Организационно-функциональная модель повышения квалификации в МОУ "Центр образования" (г. Певек)

Разделы: Администрирование школы


Современные изменения в образовании диктуют руководителям методических служб на всех уровнях довольно жёсткие условия по организации специального обучения педагогов. В данной статье показано, как решается проблема повышения квалификации кадрового ресурса в МОУ «Центр образования» г. Певека Чаунского района Чукотского автономного округа.

Внутришкольное обучение педагогов строится на следующих основных принципах:

  • тесная взаимосвязь с решением образовательных задач;
  • индивидуализация;
  • тщательная методическая разработка планов и мероприятий повышения квалификации;
  • применение интерактивных методов;
  • контроль эффективности курсовой подготовки педагогов.

Организация методической работы по повышению квалификации в Центре образования строится на проблемно-диагностической основе; коллективном и индивидуальном планировании; создании методической службы; управлении методической работой.

Если анализировать кадровый ресурс, то можно выделить два основных параметра: образование и квалификационную категорию.

Как видно из диаграмм, преобладающее большинство педагогов имеют высшее образование и достаточно высокий профессиональный уровень.

Анализ повышения квалификации за последние 5 лет показывает, что все 100% педагогов участвовали в различных формах и на разных уровнях.

Условные обозначения: ОУ – образовательное учреждение, УМЦ – учебно-методический центр (при Управлении образования), ЧИРО и ПК – Чукотский институт развития образования и повышения квалификации, ЦРС – центральные районы страны, Доп. обр. – дополнительное профессиональное образование (второе образование).

Способствует повышению квалификации достаточно богатая материально-техническая база Центра образования:

  • оборудованные компьютерами, принтерами, ксероксами, сканерами административно-учебная часть, методический кабинет, кабинеты педагога-психолога, социального педагога;
  • учебные кабинеты, в том числе специализированные, с рабочими местами учителя;
  • мастерские, спортивный, тренажёрный, хореографический залы;
  • современная библиотека, оснащённая компьютерами;
  • компьютеры – 60 (на 500 учащихся);
  • мультимедийные проекторы – 11;
  • медиатека;
  • технические средства обучения, в том числе интерактивная доска.

Методическая служба в Центре образования сформирована, модель достаточно эффективная, работа носит системный характер. Педагоги ежегодно участвуют в мероприятиях разного уровня. Некоторые наиболее значимые достижения представлены ниже. Это конкурсы, форумы, конференции, публикации:

  • Лучшая школа Чукотки (2004 год).
  • Грант 1 млн рублей (ПНП «Образование», 2006 год).
  • Победители, лауреаты, участники международных, Всероссийских конкурсов (15/26 человек, 2004-2008 годы).
  • Победитель окружного конкурса «Путь к успеху» (1 человек, 2005 год).
  • Победители и лауреаты окружного конкурса «Учитель года» (3 человека, 2002-2004 годы).
  • Участники конкурса «Лучший учитель» - 10 человек; имеют региональный грант – 8 человек (ПНП «Образование», 2007-2008 годы).
  • Активное участие в районных и окружных форумах, педагогических марафонах, конференциях, конкурсах (54% педагогов).
  • Публикации: Издательский дом «Первое сентября» (Фестиваль педагогических идей – 8 человек, 2007-2008 годы); сборники тезисов «Толерантность. Профессионализм. Результат» (5 человек - 2006 год), «Приоритетные направления модернизации образования Чукотского автономного округа» (6 человек - 2007 год); газета «Повод», издаваемая ЧИРО и ПК, - 9 человек.
  • Высокий показатель квалификационной категории педагогов (82%).
  • Члены муниципальных экспертных и экзаменационных комиссий (30%).

Итак, анализ ресурсов показывает, что в Центре образования работает высокопрофессиональный, высококвалифицированный, творческий коллектив, владеющий современными педагогическими технологиями.

Но в быстро меняющемся современном мире невозможно обойтись без информационных технологий. Владение персональным компьютером на уровне продвинутого пользователя, уверенность при выходе в информационное пространство Интернета, умение работать в локальной сети – минимальные требования к учителю сегодня. Поэтому наш коллектив разработал и утвердил программу «Информатизация образовательного пространства МОУ «Центр образования» со сроком реализации 2007-2010 годы.

Для успешной реализации данной программы разработано методическое сопровождение, определены тема, цели и задачи методической работы.

Цели методической работы:

  1. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов Центра образования, их экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности, информационной культуры.
  2. Усиление дифференциации и индивидуализации образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий, в том числе информационных.

Задачи:

  1. Организовать работу педагогов в творческих группах.
  2. Стимулировать самообразование и творческий поиск педагогов.
  3. Организовать работу семинаров-практикумов, курсов по овладению педагогами информационных технологий.

