Внеклассная работа по математике в 5-м и в 6-м классах

Разделы: Математика


Внеклассная работа позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики. Кроссворды, материалы, выходящие за рамки школьной программы, развивают смекалку, расширяют кругозор.

Существенным условием повышения эффективности обучения математике является заинтересованное отношение учащихся к предмету, постепенное и систематическое включение их в самостоятельную познавательную деятельность. В целях развития у учащихся интереса к изучению математики и повышения их математической культуры систематически проводят внеклассные занятия. Практика показывает, что для достижения указанных целей недостаточно проводить отдельные эпизодические мероприятия, необходима продуманная система всей внеклассной работы по математике. Эта система, на мой взгляд, должна учитывать:

  1. возможность использования различных видов внеклассной работы (кружки, олимпиады, викторины, вечера, математическая печать, математическая неделя, внеклассное чтение математической литературы.);
  2. необходимость перспективного планирования внеклассной работы на весь период обучения
  3. взаимосвязь классных и внеклассных занятий, предусматривающую целенаправленное влияние их друг на друга.

Взаимосвязь классных и внеклассных занятий может осуществляться в двух формах: развивающей и опережающей. Развивающая форма предусматривает такое изложение программного материала на уроке, при котором у учащихся возникает потребность в более глубоком изучении данного вопроса на внеклассных занятиях, а знания, полученные на внеклассных занятиях, в свою очередь, помогут более осознанному условию содержания последующих уроков. При опережающей форме тема изучается сначала на внеклассных занятиях, а затем на уроках, что позволяет ещё более расширить знания по данному вопросу на последующих внеклассных занятиях.

Программа внеклассной работы  в 5-м класс

месяц Тематика занятий кружка Другие виды внеклассной работы
сентябрь
  1. История математики. Великаны и карлики в мире чисел (конференция)
  2. Как люди научились считать (поле чудес (о числах))
  3. Знакомство с различными системами счисления (двоичная и троичная система счисления, пятеричная система счисления)
Выпуск математической газеты. Внеклассное чтение.
октябрь
  1. Как считали на Руси в старину и как писали цифры (своя игра (цифры, числа и символы))
  2. От абака к компьютеру. Матбол (интересные действия с числами)
  3. Занимательная страничка математики (Путешествия по станциям)
Танграм (брейн-ринг)
ноябрь
  1. Геометрические головоломки со спичками.
  2. Математическая олимпиада.
  3. Магические квадраты (брейн-ринг)
Рассказ ,,Награда”
декабрь
  1. Задачи на развития внимания.
  2. Задачи всех видов (брейн-ринг)
  3. Весёлое умножение и деление. Таблица умножения на пальцах. Что интересного в таблице умножения.
Математический марафон.
январь
  1. Решение логических задач.
  2. КВН.
  3. Детективное агентство. Сколько? Как? Почему? (Математический бой)
Математические ребусы.
февраль
  1. Происхождение математических знаков.
  2. Происхождение дробей.
  3. Как возникли меры веса.
  4. Время, его измерения. (Год, месяц, неделя, сутки, час, минута. Солнечные часы, небесные часы, водяные часы.)
Математическая неделя.
март
  1. Викторина ,,Вопросы из математической истории арифметики”
  2. Веселый счёт. Проверка действий посредством числа 9. Интересные приёмы устных и полуписьменных вычислений.
  3. Цифры в пословицах и поговорках.
Математический вечер.
апрель
  1. Мир интересных чисел. История происхождения слова ,,миллион”
  2. Как возникли меры длины?
  3. Возникновение мер площадей.
Турнир смекалистых.
май
  1. История происхождения десятичных дробей.
  2. Приближенные значения чисел. Сокращенные приёмы приближенных вычислений.
  3. Понятия о процентах.
Математический калейдоскоп.

Программа внеклассной работы в 6-м класса

Месяц Тематика занятий

кружка

Другие виды внеклассных работ
сентябрь
  1. Загадки и диковинки в мире чисел.
  2. Что такое координаты и для чего они служат
Выпуск математической газеты.

Два друга (инсценировка)

октябрь
  1.  
  2.  
  3.  
  1. Интересные работы:
  • Что мы знаем о Пифагоре?
  • Что мы знаем об Архимеде?
  • Круги Эйледа?
  1. Задача Диофанта.
  2. Задачи на разрезание и складывание фигур (игра).
Работа с математической энциклопедией.
ноябрь
  1. Математическая олимпиада.
  2. Случайны ли случайные события.
  3. История возникновения тайнописи
Математический марафон..
декабрь
  1. Занимательная страничка математики. Одним росчерком.
  2. Использование графов при решении логических задач.
  3. История развития арифметических терминов и символов.
Внеклассное чтение. Выгодная сделка (рассказ).
январь
  1. Из истории возникновения обыкновенных дробей (викторина).
  2. Математическая неделя.
Математическая газета.
февраль
  1. Действие с дробями, соревнования (брейн-ринг)
  2. Фигуры в пространстве дидактическая игра.
  3. Действия с числами (лото).
Занимательные лабиринты.
март
  1. Использование метода от противного при решении геометрических задач.
  2. Бенефис одной задачи (решение задач различными способами).
  3. Математическая игра.
Внеклассное чтение (конференция).
апрель
  1. Интересные действия с рациональными числами (матбол).
  2. КВН.
  3. Цена одного процента
Конкурс рисунков на математические темы.
май
  1. Геометрия на каждом шагу (жемчужины геометрии)
  2. Весёлый счет. Необычные вычисления.
  3. Математический калейдоскоп.
Путешествие по страницам художественной литературы.

Важно не упустить возможность использование особенностей младших школьников и начать формировать их интерес к математике не только на уроках, но и на внеклассных занятиях уже в начальных и в 5–6-х классах. Предлагая ориентировочный план системы внеклассной работы по математике с учащимися 5–6-х классов (он является частью перспективного плана для 5–11-х классов), мы предлагаем такую организацию работы, которая предусматривает максимальное участие самих школьников в подготовке и проведении всех мероприятий. Необходимо также иметь в виду, что внеклассные занятия, имеющие целью развитие разносторонних математических интересов и способностей учащихся, по сравнению с уроками дают больше возможностей для учета индивидуальных особенностей детей. Кроме того, нужно учитывать возрастные особенности учащихся 5–6-х классов и стремиться сделать внеклассную работу массовой, достаточно разнообразной и занимательной, уделяя особое внимание поощрениям учеников. Хорошими помощниками учителя в организации внеклассных занятий с участием 5–6-х классов могут быть старшеклассники.

В плане большое внимание уделено внеклассному чтению математической литературы. В 5–6-х классах это в основном коллективное чтение под руководством учителя. Имеет место и самостоятельное чтение по рекомендуемым спискам книг с обсуждением отдельных книг на конференции по внеклассному чтению.

Литература:

  1. Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. - М.: Просвещение, 1971.
  2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.- М.: Мир,1971.
  3. Гарданер М. Математические досуги.- М.: Мир,1972.
  4. Гарданер М. Математические чудеса и тайны. - М.: Наука, 1982.
  5. Глейзер Г.И.История математики в школе.5-6 классы. - М.: Просвещение ,1981.
  6. Депман И.Я. Мир чисел: Рассказы о математике.- Л.: Детская литература,1982.
  7. Детская энциклонпедия. Т. 2.-М.:Педагогика, 1972.
  8. Детская энциклопедия. Т .3.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1959.
  9. Дышинский Е.А.Игротека математического кружка.- М.:Просвещение,1972.