Урок по развитию речи в 5-м классе "Письмо Деду Морозу"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить с эпистолярным жанром, правилами оформления текста письма и конверта.
  2. Развивать культуру письменной речи.
  3. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях с другими людьми.

Оборудование:

  • красочный конверт с письмом от Снегурочки;
  • образцы разных конвертов;
  • “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова;
  • презентация (Приложение).

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. (Приложение. Слайд 1)

- Вы когда-нибудь получали письма? А кто знает как правильно писать письма?

- Вот сегодня мы будем учиться писать письма, а поможет нам в этом внучка Деда Мороза.

- А как зовут ее? (Снегурочка).

- Сегодня она прислала нам письмо в этом красочном конверте. Сейчас мы откроем его и прочитаем. (Приложение. Слайд 2)

“Здравствуйте, ребята!

Пишет вам Снегурочка. Мне бы хотелось рассказать, как вы можете стать волшебниками. Это совсем нетрудно, просто нужно говорить людям волшебные слова, которые поднимают настроение и помогают в беде. Вы знаете, что вовремя сказанное доброе слово может спасти вашего друга или подругу.

Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья. Мне бы хотелось, чтобы мой дедушка вам в этом помог. Напишите ему свои письма, поделитесь с ним радостью, расскажите о себе и своих друзьях, о своем крае.

Желаю вам удачи, тепла и хорошего настроения.

Снегурочка”.

2. Объяснение новой темы.

- Итак, Снегурочка предлагает вам стать волшебниками. Сегодня мы будем учиться писать письма. Это совсем не просто. Это целое искусство. А написание писем называется эпистолярным жанром. (Приложение. Слайд 3)

Главное – научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов. Слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательным к словам, чтобы случайно не обидеть человека. Сердитое письмо лучше не писать.

Каждое письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения. (Приложение. Слайд 4)

Письмо нужно писать на чистой бумаге четким почерком, аккуратно. В конце ставится подпись.

3. Беседа с учащимися.

- Итак, как вы поняли, что такое эпистолярный жанр?

- А как по-вашему, трудно писать письмо?

- Посмотрите на сценку и скажите, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо. А поможет нам в этом умница Мальвина и ее ученик Буратино. (Приложение. Слайд 5)

4. Сценка.

Мальвина:

- Буратино, ты должен написать папе Карло письмо. Он так волнуется за тебя!

Буратино (крутит головой, таращит глаза):

- Сейчас напишу!

Садится за стол, макает нос в чернила, хватает ручку, лист бумаги и пишет, проговаривая каждое слово: “Папа Карло я жив и здоров. У меня все хорошо. Буратино”.

Мальвина:

- Буратино, не шали! Это же не письмо, а записка. А письма пишут по определенным правилам. Вот послушай.

(Мальвина раздает детям карточки, на которых написаны правила. Дети их озвучивают.

  1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
  2. Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
  3. Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
  4. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).
  5. Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
  6. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
  7. Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
  8. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
  9. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
  10. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
  11. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
  12. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  13. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  14. Письмо перед отправлением следует перечитать.
  15. Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!)

Мальвина:

- Как вы думаете, почему нужно так делать?

(Идет обсуждение написанного на карточках.)

- Ребята, чем же отличается записка от письма?

- Правильно, записка – это коротенькое письмо, а письмо – это текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

5. Рассказ о способах переписки.

- Ребята, а зачем нужно писать письма? (Приложение. Слайд 6)

- Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение. В древности существовали различные способы передачи информации. Переписывались с помощью дыма, вязали различные узелки на длинных шнурах, передавали букеты. У всех этих способов “переписки” было много недостатков, и самый главный неточность.

(Приложение. Слайд 7)

- Представьте, вы сидите у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец и торжественно перед вами раскладывает такие предметы (мышь, лягушка, птица, пять стрел) (Приложение. Слайд 8)

- Попробуйте-ка разберитесь, что все это значит?

- Вот что, оказывается, сообщил гонец: “Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами”. Напоминает ребус. Для того чтобы легче было понимать друг друга, люди изобрели письменность.

- Послушайте одно письмо: (Приложение. Слайд 9)

“Здравствуй, Света!

Я живу хорошо. А как ты живешь? Отметки у меня хорошие. А у тебя какие? Здоровье у меня тоже хорошее. А какое здоровье у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода хорошая. Ну все, писать больше нечего.

До свидания”.

- Какую информацию мы узнали из данного письма?

- Можно ли это письмо назвать неудачным и почему?

- Это письмо не несет информации, и его можно уложить в одну строчку.

6. Работа с толковым словарем.

- Чтобы правильно написать письмо, нужно хорошо знать определенные термины:

адрес-адресат-адресант (Приложение. Слайд 10)

- Найдите их лексическое значение в толковых словарях.

- Так что же обозначают эти слова?

- А чтобы отправить письмо, что для этого нужно?

7. Рассказ о видах конвертов. (Приложение. Слайд 11)

- Вы знаете, что конверты бывают разные и по форме, и по оформлению.

- Виды конвертов по оформлению:

  • Чистый белый – конверт с чистой лицевой стороной.
  • “Куда - кому” - конверт с нанесенной индексной сеткой и сеткой для адресов получателя и отправителя.

- А какими могут быть конверты, если письма не отсылаешь по почте, а передаёшь в руки? (Треугольники). (Приложение. Слайд 12)

- Во время войны письма были в виде треугольников. Послушайте стихотворение Г. Сафонова.

8. Чтение стихотворения “Письма-треугольники” наизусть.

Письма-треугольники – письма из войны,
Письма-треугольники – спутники мои.
Письма вечной памяти. Наша ль в том вина
То, что строчки горести принесла война?

Письма-треугольники – исповедь души,
О печальной весточке думать не спеши.
Письма-треугольники спрятаны в комод
Пожелтеют письма – память не умрет.

Письма-треугольники завещай другим –
Память о погибших передавай живым.
Письма нашей памяти, как родник живой –
Новый день рождается в дали голубой.

9. Чтение фронтового письма. (Приложение. Слайд 13)

- Послушайте одно письмо с фронта.

- Чем отличается письма с фронта от обычных писем?

10. Итог урока (беседа по вопросам).

- Для чего люди пишут письма?

- Как называется жанр письма?

- Как начинается каждое письмо?

- Из каких частей состоит письмо?

- Что такое обращение и как выделяется на письме?

- Как лучше оформить письмо?

11. Выставление мотивированных оценок за урок.

12. Домашнее задание.

- А кто знает, где живет Дед Мороз? (Его резиденция находится в Великом Устюге) (Приложение. Слайд 14)

- Домашнее задание написать письмо Деду Морозу в Великий Устюг по данному адресу.

Приложение.