Методическую работу обеспечивает нормативно-правовое обеспечение.

1. Положения:

  • О педагогическом совете.
  • О методическом совете.
  • О методическом объединении.
  • О работе творческих групп.
  • О работе социально-психологической службы.
  • О работе образовательного сайта.

2. Должностные инструкции.

3. Программы и планы:

  • Программа развития МОУ «Центр образования».
  • «Информатизация образовательного пространства МОУ «Центр образования».
  • Образовательные программы.
  • Перспективный план работы Центра образования.
  • Ежегодные планы работы структурных звеньев.
  • План-проспект прохождения курсовой подготовки на 5 лет.
  • План-график прохождения аттестации.
  • Тематика самообразования педагогов.

4. Приказы, регламентирующие методическую деятельность.

Структура методической службы Центра образования традиционная. Данная модель функциональная, структура легко варьируется в зависимости от изменения педагогического состава и целей работы, современных требований, прослеживается взаимосвязь звеньев. (Приложение №1).

Технологии обучения используются самые разнообразные.

  • Технология методолого-ориентированного обучения: методологические педагогические советы, семинары.
  • Технология компенсаторно-развивающего обучения: тренинги.
  • Технология опережающе-моделирующего обучения: программа развития, комплексные и образовательные программы; проекты; работа с портфолио.
  • Технология социально-теравпетическая (нивелирование возрастных и профессиональных деформаций педагога): экспресс-диагностика.
  • Технология креативно-личностного обучения: тренинг публичных выступлений; работа в творческих группах; тренинг партнёрского общения, в том числе «мозговой штурм».
  • Профилактическая технология (коррекция профессиональной деформации и психологическая стабилизация в кризисный период): экспертные консультации (индивидуально).

Формы повышения квалификации, которые используются в Центре образования, условно можно разделить на группы.

Коллективные формы профессионального взаимодействия:

  • методическая декада;
  • создание картотеки находок, приёмов на уроке, во внеклассной работе по предмету и воспитательной работе – информационно-педагогический модуль;
  • проведение семинаров;
  • обзоры и аннотирование различных педагогических изданий;
  • книжно-журнальные выставки;
  • знакомство коллег с наиболее интересными материалами;
  • творческие отчёты педагогов;
  • совместная разработка программ, планов;
  • малый педсовет;
  • совещание при директоре;
  • педагогический консилиум;
  • педагогический совет.

Взаимная педагогическая деятельность:

  • группа взаимодействия;
  • малая группа, объединённая единой темой и интересом;
  • психолого-педагогическая ситуация;
  • предметные и межпредметные методические объединения;
  • методический совет школы.

Индивидуальные формы:

  • индивидуальное консультирование педагогов;
  • самообразование.

Хотелось бы на конкретном примере показать, как идёт организация методической работы по повышению квалификации при подготовке к педагогическому совету.

1. Выбор проблемы, темы педагогического совета (на основе анализа): «Информатизация образовательного пространства как условие повышения качества образования».

2. Создание творческих групп педагогов.

3. Разработка программы подготовки к педагогическому совету:

  • Семинар-практикум «Мониторинг знаний и умений учащихся на уроках русского языка и математики на основе компьютерных технологий».
  • Семинар-тренинг «Поиск информации в сети Интернет».
  • Школьная научно-исследовательская конференция «Отражение» (публичная защита проектов учащихся с применением компьютерных технологий).
  • Методическая декада открытых уроков «Эффективность использования современных информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности».
  • Диагностика педагогов, учащихся, их родителей.
  • Сбор информации и подготовка аналитических материалов по теме педсовета.

4. Проведение педагогического совета (с проведением мастер-класса учителем информатики «Использование интерактивной доски на уроках»).

5. Рефлексия.

6. Работа по реализации принятых решений.

Для вовлечения в процесс обучения всех сотрудников разработана система стимулирования:

  1. Моральное: поощрение, благодарность, представление к наградам.
  2. Материальное: премирование, доплаты.
  3. Морально-материальные: рекомендации к повышению категории, к участию в профессиональных конкурсах.

Прогнозируемые результаты по окончании реализации методической темы:

  • высокая информационная культура каждого педагога;
  • активное использование компьютерных и информационных технологий всеми педагогами;
  • создание индивидуальных траекторий развития обучающихся;
  • внедрение дистанционного обучения;
  • создание банка методических материалов.

Итак, в данной статье представлена реально действующая модель повышения квалификации кадрового ресурса на уровне школы. Она апробирована, даёт положительные результаты, современна. Для нашего коллектива, на взгляд администрации, методсовета, оптимальна.