Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

Разделы: Биология


Введение

Дебаты - это интеллектуальная игра ,представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри ( судью) в своей правоте и опыте риторики. Данную технологию , как показал мой опыт,  эффективно использовать в старших классах - 10, 11.
В 9 классе по концентрической программе учащиеся получили представления по всем вопросам общей биологии – углубление и расширение  основывается на знаниях 9 класса.  В 6 7, 8 классах последовательно обучаю учащихся выявлять суть проблемы , проводить  критический анализ текста,  составлять вопросы,  дискуссировать по определенным вопросам, работать с дополнительными источниками –т. е. формирую общеучебные  умения необходимые для данной технологии. Дебаты могут принимать различные формы. Я использую данную технологию в учебной образовательной деятельности,  либо в течение урока  -45 минут, или сдвоенных уроков, как форму организации обучения , как способ работы с содержанием учебного материала.
Дебаты способствуют: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков. Развитию творческих качеств, развитию коммуникативных умений, развитию ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

Планирование деятельности учителя использующего данную технологию.

  1. Предварительное определение учебного материала возможного для изучения по данной технологии ( учитываются возможности класса)
  2. Проведение семинарского занятия по ознакомлению учащихся с данной технологией – согласование тем.
  3. Урок – практикум ( первая  апробация) по работе на уроке с данной технологией.
  4. Самостоятельная подготовка  по следующей  теме  - проведение Дебатов

В предыдущем учебном году в форме дебатов учащимся 10 класса были предложены следующие темы:
Взаимоотношение человека и природы – как фактор развития биосферы. Человек , как уникальный вид живой природы. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
В 11 классе: Факторы,  определяющие здоровье человека. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы. Время экологической культуры. Дискуссионные проблемы цитологии.

Урок № 1

Семинарское занятие по обучению учащихся технологии дебаты.

Цель: познакомить учащихся с ролью всех  участников – спикеров, судей, в качестве ведущего рекомендую выступать учителю,  с краткой историей дебатов,  согласовать темы, определить источники сбора информации.

Оборудование: раздаточный материал

Ход занятия:

1. Приветствие, определение темы, задач урока – 3 минуты

2. История дебатов  - 4 минуты.( слово учителя)

Фактически дебаты появились , когда человек впервые с чем – то не согласился, предлагая  и отстаивая свою точку зрения. Однако формально дебаты появились в Древней Греции, являясь частью демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе образование включало публичное выступление, известное как ораторское искусство. Дебаты играли большую роль в этих тренировках, студенты  практиковались в защите своих идей и критике противоположных взглядов. В 17 веке  дебаты велись на английском языке. В начале 1920 –х годов американские  университеты начинают активно внедрять в практику  данную технологию. Во время выборов Президента США в 1960 году была показана первая серия теледебатов между Д. Кеннеди и Р. Никсоном., которая принесла дебатам популярность. . В последней четверти 18 века Дамаскин – Руднев ввел в обиход Нижегородской семинарии новинку – « диспуты», во время которых разгорались прения по научно- философским вопросам. Диспуты привлекали много посторонних слушателей. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах мира. Огромный образовательный потенциал  в свете современных процессов жизни общества  определило интерес к данной технологии в нашей стране. Овладевая техникой дебатов чему учащиеся научаться: актуализации полученных ранее знаний, овладеют новыми знаниями, умениями , навыками, научаться контактировать с аудиторией,  способам удержания внимания ,выделять и видеть проблемы, устанавливать связь событий и явлений, освоят культуру спора,  расширят опыт межличностных отношений.

3. Суть дебатов.( слово учителя)

Мы рассматриваем форму ,  в которой  участвуют 2 команды, т. к. старшие классы имею малую наполняемость(9 -10) учащихся и команда судей.
Остановимся на основных элементах дебатов.

1. Суть дебатов : убедить нейтральную сторону , судей, в том, что аргументы одной из команд лучше, чем аргументы ее оппонентов. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат,  могут быть сложными.

2. Тема В Дебатах тема формулируется в  виде утверждения ( например, «Использование генных технологий является объективной реальностью будущего человечества»

3. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции -  соответствие теме. Дают четкие определение основным понятиям и направления значимости генных технологий для будущего

4. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье , что позиция утверждающей стороны не верна( например – основывают свои доказательства  на наличие других средств необходимых для жизни и возможности организации  ее без достижений генной инженерии ,  на отрицательном воздействии – геномодифицированные продукты , загрязнение среды мутагенами синтетическими и т. д.)

