Педагогическое сопровождение родителей в нравственном и духовном развитии детей

Разделы: Работа с родителями


Родители не только дали жизнь своему ребенку. Я считаю, что с личностью отца и матери связано первичное духовное становление детей. Своим поведением, всем образом жизни семьи родители на протяжении детства, отрочества, юности ребенка преподают ему самый важный жизненный урок, закладывая и развивая его трудовые, нравственно-этические и общественно-политические качества гражданина.

В воспитании все должно складываться на личности воспитателя. Эту мысль неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский. “Только другая личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер”.

В начальных классах я попыталась выяснить, как оценивают свои возможности по отношению к духовным запросам детей сами родители. В основном задавался следующий вопрос: “Всегда ли вам хватает времени, чтобы пообщаться со своим ребенком, помочь ему готовить уроки, обсудить просмотренные фильмы, телепередачи”? Вот какие ответы я получила (в % от общего числа опрошенных родителей – 56 человек): Времени хватает для:

Подготовки уроков – 31.

Обсуждения телепередач, фильмов – 26.

Анализа взаимоотношений с товарищами – 77.

Уяснение непонятных мест в книге – 62.

Каждый шестой родитель признался, что ему не хватает времени для обсуждения всех перечисленных вопросов. А ведь как это важно -делать все вместе с ребенком, иметь общие дела и общие интересы. И я глубоко убеждена в том, что современные родители должны иметь продуманную стратегию- знать, чего хотят, и представлять себе, на каких путях достигается желаемый результат.

В современных условиях нужны специальные, направленные усилия родителей, чтобы подрастающий ребенок не оказался лишенным эмоций, добрых человеческих чувств. Добрая душа в ребенке означает натуру восприимчивую, чутко реагирующую на все происходящее. Такой ребенок легко поддается воспитанию, на него можно влиять. Если, воспитывая ребенка, мы вынуждены прибегать к грубым мерам, то тем самым неизбежно ломаем взаимоотношения между старшим и младшим, озлобляем ребенка, отчуждаем его от себя, создавая те самые обстоятельства, которые заводят все дело воспитания в тупик.

Все мы хотим, чтобы в ребенке (пока он еще маленький) складывались интересы и пристрастия к полезным и добрым человеческим занятиям, чтобы он полюбил думать и читать, возиться с инструментом, вообще делать что-нибудь своими руками, чтобы он видел вокруг себя красивое и умел его создавать.

Совместно с родителями на общем собрании мы разработали план работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию по различным направлениям , так как перед нами встал вопрос “Почему же не всегда реализуются наши благие намерения?” Суть в том, чтобы вовремя направить маленького человека по правильному пути. А жизнь нас в этом смысле очень легко демобилизует: пока ребенок мал, задумываться о его активной деятельности вроде бы ни к чему, когда же подрастет, надеемся, что жизнь сама натолкнет его на те или иные интересы. Ведь возможностей для этого сколько угодно: и книги, и театры, и телевизор, и кино, и кружки- все доступно для детей в нашей сегодняшней действительности. Это верно: для всестороннего развития детей делается много. Но мы, совершим непоправимую ошибку, если решим, что нужные интересы создадутся сами собой. Интересы тоже надо заложить как фундамент, только тогда подлинные богатства жизни не пропадут для человека.

Первым направлением мы выбрали развитие творчества .Во время работы дети , увлекаясь раскрывают свое умение, способности , отношение к труду, оказывают взаимопомощь друг другу . А если у них получается что-то сделать своим трудом, они искренне радуются и в их глазах зажигаются искорки. Результатом работы являются общешкольные выставки – семейные работы:

  • “загляни в семейный альбом”,
  • “очумелые ручки”,
  • “поющая семья”,
  • “папа, мама, я – спортивная семья”.

На следующем этапе одним из важных направлений является нравственное воспитание. Пусть сложится в ребенке добрый взгляд на все окружающее. В наших руках: педагогов и родителей, те бесконечные возможности, которые дает для этого школа жизни: отношение людей друг к другу, к обществу, ко всему, что вокруг нас.

Много возможностей для воспитания чуткости и отзывчивости ребенка дают благотворительные акции.

У нас проводятся “Акции добра”. Вместе с детьми и их родителями собираем игрушки, одежду, канцелярские товары, книги для тех детей, которые остались без попечения родителей и живут в детском доме. Дети делают это с удовольствием, ведь они вкладывают в эту акцию частичку своей души и тепла, а так же видят отношения своих родителей к милосердию. Результатом этой работы является концерт подготовленный классом с вручением подарков .

Для наших солдат, которые проходят воинскую службу в армии, в классе ребята пишут письма ,собирают небольшие подарки к празднику 23 февраля: носки, мыло, зубную пасту, чеснок и др. И каждый ребенок знает, что его подарок получит взрослый солдат. Малыш всегда готов проявить великодушие, помочь. Этой драгоценной готовности, такой милой в маленьком ребенке, не так-то легко дождаться позднее, когда упущены первые годы. У него формируется привычка думать о другом человеке.

Следующая акция “Помоги братьям нашим меньшим”. Такой превосходный и всегда доступный объект заботы и внимания человека, как природа и животный мир. На уроках по окружающему миру я стараюсь развивать любовь ребенка к тому, что его окружает, умение заботиться о животных. Объясняю детям, что, взяв в дом домашнее животное, нужно ухаживать за ним и любить своего питомца. Именно для этого вы берете в дом щенка, котенка или рыбок, а вовсе не для того, чтобы сделать их живыми игрушками для себя. Совместно с родителями дети мастерят скворечники, кормушки.

Малое становится значительным и светлым, когда оно согрето добрым, человечным, глубоко интересным для ребенка общением со старшими и со своим сверстниками. Оно создает душевные связи, потому что делает переживания общими, определяет становление человека в самом важном – в его отношении к другим людям. Например, когда наш класс участвовал в сборе макулатуры, ни один ребенок не остался равнодушным. Дети хотели быть первыми и их старания оправдались, они заняли первое место среди всех классов. Они были дружны и работали в команде. Один за всех и все за одного. Им помогали родители. Несомненно, общие дела детей с родителями, один из лучших вариантов общения. Вспомним мудрые принципы педагогики. Первый – раннее приобщение, приучение ребенка к труду в доме и вне его и второй – общение в деле.

Родители вместе со школой должны научить ребенка задумываться, размышлять, интересоваться миром и людьми. Жизнь дает для этого богатейший материал.

Научить ребенка видеть и думать – значит оказать ему серьезнейшую услугу. Во- первых, потому, что само это занятие увлекательно и придает жизни дополнительное богатство и содержание. В полной мере человек оценит эту способность, может быть в зрелые годы, так что это подарок поистине на всю жизнь. Во-вторых, потому, что умение думать и правильно осмысливать жизненные явления, без сомнения, обеспечит все последующее интеллектуальное и нравственное развитие человека. И тоже – на всю жизнь.