Урок по окружающему миру по теме "Ни разу не побежденный. А.В. Суворов" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: познакомить с личностью А.В. Суворова и значением его деятельности в истории России.

Задачи урока:

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;
  • прививать интерес и любовь к истории и историческим личностям;
  • способствовать выявлению творческих способностей.

Обучающие:

  • познакомить с краткой биографией великого полководца А.В. Суворова;
  • обобщить и закрепить знания учащихся о Петре1 и М.В. Ломоносове;
  • сформировать представление о военном искусстве 18 века;
  • объяснить значение воинским званиям (капрал, генераллисимус);
  • формировать историческое мировоззрение;
  • познакомить с памятными местами Петербурга, связанные с именем полководца;

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • способствовать формированию творческих способностей учащихся;
  • развивать внимание, наблюдательность, память;
  • развивать у учащихся навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять самое главное, делать выводы.

Оборудование к уроку.

1. Карточки.

  • с индивидуальными заданиями;
  • для игры “историческое лото”.

2. Слайды.

3. Раздаточный материал.

  • план (на каждого ученика)
  • иллюстрации солдат (для каждой группы)
  • иллюстрации одежды и оружия (для каждой группы)

4. Толковый словарь Ожегова (для каждой группы)
5. Листы с заповедями А.В.Суворова (для каждой команды)
6. Заготовленные листы для самостоятельной работы.
7. Учебник.
8. Книги о Суворове.
9. Экран и мультимед. оборудование.

План урока

1. Орг. Момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, и
Интересное узнать.

2. Повторение изученного материала.

  • О жизнедеятельности каких великих людей мы узнали на уроках окружающего мира?
  • Давайте вспомним, какую роль сыграли и чем прославились эти великие исторические личности в истории России.
  • Для этого вы должны выбрать одного человека из команды, который подготовит ответ на вопрос.

а) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1. Какие реформы провел Петр1?
Карточка №2. Чем знаменит М.В.Ломоносов?
Карточка №3. Какие человеческие качества объединяют двух великих людей Петра 1 и М.В. Ломоносова?

б) Игра “историческое домино”.

Пока ребята готовят ответы, мы с вами поиграем в игру “историческое домино”. У каждой команды на столах лежат карточки. Ваша задача составить верную цепочку из карточек и составить небольшой рассказ по данным опорным словам. Работайте дружно, помогая, друг другу.

Набор карточек №1

Набор карточек №2

Набор карточек №3

Проверка выполнения задания.

- Теперь каждая команда выйдет с расставленными верно карточками и расскажет, как они связаны между собой.

Проверка индивидуальной работы учащихся.

3. Изучение нового материала.

а) Сообщение темы и задач урока.

  • Сейчас мы с вами вспомнили о деятельности Петра1, сделавшего Россию великой русской державой; М.В. Ломоносова, который внес огромный вклад в развитие науки.
  • А сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной выдающейся личностью в истории России, прославившего русское военное искусство – с великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым.
  • Тема нашего урока “Русское военное искусство. Ни разу не побежденный А.В. Суворов”
  • Главная задача нашего урока – познакомится с личностью А.В.Суворова, его заслугами и значением в истории.
  • Работать будем по плану.

б) Знакомство с планом.

План.

  1. Биографические сведения.
  2. Оружие и обмундирование суворовского времени.
  3. Книга “Наука побеждать”.
  4. Взятие крепости Измаил.
  5. Награды.
  6. Память о Суворове.

- У вас на столах лежат планы, которые помогут нам в работе на уроке.

в) Рассказ учителя.

- Прочитай первый пункт плана.
- О чем будем говорить?
- О краткой биографии великого русского полководца расскажет ученик, который подготовил небольшое сообщение.

г) Работа с учебником.

- Откройте учебник, страница 103, найдите и прочитайте 2 абзац.

  • Каким ребенком был А.В.Суворов?
  • Что он делал для того, чтобы быть здоровым, сильным, выносливым?
  • Сколько лет было Суворову, когда он начал службу?
  • Сколько прослужил Суворов?
  • С какого воинского звания начал службу А.В.Суворов, и какого звания был удостоен за свои победы?

д) Работа с толковым словарем

  • Какие звания встретились вам в тексте? (капрал, генералиссимус)
  • Давайте найдем в словаре Ожегова значение этих слов.
  • Запишите краткое определение данных слов в тетради.
  • Какой вывод можете сделать о воинском пути Суворова?

Запишите в план главные сведения о биографии Суворова.

е) Работа по плану.

  • Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его.
  • А кто знает, во что одевались солдаты суворовского времени?
  • От чего зависел цвет мундира?
  • Какой головной убор носили солдаты?
  • Сейчас мы узнаем, каким оружием пользовались солдаты, офицеры и сам Александр Васильевич Суворов. Будьте внимательны.

Просмотр отрывка об оружие суворовского времени.

  • Назовите основное оружие русской пехоты.
  • Для чего был нужен штык на ружье? Что говорил об этом А.В.Суворов?
  • Какое оружие было самым мощным?
  • Какое оружие Суворова вы увидели во фрагменте?