5. Аргументы. С помощью аргументации необходимо убедить судей, что позиция группы по поводу темы – наилучшая. Аргументы могут быть сильными, слабыми. Важно ,чтобы судьи увидели, что группа продумывала аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что аргументы могут выдержать атаку оппонентов.

6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства ( цитаты, факты, статистические данные),поддерживающие их позицию. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов

Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов ( но не все) представляют каждому участнику  возможность отвечать на вопросы спикера – оппонента. . Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции так, так и для выяснения потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейский протокол, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам  дебатов( аргументы и способы доказательства которой были более убедительными)
Чтобы обосновать свою позицию команда использует « Кейс»– структурированную систему доказательств. В состав кейса входят аргументы ( высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения( вспомогательные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.

Аргументы это истинные ( с точки зрения команды) суждения, причем истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы должны быть очевидны, но с  другой стороны ,не тривиальны. Необходимо выбрать – 2 наиболее значительных аргумента и тщательно их разработать( привести доказательства и их поддержку) Аргумент  в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций.
Необходимо помнить , что формат дебатов – это только схема, с которой можно ( и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата –убедительности. В дебатах должны присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентом.

4. Классификация вопросов.( раздаточный материал для самостоятельного изучения)

Умение формулировать точные , а главное продуктивные , полезные вопросы – одно из важнейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса – получение новой информации в виде  ответа. Вопрос не является суждением. Поэтому он не может быть истинным или ложным. . Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое – то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос ,нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.
Основные типы вопросов: уточняющие, восполняющие, логически корректные, логически не корректные

Методы формулирования эффективных  вопросов в дебатах.( памятка учащемся)

Самостоятельная работа учащихся – при необходимости разъяснение учителя.( ученики самостоятельно знакомятся  со следующем текстом – обсуждение после прочтения)

А) Ограниченное время на вопросы – это совсем не много времени. Если это время может принести пользу Вам и Вашим коллегам по команде, необходимо научиться задавать такие вопросы, которые бы давали искомые ответы. Методы, обсуждаемые ниже, помогут Вам развить несколько хороших привычек,  связанных с задаванием вопросов.

Б) Избегайте споров. Перекрестные вопросы – это время для вопросов, а не для спора. Вы ищите информацию, которую Вы могли бы использовать  В Вашей аргументации во время Вашего последующего конструктивного выступления. Вам не выгодно ввергать Вашего оппонента в обмен аргументами. Всегда помните, что Вы ищите информацию.

В) Избегайте запугивания оппонента. Период перекрестных вопросов во время дебатов не дает  Вам права обстреливать оппонента колкими вопросами без  представления ему времени на ответ. . Задавайте вопросы , в ответах на которые  Вы нуждаетесь, и вежливо ждите ответа. Если ответ не последует, возможно , Ваш оппонент не понял вопроса.  Вежливо задайте его еще раз. Если после трех попыток ВЫ так и не получите необходимой Вам информации,  переходите к следующим вопросам. Уклонение от определенного поведения предполагает другое   поведение, которое способствует хорошим дебатам.

Г) Контролируйте период перекрестных вопросов. Перекрестные вопросы – это инструмент, который помогает Вам формулировать Ваши аргументы. Умение контролировать период перекрестных вопросов означает , что Вы спокойны, организованы, вежливы и напористы. Вам не нужно быть чрезмерно агрессивным в Ваших вопросах. Это плохо отразится на Вас и вынудит респондента защищаться, а не отвечать на вопросы. Сохраняя контроль, Вы задаете хороший вопрос, ждите  хороший  ответ и двигайтесь дальше, получив нужную информацию.

Д) Разработайте план. Время перекрестных вопросов будет более плодотворным, если Вы сначала разработайте план. Вы можете начать задавать вопросы  с разъяснения кейса другой команды, спрашивая о заглавиях утверждений, об отношениях между утверждениями. Когда Вы выяснили это , Вы можете перейти к выявлению пробелов в кейсе или  к тактике , вынуждающей другую команду связать себя каким – либо положением.

Е) Открытые вопросы требуют объяснить , или высказать мнение, описать. Респондент, который не хочет сталкиваться с серией вопросов, подрывающих его  позицию, попытается описывать и объяснять настолько долго, насколько это возможно. Чтобы избежать этого , нужно просто поставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да –нет»

Ж)Возьмите в привычку использовать в Ваших конструктивных выступлениях ту информацию, которую Вы извлекли из перекрестных вопросов. В своем выступлении  Вы должны сообщить арбитрам ,что этот пробел является гибельным для всего кейса.

5. Элементы  ораторского искусства: зрительный контакт,  голос, уловки в споре

6. Согласование тем.

