Урок-соревнование "Знатоки руского языка"

Разделы: Русский язык


Урок - соревнование «Знатоки русского языка».

(Воспроизведение и закрепление теоретических сведений по теме  «Имя существительное». «Разносклоняемые имена существительные, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода»).

Цели урока.

Обучающие:

  • воспроизведение, повторение и закрепление знаний, изученных по теме «Имя существительное» («Разносклоняемые имена существительные, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода»).
  • определение морфологических признаков имени существительного, как морфологически разбирается существительное;
  • расширение представлений учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи (познакомить учащихся с некоторыми терминами);
  • разносклоняемые существительные, суффиксы – ен (-ён) в основе существительных на – мя;
  • несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имён существительных;
  • имена существительные общего рода.

Развивающие:

  • формирование умения правильного написания окончаний существительных;
  • образовывать формы косвенных падежей существительных на – мя; склонять существительные на – мя, выбор гласных в окончаниях и суффиксах этих существительных;
  • правильно определять род несклоняемых имён существительных;
  • согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с  существительными общего рода;

Воспитывающие:

  • взаимопомощь, взаимопонимание, активность учащихся во время урока, в работе в одном коллективе;
  • воспитание желания пополнения словарного запаса русского языка; любви к своему языку,  богатству лексики родного языка.

Ход урока.

Слово учителя.

- Здравствуйте, дети!

Вот за партами сидят ровно три ряда ребят.
Что же будет на уроке? Все внимательно глядят.
Как фамилии ребят? Гости имя знать хотят.
Может девочка Барто? Почему она в пальто?
Почему он без кашне? Почему тот без пенсне?
В классе умница сидит и на лектора глядит,
Все готовятся к тому, что в положенном году,
С аттестатами поступят все учится в МГУ!
Вот так с шуткой начинаем, мы листочки раскрываем,
И заданья получаем, чётко все мы отвечаем!
Мы сегодня повторяем то, что ранее прошли,
И спасибо вам за то, что сегодня все пришли!

Сегодня мы проводим урок – соревнование «Знатоки русского языка» - урок - повторение всех сведений, полученных на предыдущих уроках по теме «Разносклоняемые, несклоняемые имена существительные», «Имена существительные общего рода», выполним морфологический разбор имён существительных.
У нас три команды, так как три ряда учащихся. Капитаны Алёна, Диана, Филипп помогают проверять задания. У них листки ответов, они записывают баллы за правильно выполненные задания: устные и письменные.
Как оценивать устные ответы? Полный устный ответ – 3 балла.
В письменных заданиях каждое выполнение: вписать правильно букву, выделить окончание, суффикс, определить падеж, составить предложение, словосочетание – по баллу, баллы складываются, выводится сумма для команды и для каждого участника.

Итак, первая тема. Какие существительные называются разносклоняемыми?

1. Тема. «Разносклоняемые имена существительные

1 задание.

В шуточном стихотворении Т. Рик найдите разносклоняемые существительные и подчеркните их.

1.Есть история про племя.                       3.Но вожак их - ногу в стремя,
Лишь весной наступит   время,               Прилепив перо на темя,
Племя мирно сеет семя,                          Над собою поднял знамя,
Хоть пахать и сеять – бремя.                 Раздувает распри пламя.
2.У коровы полно вымя.                           4.Призывает всех опять
Папуаске нужно имя                                   Не работать – воевать.                                    
Для сынишки сочинить                               Но не хочет племя вновь
И корову подоить.                                       Проливать напрасно кровь.
5.Всем милее мирный путь…

2 задание.

Вставьте буквы, выделите в словах с пропущенными буквами суффиксы, окончания.

  1. От доброго сем……… – добрый всход.
  2. По сем……… и плод.
  3. У каждого врем……… свои песни.
  4. Траве вечно не зеленеть, врем……… на месте не стоять.
  5. Кто врем…………не дорожит, у того вечные убытки.   (Пословицы).                                 

2. Тема « Несклоняемые имена  существительные».

3 задание.

Составить с данными словами словосочетания СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Подчеркнуть окончания прилагательных.

Кафе_______________________  Какао   _____________________
Шоссе _____________________   Метро  _____________________
Пианино ___________________  

4 задание.

Подчеркните словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании. Расскажите, как определяется род несклоняемых существительных.

Известное кафе, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, вкусное пюре, горячий кофе, новый АТС, жёлтое такси, тёплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, седьмая авеню, хохлатый какаду, трамвайное депо.

5 задание.

Прочитайте предложение. О существительных женского или мужского рода идёт речь? Ответ подчеркните.

3/1.В школе я встретил Валю Виннер. (ж. р., м. р.)
3/2.Рассказы Саши Веклич были опубликованы в журнале. (ж. р., м. р.)
3/3.Всех поразил рассказ Жени Берг. (ж. р., м. р.)
3/4.Всех поразил рассказ  Штейна. (ж. р., м.р.)

3. Тема  «Существительные общего рода».

6 задание.

Напишите цифру один над словами, которые дают отрицательную характеристику человека; затем с теми, что характеризуют человека положительно, составьте небольшие предложения.

Лежебока, скряга, чистюля, обжора, хитрюга, непоседа, умница, трусишка, пустомеля.
________________________________________________________________
________________________________________________________________

7 задание.

Врач Петров сказал, профессор Иванова приехала, лектор Богданов выступал… - продолжить ряд словосочетаний или коротких предложений (2-3 примера) с существительными общего рода, называющих лиц по профессии, по должности, по роду занятий.

Слово учителя.

- Итак, мы повторили пройденные темы. Скажите, какие новые сведения мы получили в 6 –м классе?  (Ответы: «Узнали о разносклоняемых и несклоняемых существительных, о существительных общего рода» и т. д.).
______________________________________________________________

Словарная работа.

Существительные разносклоняемые, несклоняемые, общего рода в словарях отмечаются словами – ателье,  ср.р. (не склоняется), выскочка, м. и ж. р.  (Работа со словарём. Словарь есть в приложении).

4. Тема «Морфологический разбор имени существительного».

8 задание.

Команды получают предложение, в котором нужно разобрать имя существительное.

1.Рядом каморка – хранилище каталогов.    Д. Гранин.
2. Начало – половина всего.                            Лукиан.
3. Имя существительное – хлеб языка.

5. 9 задание.

Конкурс капитанов. 

Теоретические вопросы.

1 вопрос. Какие слова называются разносклоняемыми? Перечислить их.
2 вопрос. Назвать группы несклоняемых имён существительных.
3 вопрос. Рассказать о существительных общего рода.

Отметить самый существенный признак таких существительных.

10 задание.

Литературное творчество. Написать сочинение – миниатюру на любую тему,  употребить в работе разносклоняемые, несклоняемые и существительные общего рода  (например, на тему «Скоро Новый год»).

11 задание.

Слова из слова «Существительное»,  «Несклоняемое» и «Разносклоняемое». (Сон, сущность, тесто, нос, твист, свист, лето, енот, винтель, винт, утёс, сито, лён, ель, вино – из слова «Существительное»). Нужно составить как можно больше слов.

Пока жюри подсчитывает очки, мы послушаем отрывок из передачи «Радионяня», вспомним слова из гимна игры «КВН», рассмотрим картинку «Паровозик из Ромашково».
Итак, урок закончен. Итоги подведены. Поздравляем всех «знатоков разносклоняемых, несклоняемых и существительных общего рода»!