"Вся семья вместе, так и душа на месте" (занятие факультатива "Одинцовская земля")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Раскрыть смысл семьи как основы государства.
  2. Пробуждать интерес к изучению своей родословной, уважению к семье и семейным традициям.
  3. Помочь восстановлению исторической памяти Одинцовской земли.

Задачи:

  1. Дать представление, что такое семья.
  2. Познакомить с семейными традициями учеников класса.
  3. Познакомить обучающихся с людьми, которые жили и живут на Одинцовской земле.

Оборудование: 

  1. Икона Петра и Февронии – покровителей русской семьи.
  2. Эмблема года семьи.
  3. Пословицы о семье на доске.
  4. Фрагменты фильма «Одинцово».
  5. Песня «Одинцово».
  6. Словарик на доске.
  7. Стоп-кадр (семейные фотографии учеников класса).
  8. Родословное древо на плакате.
  9. Эмблемы «Ромашка» - символ семьи.

Методы и приёмы:

  1. Мозговая гимнастика.
  2. Рассказ учителя про год Семьи.
  3. Чтение детьми статьи «Как рождается семья».
  4. Ответы на вопросы.
  5. Игра в мяч.
  6. Просмотр фрагментов кинофильма «Одинцово».
  7. Исполнение песни «Одинцово».
  8. Зарядка для позвоночника.
  9. Чтение рассказа о Н.А. Патрикееве.
  10. Рассказ учителя о людях, которые жили и живут на Одинцовской земле.
  11. «Родословная» (Ламанова Е.). Работа с плакатом.
  12. Рассказы ребят о своих родственниках.
  13. Чтение и объяснение поговорок о семье.
  14. Решение задачи.
  15. Обобщение знаний о семье. Кроссворд.
  16. Раскраска.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Знакомство с гостями. Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите, здравствуйте!»

2. Выполняем упражнения мозговой гимнастики «Перекрёстные движения».

3.Сегодня мы проводим очередное занятие факультатива «Одинцовская земля».

(Просмотр фрагментов фильма «Одинцово»)  

Нет прекрасней земли родной, где ты родился и вырос, где живут твои родители и первые друзья. Это твоя Родина!

II. Сообщение темы и целей занятия.

1. «Вся семья вместе, так и душа на месте».

2008 год объявлен годом семьи. 8 июля в России отмечался праздник «День семьи, любви и верности». Покровителями семьи являются Муромские святые Пётр и Февронья. Символом этого праздника стал русский цветок ромашка.

2. Работа с текстом «Как рождается семья» (чтение текста).

Словом семья называют отца, мать и их детей. Это слово происходит от слова «семя». Мы – семя наших родителей. В Библии описано, как Бог установил порядок жизни человека. «И сотворил Бог человека по образу Своему…мужчину и женщину…» Бог установил, что отец является мужем, а мать – женой. Первыми мужчиной и женщиной были Адам и Ева. Бог так сотворил человека, чтобы у мужа и жены были дети и люди могли продолжать свой род.
Род – это все наши предки, которые жили до нашего рождения. Их ещё называют прародители, то есть старшие (древние) родители. Память о наших предках связывает нас с историческим прошлым, напоминает нам, кому мы обязаны своим рождением. Если перечислить всех предков, получится родословие. Фамилия человека является названием его рода.

3. Беседа по вопросам.

а) Как одним словом называют отца, мать и их детей?
б) Кем являются друг для друга отец и мать?
в) Каким одним словом можно назвать всех предков?
г) Что такое родословие?

4. Кроме семьи у тебя есть много родных. Братья, сёстры, дяди, тёти… Родные всегда тебе помогут. Рассмотрим внимательно слова: родственники, родня, родные. В каждом из них есть общий корень – РОД. Что он означает? Сравним РОД с ДЕРЕВОМ. У него много ветвей, и все они растут от одного ствола и корня.
Вместе вы – один род. У вас есть общая родовая фамилия. Род состоит из поколений. Самые давние поколения – предки, а младшие – потомки. 
О своей родословной расскажет Лиза Ламанова.

5. Рассказ ученицы.

У меня большая и дружная семья. Здесь, в Одинцово, живут: я, мама, папа, дедушка и бабушка. Родители папы живут в Казахстане. Там же живёт папин брат с семьёй. Дедушка, папа и дядя – лётчики. Они бороздят просторы воздушного океана. Мой прадедушка был кадровым военным. Он погиб, защищая нашу Родину. Родственники со стороны мамы: прабабушка, бабушка и сама мама работали в медицине. Папина мама, Галина Кузьминична, работала учительницей. Вот такая у меня семья, где все любят и уважают друг друга.

6. Род человека не умирает. Как жили люди раньше? Обратимся к истории.

Чтение статьи «Благотворитель Николай Патрикеев».