7. Раздача ролей по командам.

8. Работа с раздаточным материалом  в помощь определенной команде( кодекс судейства, пояснения к судейскому протоколу, советы ораторам, словарь- справочник участника дебатов)

Команды поочередно работают с раздаточным материалом  - учитель согласует понимание основных задач команд.

9. Подведение итогов занятия .

Урок № 2

Урок – практикум по отработке технологии дебатов

Тезис: «Генные технологии являются необходимыми для дальнейшего развития цивилизации»

Цель занятия:

  • Формирование опыта проведения дебатов.
  • Проявление и развитие навыков актуализации имеющихся знаний.
  • Развитие навыков организации совместной рефлексии и анализа дебатов.
  • Развитие логического и критического мышления.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Обобщение теоретического материала по данному вопросу.

Так как данный урок предполагает первую пробу по данной технологии, работа ограничивается  критическим анализом текста параграфа 15 с двух рассматриваемых позиций ( УМК И. Н.Пономаревой « Общая биология» -11 )

Ход  занятия:

1. Вступительное слово учителя в роли ведущего: формулировка плана занятия 2  минуты

2.  Подготовка позиции команды (самостоятельная  работа  команды с текстом параграфа 15 по формированию кейса поддерживающего определенный критерий ) - 20 минут

  1. Выступление спикеров с « кейсом» – по 4 минуты каждая команда( 8 минут)
  2. Перекрестные вопросы -   по 1 закрытому вопросу
  3. Выступление судьи и оценка команд. - 4 минуты

3. Рефлексия - предлагается всем желающим  принять участие в обсуждении - 6 минут

  1. Ваше личное отношение к обсуждаемой теме?
  2. Разделяете ли вы точку зрения своей команды  по заявленной позиции?
  3. Оцените ваше собственное участие и работу команды – активность, просчеты и т.д.
  4. Удалось ли выполнить поставленные цели и ваше отношение к технологии дебаты

4. Подведение итогов занятия учителем-2 минуты.

Критерии:

1 команда - Критерий

2 команда - Критерий

Внедрение генных технологий  в  человеческое общество   обостряет правила и нормы  в его развитие, посягает на основные свободы и человеческое достоинство  его членов.

Внедрение генных технологий в человеческое общество   абсолютно органично направлено на  развитие  и улучшение его развития.

Аргументы : ( доказательства и поддержка – выборка текста параграфа)

Аргументы ( Доказательства и поддержка выборка текста параграфа)

Урок №3

Цель: апробировать технологию Дебаты  в самостоятельном сценарии

Задачи для развития учащихся дополняются – поиском материала для составления кейса по определенной теме, самостоятельный поиск аргументов, доказательств и опровержений каждой командой с обязательным условием – использование дополнительных источников, исследований и т. д.

На самостоятельную подготовку к уроку – выделяется неделя. Определяется четкое определение изучаемого вопроса, анализируются источники  необходимые для сбора информации
Перед подготовкой занятия учащиеся определили в общем суждении понимание определения -  здоровья

Здоровье – системное качество организма  и психики человека ( Д. В. Колесов)

Данное определение  определяет границы изучаемого вопроса и тему будущего занятия

Тема: Здоровье – системное качество организма и психики человека.

Исходя из темы,  определяются критерии для каждой команды

Критерии:

1 команды -Критерий

2 команды - Критерий

Здоровье определяется образом жизни человека ( Образ жизни – это сложившийся тип поведения человека в быту, обществе, природе, производстве) Проблема сохранения здоровья в настоящее время актуальна во всех странах мира. Успешное ее решение находится в прямой зависимости от сформированности  у каждого человека ,навыков здорового образа жизни

Здоровье не всегда зависит от образа жизни человека
( отдельный человек не имеет возможности повлиять на организацию производственной деятельности ( хотя может ее выбрать),  общественной, на состояние природной среды – значит от него не всегда зависит определение типа своего поведения в данных направлениях своей деятельности

Аргументы  В здоровом теле – здоровый дух. сохранения и укрепления здоровья  неоспорима народная мудрость» Помоги себе сам»

Аргументы – Образ жизни человека в условиях современного общества не соответствует биологическим ритмам ,которые сформировались в процессе эволюции человека. Человек не успевает адаптироваться к происходящим изменениям в социальной и природной среде

Умение управлять общением, создавать нужные условия для эффективного общения – важная особенность данной технологии. Спрогнозировать результат занятий достаточно сложно. Полученный опыт показал: данные занятия позволили сохранить позитивный настрой на протяжении всего занятия, способствовали заинтересованности учащихся, мотивации .