Интегрированный обобщающий урок по теме "Деньги и денежное обращение"

Разделы: Экономика


Цели:

  • Обобщить знания по теме.
  • Рассмотреть происхождение, функции  банкнот: доллар, евро, рубль.
  • Закрепить умение решать задачи.
  • Повторить термины.
  • Развить интерес к предмету.

Задачи:

  • Научить учащихся самостоятельно получать знания из различных источников, хорошо ориентироваться в потоке информации, творчески осмысливать изученный материал.
  • Применять полученные знания на практике.
  • Активизировать индивидуальность учащихся к самостоятельной  поисковой деятельности.

Оборудование: мультимедиа проектор.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Оргформа: урок–конкурс.

При подготовке к уроку учащиеся, разделенные на команды, получили опережающее задание: найти сведения о денежных знаках, подготовить сообщение  о «своих» банкнотах (команды так и называются: «Доллар», «Евро», «Рубль»). Перед каждой командой  поставлена задача - заинтересовать присутствующих  в «своей» валюте, убедить в ее надежности и выгодности приобретения.

В качестве экспертов (жюри) приглашаются учителя и гости. Задача экспертной комиссии (жюри): оценить тематическое содержание и оформление презентаций, оценить ответы на вопросы учащихся, решение задачи и кроссворда, выбрать команду, которая более убедительно доказала надежность и выгодность «своей» валюты.

Ход урока

Начинается занятие со вступительного слова учителя, который коротко объясняет цели, план урока и задачи экспертов (перед ними листы с номерами заданий и списками трех команд).

1. Вступительное слово

Презентации учеников (Приложение 1).

Известно, что деньги родились из необходимости обмениваться результатами труда для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Сначала меняли мясо на зерно, горшок на рыбу, овцу на одежду. Постепенно стало ясно, что это очень сложно, поскольку и товаров, и потребителей становилось все больше. Люди поняли: гораздо удобнее при обмене сравнивать разные товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром - эквивалентом. В роли такого эквивалента выступали то соль, то мех, то редкие ракушки. С течением времени все они были вытеснены благородными металлами, а потом - золотыми и серебряными слитками. На смену слиткам пришли монеты - не только золотые и серебряные, но и никелевые, и медные, и, наконец, бумажные деньги.

Монеты начали чеканить еще в Древней Греции в VII - VIII вв. до н.э. А само название монета произошло от одного из эпитетов римской богини Юноны — «Монета», т. е. советница, наставница. В Риме, на Капитолийском холме, был храм этой богини, и там же чеканили деньги, которые и стали называть в ее честь.

Первые бумажные деньг и, как утверждают исследователи, появились в Китае в 812 г. н.э., и уже к 1000 г. получили широкое распространение.

Ростовщичество и становление банковского капитала привели к замене бумажных денег банковскими билетами. Так вошли в обиход делового мира банкноты.

Самые первые банкноты были выпущены в Швеции в 1661 г. До сих пор сохранился 5-талеровый банкнот выпуска 6 декабря 1662 года.

Ведущий: на сегодняшний день, как показывает международная практика, основными валю-тами мира являются доллар, евро, рубль. И сейчас каждая из команд (поочередно) расскажет о «своих» валютах, используя презентации. (Приложение1).

2. Выступление команд.

Ведущий: как говорится, «Деньги надо знать в "лицо"»! Вам предстоит ответить на вопросы карточки №1.

Задание № 1.

  1. Что изображено на долларах?
  2. Что изображено на евро?
  3. Что изображено на современных российских рублях?

Каждая команда может  рассказывает о внешнем облике «своих» валют.

3. Конкурсная программа.

Ведущий: о деньгах говорится на страницах многих литературных произведений. Для выполнения  следующего задания возьмите карточку №2, где слева написаны названия литературных произведений, книг, известных вам с детства, а справа вы должны вспомнить и написать, какие деньги в них упомянуты: крупные, мелкие, реальные или вымышленные.

«Три мушкетера» - ...

«Малыш и Карлсон» - ...

«Приключения Пиноккио» - ...

«Остров сокровищ» - ...

«Али-баба и 40 разбойников» -...

«Незнайка на Луне» - ...

Ведущий: а теперь мы отправляемся в «валютный магазин», где представлены деньги суверенных государств, бывших союзных республик СССР.

Карточка № 3. По названию валюты укажите название государств и покажите их на карте:

Лит -...

Тенге -…

Крона -...

Карбованец -...

Лат -...

Драм - ...

Ведущий: теперь настало время взять карточку №4. Решите задачу.

В стране Картофелия картофель является единственным производимым и потребляемым продуктом. В 1995 году было произведено и продано 1000 кг картофеля по цене 150 картиков за 1 кг (картики - национальная денежная единица Картофелии). Количество денег, равно 50 тысячам картиков. Чему равна скорость обращения денег в этой стране?

Ведущий: и вот настало время следующего испытания для команд. Возьмите карточку № 5. Нужно разгадать кроссворд «Копилка».

По горизонтали: 1.Финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и дающее их в долг. 2. Металлический денежный знак. 3. Всеобщее средство расчета, платежа и накопления. 4. Долговое обязательство. 5. Процесс повышения общего уровня цен в стране. 6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемыми банком. 7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.

По вертикали: 1. Бумажный денежный знак.

Ведущий: для подведения итогов игры мы просим команды ответить на следующие вопросы.

-Почему была введена единая валюта ЕВРО?

-Почему ДОЛЛАР стал «сдавать» свои позиции?

-Почему богатые россияне предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте?

Ведущий: состязание команд закончено, и мы просим экспертную комиссию проголосовать за одну из команд. А командам провести взаимооценку.  Для этого возьмите оценочные листы.

4. Заключение урока.

Подведение итогов игры. Награждение команд (грамоты, сладкие призы)