Дидактическая цель урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.
Задачи урока:
I. Образовательные.
- Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
- Повторить соотношения между величинами «Цена, количество, стоимость».
- Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
II. Развивающие.
- Развивать умение рассуждать, делать выводы.
- Формировать познавательную активность.
III. Воспитательные.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- проблемно-поисковый;
- репродуктивный (беседа).
Формы познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Средства обучения:
- учебник «Математика»;
- тетрадь с печатной основой № 1;
- тетрадь «Учимся решать задачи» (автор Н.Б. Истомина, программа «Гармония»);
- карточки с заданиями разного уровня сложности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация класса, проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Задача. Периметр прямоугольника 20 см, а сумма длин трех его сторон равна 14 см.
- Какие вопросы вы сформулировали по данному условию задачи?
3. Устный счёт.
1) Формирование вычислительных навыков.
№ 55 в ТПО.
- Вставьте цифры в «окошки», чтобы получились верные равенства.
7528 • 4 = 3011__ | 5906 • 7 = 413 __ __ | |
3549 • 6 = 2129__ | 84003 • 9 = 7560 __ __ | |
90357 • 8 = 72285 __ | 58007 • 4 = 232 __ __ __ |
2) Повторение взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, формирование умения выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, проводить сравнительный анализ арифметических выражений.
- Найди значения выражений, используя запись умножения в столбик.
528000 : 30 = ________ | ||
528 : 3 = ________ | ||
52800 : 176 = ________ | ||
176 • (30 • 100) = ________ | ||
(1760 • 10) • 3 = ________ | ||
30 • 176 = ________ |
4. Целеполагание.
- Попробуйте устно составить и решить задачу с указанными величинами по первой строке данной таблицы (остальные строки закрыты):
На доске:
Наименование товара |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Виноград |
90 руб. |
3 кг |
? руб. |
Персики |
80 руб. |
? кг |
320 руб. |
Яблоки |
? руб. |
8 кг |
200 руб. |
Груши |
45 руб. |
5 кг |
? руб. |
? кг |
? руб. |
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем решать различные задачи, и в том числе, с величинами «цена, количество, стоимость».)
- Итак, как же найти цену, зная количество и стоимость? Аналогично: А как найти количество? Стоимость?
- Вернемся к заданию № 55. Какую величину можно найти, используя данные выражения?
- Составьте задачу (работа в парах).
Физкультурная минутка.
Дыхательная гимнастика.
Ходьба под счёт:
Шаг – вдох, шаг – выдох;
Два шага – вдох, два шага – выдох. (10 раз)
5. Работа над новым материалом.
Решение задач.
№ 10 в тетради «Учимся решать задачи».
а) Прочитай задачу.
В первый день книжный киоск продал 8 учебников математики, во второй – 12. Какова цена учебника, если стоимость всех проданных учебников 800 рублей?
б) Используя условие задачи, выбери выражения, которые имеют смысл, и запиши к ним пояснения:
12 – 8 _________________________________________
12 + 8 _________________________________________
800 : (12 + 8) ___________________________________
№ 12 в тетради «Учимся решать задачи».
а) Вставь пропущенные в задаче слова и числа, используя ее решение:
1) 12 • 2 = 24 (кг) ________________________________
2) 12 + 24 = 36 (кг) _______________________________
3) 50 – 36 =14 (кг) ________________________________
В первый день школьники собрали 12 кг шиповника, во второй ______. Сколько килограммов шиповника собрали школьники в третий день, если за три дня они собрали ______ кг шиповника?
б) Запиши пояснение к каждому действию в решении задачи.
в) Используя данное условие, запиши пояснения к выражениям:
24 – 12 _________________________________________
50 – 12 _________________________________________
50 – 12 • 2 ______________________________________
50 – 12 • 3 ______________________________________
г) Запиши решение задачи другим способом:
_______________________________________________
_______________________________________________
- А знаете ли вы, для чего школьники собирали плоды шиповника? (Далее представлены сведения о шиповнике как защита проектной работы учащегося).
Оказывается, шиповник – это дикорастущие виды розы, обычно с немахровыми цветками. Распространены в Северном полушарии. В России насчитывается около 60 видов шиповника. Плоды используют как витаминное сырье. Применение. Шиповник — старинное лекарственное растение, его лечебные свойства были известны в России еще в XVII веке. Тогда уже плоды шиповника высоко ценились и выдавались для лечения по особому разрешению, лишь знатным людям.
Шиповник является поливитаминным растением, его плоды по количественному содержанию и разнообразию витаминов значительно превосходит другие растения. Но особенно много витамина С. Водный настой плодов повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях и обладает общеукрепляющим, тонизирующим действием.
Отвар корней имеет антисептические свойства. Водный настой листьев обладает противомикробным и болеутоляющим действием и используется при желудочно-кишечных заболеваниях.
Кустарник шиповника часто используется как декоративное растение.
Физкультурная минутка.
Упражнения на релаксацию. Зарядка для глаз.
6. Закрепление изученного материала.
1) Решение задачи № 79.
Шесть тетрадей для рисования стоят столько же, сколько девять одинаковых блокнотов. Сколько стоит один блокнот, если цена тетради для рисования 30 рублей?
- Оформите запись условия удобным способом (схема или таблица).
Коллективный разбор задачи. Запись решения самостоятельно.
2) Разноуровневые задания на карточках (геометрический материал).
1 уровень.
А) Начерти прямоугольник со сторонами 8 см и 4 см. Вычисли площадь и периметр этой фигуры.
Б) Начерти квадрат со стороной 6 см. Вычисли площадь и периметр этой фигуры.
2 уровень.
Длина стороны квадрата 6 см, а длины сторон прямоугольника 8 см и 4 см. Площадь какой фигуры больше и на сколько?
3 уровень.
Квадрат и прямоугольник имеют одинаковый периметр 24 см. Площадь какой фигуры больше, если длина прямоугольника 8 см?
Проверка.
1 уровень.
На доске чертежи фигур.
а, б) - Укажите на чертежах известные величины. А теперь напишите, чему равны площади и периметры этих фигур.
- Площадь какой фигуры больше?
2 уровень.
- Получились ли у вас такие величины? А теперь ответьте на вопрос: на сколько площадь квадрата больше площади прямоугольника?
3 уровень:
- Ребята, а как же действовали вы? Ведь у вас была неизвестна ширина прямоугольника и сторона квадрата. (Сначала нашли неизвестную сторону).
- Как?
- Сравним результаты: исходя из ваших расчетов, площадь какой фигуры оказалась больше?
7. Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Что нового узнали? Что запомнилось, показалось интересным?
- Оценивание работы учащихся учителем.
8. Домашнее задание.
Составить задачу, подобрав различные условия к данному вопросу: «Какова стоимость всей покупки?»