Практическая работа игра “Одень и снаряди солдата”

  • Сейчас вы попробуете одеть и снарядить солдата суворовского времени. Для выполнения этого задания на столах вы найдете иллюстрацию солдата. Оружие и одежду.

1 команда будет снаряжать офицера;
2 команда пехотинца;
3 команда артиллериста.

  • Работаем дружно, каждый член команды будет прикреплять по одному предмету.
  • Начали работу.
  • Теперь один из команды выйдет к доске и расскажет кого они снаряжали какую одежду и оружие подобрали. (Иллюстрации вывешиваются на доску)
  • Запишите в план основное оружие суворовского времени и оружие, которым пользовался сам Суворов.

Физкультминутка

- Теперь солдаты могут пойти в бой, а мы с вами отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись
Выше, выше потянись
Руки в стороны, вперед
Раз наклон и два наклон
Пошагаем дружно…Стоп!

Работа с дополнительной литературой

  • Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
  • Суворов много размышлял о военной службе. Он считал: раз воюешь, должен побеждать, и ценил солдата умного, находчивого. Суворов создал свою систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его главной стратегией было наступление. Он не проиграл ни одного сражения. Он оставил нам книгу, которая называется “Наука побеждать”
  • Сейчас вы прочитаете отрывок из этой книги, где записаны 10 заповедей А.В. Суворова, обращенную к солдатам.
  • Назовите основные заповеди.
  • Какие крылатые выражения Александра Васильевича Суворова используются в нашей речи?

Тяжело в учении, легко в бою.

Ученье свет, а неученье – тьма.

- Как вы понимаете смысл слов полководца?

Работа над картиной В. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”

  • Солдаты боготворили Суворова, очень его любили и уважали. Обращаясь к солдатам, он называл их русскими богатырями, а они его отцом-батюшкой. Суворов делил со своими солдатами и офицерами все тяготы походов и сражений. Это особенно проявилось в знаменитом переходе через Альпы.
  • Давайте рассмотрим картину В.Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
  • Что мы видим на картине?
  • Кто возглавляет переход?
  • Легко ли совершить такой переход? В чем сложность?
  • Почему солдаты улыбаются?
  • За что, как вы думаете, солдаты любят и уважают полководца?

Запишите в плане крылатые выражения А.В.Суворова .

  • Назовите следующий пункт плана.

- Много побед было в жизни великого полководца и ни одного поражения. Особенно яркой победой стало взятие неприступной крепости Измаил. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент о взятии этой крепости А.В.Суворовым.

Просмотр видеофрагмента.

  • Кто стал комендантом крепости?
  • Что произошло с защитниками крепости?
  • Кто выжил по преданию?
  • Какое новаторство при штурме крепости Измаил применил Суворов?

Переходим к следующему пункту плана.

  • Как вы считаете, за что дают награды?
  • За что мог бы получить награды А.В.Суворов?
  • Мы с вами побывали в музее А.В.Суворова, где мы видели в главном зале все награды великого полководца. Посмотрим небольшой фрагмент, и вспомним, какими наградами и за что был награжден Суворов.

Просмотр видеофрагмента.

  • Сколько лет было Суворову, когда он получил свою первую награду?
  • Какая награда является самой значимой?

Запишите в своем плане самые важные награды А.В.Суворова.

Суворов прожил 70 лет не прославляя себя, а защищая и прославляя Россию. Он один из великих людей, и память о нем застыла в камне, на холстах художника и устах поэтов.

  • Какие памятники нашего города хранят память о великом полководце?

Рассказ учителя и показ слайдов

- О памятнике великому полководцу Всеволодом Рождественским было написано стихотворение. Давайте послушаем его.

(чтение стихотворения заранее подготовленным ребенком)

Памятник А.В. Суворову.
Скульптор М.И. Козловский, Ф.Г.Гордеев.
Архитектор Воронихин.

- Памятник находится у Троицкого моста, А.В. Суворов изображен в образе бога войны.
- Почему?

Памятник Екатерине 2.
Скульптор М.А.Чижов, А.М. Опекушин.

Надгробие А.В.Суворова в благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры (установлен внуком полковника в 19 веке)

Музей А.В. Суворова.

  • Мы побывали с вами в музее.
  • Что вам больше всего запомнилось в музее?
  • Что вы рассказали своим родителям о музее?

Запишите памятные места Петербурга, которые связаны с именем полководца.

4. Закрепление изученного.

- А теперь давайте подведем итог. Сейчас вы попробуете составить рассказ о Александре Васильевиче Суворове, используя учебник и план, который мы добавляли опорными словами.

- Чтение нескольких получившихся рассказов.

5. Домашнее задание.

Задание по выбору.

  1. Подготовить рассказ по плану составленному на уроке.
  2. Представь себя участником перехода через Альпы. Составь рассказ от лица участника этого похода, опираясь на картину В. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
  3. Творческое задание. Написать стихотворение о Суворове.

6. Подведение итогов урока.

- О А.В. Суворове – великом русском полководце можно говорить очень много, и вы впоследствии продолжите знакомство в старших классах. А сегодняшний урок мы закончим стихотворением великого князя Константина Романовича , написанного в 1900 году, которое так и называется “Суворов”.

- Стихотворение читает ученик, заранее его подготовивший.

Приложение.

Видео.