырастают прекрасные специалисты с красными дипломами.