У  Гребневского храма есть памятник из чёрного камня. Надпись на нём открывает имя Николая Андреевича Патрикеева. Он умер 100 лет назад. Но мы его помним.
Родился он в крестьянской семье во Владимирской губернии. Позже переехал жить в Одинцово, построил дом. На этом месте теперь находится торговый центр «Дубрава». У них с женой была большая семья. Первый сын не мог ходить до трёх лет. Родители отправились в монастырь, молились долго и искренне. Вернулись домой, уставшие, отпустили сынишку на пол, а сын вдруг поднялся и пошёл. Вот была радость!
Тогда Патрикеев и расширил храм. Пристроил к нему колокольню и два придела. Так он поблагодарил Бога. Николай Андреевич сотворил благое дело. За это его называют благотворителем.

7. Другое время. Великая Отечественная война.

Рассказ учителя о Любе Новосёловой.

Одна из центральных улиц нашего города названа бульваром Любы Новосёловой.
Родилась Люба 10 июля 1924 года в городе Одинцово. Четырёх лет осталась сиротой. Поступила в школу. Училась она хорошо.
1941 год… Все от мала до велика встали на защиту своей Родины. Уходит на фронт и Люба. Судьба была удовлетворена: окончив курсы медсестёр, она добровольно вступает в отряд разведчиков.
С августа 1942 года по март 1943 года комсомолка Люба Новосёлова вынесла с поля боя 95 раненых бойцов, за что была награждена медалью «За боевые заслуги». А летом 1943 года она награждается орденом Отечественной войны второй степени.
15 апреля 1944 года в бою за город Красное под Смоленском Люба Новосёлова была смертельно ранена. Она прожила недолгую, но яркую жизнь.
Свято берегут одинцовцы память о Любе Новосёловой.

8. Наше время. Династия учителей. Семья Петровых – Шкардун.

Рассказ учителя о династии.

Основательница династии – Анастасия Ивановна Петрова – в военное время училась в школе в Рязанской области. Одновременно с учёбой приходилось работать в совхозе. Позже она приезжает в Москву и заканчивает учительские курсы. Её направляют работать в самый перспективный район Московской области – Звенигородский. Она приступила к работе в школе учителем русского языка и литературы. Одновременно с работой Анастасия Ивановна заочно училась в МОПИ им. Н.К. Крупской. 16 лет работала она в Асаковской школе. С 1961 года работала в Голицынской школе – интернате и проработала там 20 лет. Анастасия Ивановна награждена медалями.
Дочь Анастасии Ивановны, Вера Ивановна Калинкина, работает в Одинцовской школе №3. Она преподаёт немецкий язык.
Вторая дочь, Людмила Ивановна Шкардун – учитель истории. 12 лет проработала заместителем директора по воспитательной работе. Муж её, Валерий Корнеевич Шкардун, проработал в Голицынской школе – интернате 41 год. Их дочь, Оксана Валерьевна Шкардун, после окончания института пришла работать в родную школу учителем английского и французского языков. В феврале 2005 года Оксана Валерьевна стала победителем конкурса «Педагог года» Одинцовского района, а в апреле – лауреатом областного конкурса «Педагог Подмосковья – 2005».

11. Вот такие прекрасные семьи жили и живут сейчас на нашей Одинцовской земле.

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли святым именем.
А сколько в слове семья загадок, открытий! Слово «семья» можно разделить на два: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда – в семье все чем-то похожи: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

12. Ребята рассказывают о своих семьях.

13. Игра в мяч (имена).

Фамилия указывает на твой род, отчество – на отца, а имя принадлежит тебе. Имя – это бесценный дар. Имя даётся человеку один раз и навсегда. В каждом имени скрыт свой смысл. Помни – твоё имя свято, оно соединяет тебя с прошлым и будущим.

- Кто является хранительницей домашнего очага?

14. Ученик рассказывает о маме. Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Мою маму зовут Евгения. У неё тёмные волосы, карие глаза и очаровательная улыбка. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У неё самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь. Мне всегда нужна моя любимая мамочка!

15. Ученица рассказывает о бабушке.

Очень бабушку мою-
Маму мамину люблю.
У неё морщинок много
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.

Мою бабушку зовут Галина Петровна. Мы с ней много времени проводим вместе. Она помогает мне делать уроки. Мы с бабушкой гуляем, отдыхаем. В этом году ездили в Египет. Моя бабушка любит готовить. Часто печёт пироги. Мой любимый пирог из яблок «Шарлотка».

16. Работа с пословицами.

  • Где родился – (там и пригодился).
  • В гостях хорошо, а (дома лучше).
  • При солнышке светло, при (матери тепло).

17.Решение задачи.

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Тогда он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Братья легко переломали прутья поодиночке».

- Почему сыновья не могли сломать целый веник, а по одному прутику легко переломали?  (Если в согласии жить, то никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да врозь – вас всякий легко погубит).

III. Итог занятия.

Русский человек без семьи не живёт. Семья – основа государства. Много задушевных песен сложено о родной сторонушке. Сколько в них нежности и любви. Очень точно сказано: «Песни – душа народа. Красивые у нас песни и красивый народ!». Исполняется песня «Одинцово». (См. Приложение №1)

За дополнительными материалами обращайтесь к автору