Особенности формирования модели программно-отраслевого профессионального колледжа

Разделы: Администрирование школы


Введение

Сегодня социально-экономическая ситуация в стране определяет необходимость переосмысления ключевых теоретических подходов и практических решений, связанных с профессиональным образованием молодежи, в связи с резко изменяющимися рыночными условиями. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает существенное обновление содержания и структуры профессионального образования.
Так, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, а также удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [1 ].                                                                                                 Необходимо учитывать качественное изменение содержания образования в связи с введением новых образовательных стандартов среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также некоторых профессиональных стандартов.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 г. №543, устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

  • техникум – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки[2].

Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться в различных формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. При этом допускается сочетание различных форм получения образования.
Образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов и соответствующие программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Среднее специальное учебное заведение, как правило, ежегодно обновляет образовательные программы в части состава учебных дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
29 июня 2005 года  был принят Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве», в котором определены основные цели начального и среднего профессионального образования:

  • получение гражданами профессионального образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, потребностям общества в эффективной профессиональной деятельности граждан, потребностям экономики города Москвы в стабильном развитии;
  • подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квалификации, передовым технологиям и прогнозам развития отраслей;
  • обеспечение квалифицированными кадрами предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы;
  • сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Для реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования в городе Москве создаются колледжи – государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней)  образования, обеспечивающие последовательное повышение общеобразовательного и профессионального уровня обучающихся, студентов и рост конкурентоспособности выпускников на рынке труда города Москвы.
В данном законе города Москвы отмечается, что колледжи создаются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства, и по территориально- отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.
Далее в законе отмечено, что партнерство в области начального и среднего профессионального образования в городе Москве ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности колледжей потребностям в сфере труда, приближение уровня подготовки специалистов к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников для обновления и развития материально-технической базы образовательных учреждений.

Основная часть

Основным социальным партнером колледжа является Открытое акционерное общество «Московский метрострой», который является многоплановым хозяйствующим субъектом в экономике города.
В связи с этим колледж проводит подготовку по следующим уровням образования,  профессиям и специальностям:

  • специальности среднего профессионального образования: строительство и эксплуатация зданий и сооружений, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, технология продукции общественного питания;
  • профессии начального профессионального образования: мастер отделочных строительных работ, автомеханик, электромонтажник по освещению и электрическим сетям, повар, кондитер, арматурщик.  
  • профессиональная подготовка: арматурщик.

Выпускники колледжа по данным профессиям и специальностям востребованы предприятиями Московского Метростроя.
Следует отметить, что усиливающаяся ориентация образовательных учреждений профессионального образования на потребности рынка труда, помимо очевидных позитивных моментов. Несет в себе и отрицательные последствия. Влияние рынков труда на начальное и среднее профессиональное образование не структурировано, пока еще не сложились механизмы трансформации сигналов рынка труда в ясные внешние стимулы к обновлению содержания профессионального образования. Переходное состояние рынков труда, отсутствие необходимых навыков на уровне образовательных учреждений, пассивная политика государства в формировании обеспечения взаимосвязи образования и рынков труда, замедленность возникновения правовой базы и новых механизмов их взаимодействия вызывают диспропорцию между структурой подготовки кадров и структурой спроса.
Дифференциация  учебных заведений (колледжей) по программно-отраслевому принципу позволяет развитие разнообразия образовательных услуг, предоставляемых данными учебными заведениями. Дифференциация колледжей способствует более полному удовлетворению запроса на профессиональное образование, развитию содержания образования, повышению его качества. Одновременно дифференциация учебных заведений по данному принципу приводит к концентрации ресурсов, бюджетных и внебюджетных средств, порождает поляризацию учебных заведений.
В содержании профессионального образования необходимо решить следующие задачи:

  • устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, а рассчитаны на прохождение, на то, чтобы их сдать и забыть; все предметы должны быть необходимы для последующих стадий профессионального образования и востребоваться в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;
  • изменить методы обучения, расширить лишь те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучение, повысить роль самостоятельной работы учащихся и студентов;
  • укрепить связи профессионального образования с научными исследованиями и практикой, создать механизмы систематического обновления содержания образования;
  • ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания;
  • увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней профессионального образования;
  • осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней;
  • обеспечить переход от жестких линейных структур в профессиональном образовании к гибкой и многообразной организации, позволяющей сочетать различные формы образования, выстраивать индивидуальные траектории образования.