Обобщающий урок "Основы цитологии"

Разделы: Биология


Тип урока: обобщающий.

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить, систематизировать знания по теме “Основы цитологии”.
  2. Закрепить знания о клетке как системе взаимосвязанных структур.
  3. Сформировать научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией.
  4. Совершенствовать умение работать с рисунками, схемами, тестами.

Оборудование: наглядные пособия (Приложение.), ТСО.

Используемые приемы:

Зная круг вопросов домашнего задания, подготовка к обобщающему уроку, составлены тесты , которые необходимы для проверки знаний учащихся:

  • тесты;
  • фронтальный опрос;
  • межпредметные связи (химия, физика, история);
  • связь с другими разделами биологии (анатомия, зоология, ботаника);
  • элементы практической работы.

План урока

  • Основные положения клеточной теории.
  • Химические соединения клетки и их роль в жизнедеятельности клетки.
  • Основные структуры клетки, связь их строения и функций.
  • Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
  • Автотрофы и гетеротрофы; строение вирусов.
  • Метаболизм в клетке: энергетический и пластический обмены.
  • Фотосинтез.
  • Генетический код. Синтез белка.
  • Тест.
  • Выводы урока.

Урок проводился в 10 “Б” классе. Тема обширная и занимает 24 часа учебного времени. Урок носил обобщающий характер, что связано с программой обучения биологии в 10-м классе.

Для формирования теоретических умений, логического мышления, умения сопоставлять факты и делать выводы о значимости и функциях биологических объектов и их структур были использованы словесные, наглядные и практические методы обучения. Особое внимание уделялось проблемно-поисковым и творческим методам обучения.

Темп урока средний.

Ученики вместе с учителем анализировали и повторяли основные положения полученных знаний по данной теме, а также знаний законов химии, элементов философии (единство и борьба противоположностей), выясняли причины многообразия белков, а значит и причины многообразия жизни.

На уроке создалась атмосфера доброжелательности, которая способствовала лучшему усвоению данного сложного и объемного материала.

Конечные результаты урока:

  • “5” -
  • “4” -
  • “3” -
  • “2” -

Приложение.