Урок математики в 1-м классе по теме "Чтение и запись сумм. Термин «значение суммы»"

Разделы: Начальная школа


Цели

  • познакомить с математическим термином “значение суммы”;
  • совершенствовать умение составлять равенства и неравенства;
  • формировать навык письма цифр;
  • развивать внимание, мышление, правильную математическую речь, логическое мышление;
  • прививать умение работать в паре;
  • воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Оборудование

  • карточки на магнитах с геометрическими фигурами,
  • рисунок домика на бумаге в клеточку (26 штук),
  • карточки на магнитах с записями сумм, равенств, неравенств,
  • слова на карточках – “сумма”, “равенства”, “неравенства”, “значение суммы”,
  • весёлый рисунок знака “плюс”,
  • разрезные цифры на магнитах,
  • магниты разных цветов,
  • цифры на магнитах.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ну – ка, юные друзья,
Вы готовы ль начать урок?
Всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знанья,
Понадобятся терпенье и старание.
Руку надо поднимать и ответ полный давать.
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим.
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!

     

II. АКТУЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
  1. – Что можете сказать? (На доске расположены геометрические фигуры)

- Какие фигуры расположены слева? (Прямоугольники)

- А сколько их? (2)

- Сколько фигур справа? (1)

- Как называется эта фигура? (Треугольник)

- Каким действием можно узнать общее число фигур? (Сложением)

- Сколько всего фигур? (Три)

- Закройте глазки, что произошло с фигурами? (Они объединились)

- Что же у нас получилось из фигур? (Домик)

  1. - Какую цифру повторим сегодня? (Цифру 3)

Полукруг разок, другой.
Прочерти любой рукой.
Только след свой не сотри!
Все увидят цифру три.

( Дети вместе с учителем пишут в воздухе цифру 3 под стихотворение сначала одной рукой, затем другой рукой и обеими вместе.)

- А теперь возьмите свой домик и напишите в нём цифры 3. Оставьте только окошко без цифр.

Пишем красиво, стараемся, чтобы цифры на нас не обиделись.

  1. – Какое задание можете предложить с цифрой 3? (Дети предлагают свои задания)

- А вот моё задание

3+3

3=3

3+2

3>2

3<4

3+4

- Распределите записи на 3 группы.

- Что предлагаете? (Сумма, равенства и неравенства)

- Молодцы! Распределите записи.

(Дети выходят к доске и распределяют записи по группам)

СУММА  РАВЕНСТВА  НЕРАВЕНСТВА
3+3

3+2

3+4

3=3 3>2

3<4

- Почему записи называют равенствами? (Знак “равно” между числами)

- Почему называют неравенствами? (Стоят знаки “больше” и “меньше”)

- А почему записи называют суммой? (Между числами стоит знак “плюс”)

(Учитель вывешивает знак “плюс”)

- Посмотрите, кто к нам пришёл. Послушайте, что он хочет вам сказать.

Я – ПЛЮС.
И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ!
Я ДЛЯ СЛОЖЕНЬЯ ГОЖУСЬ,
Я ДОБРЫЙ ЗНАК ОБЪЕДИНЕНЬЯ,
И В ТОМ МОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

  1. – Математику откроем на странице 32. Прочитайте задание в номере 74.

(Читает ученик)

- Найди и подчеркни суммы.

- Возьмите в помощь карандаш, линейку и подчеркните суммы.

- Как узнали, что это суммы? (По знаку “плюс”)

(Несколько ребят подчёркивают суммы на доске. Все проверяют.)

- Давайте эти суммы прочитаем хором.

- Напишите ещё несколько сумм в тетради.

(Суммы пишутся и на доске учениками. Всё проверяется и читается хором.)

- А теперь напишите несколько равенств и неравенств.

- Прочитайте.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?
Настало время отдохнуть.
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали.
Опустите руки вниз.
И на место все садись.

  1. – Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

Нам нужно разрезанные цифры “собрать”

И закрасить части каждой цифры одним и тем же цветом.

- Посмотрите на номер 75. Пальчик, пальчик, помоги, верное решение найди.

- Какие цвета нужно приготовить? (Красный, жёлтый, синий, зелёный)

- Что поможет в работе? (Наблюдательность, терпение, внимательность.)

- Какие цифры вы “собрали”? (3, 5, 6, 9, 0)

(Несколько детей собирают цифры на доске. Все проверяют.)

- Напишите 4 раза каждую цифру, которую тебе удалось собрать. Покажите своему соседу.

- Что ещё нужно сделать?

- Правильно: нужно подчеркнуть красивые цифры. Не забудьте показать своему соседу, как вы красиво писали.

Страничку перевернём,
Номер 77 найдём.
Он нам даёт понять
Что мы умеем
И что должны узнать.

- Как называется запись 4+2? Сделайте к ней рисунок.

- Сколько справа? Сколько слева? ( На доске выполняется рисунок)

- Как показать сложение? ( Нарисовать всё вместе.) Рисуйте.

               

- Какое число получилось при сложении? ( 6)

- Что обозначает запись 4+2=6?

( Объединили, записали сумму, нашли, сколько всего)

- Почему между суммой 4+2 и числом 6 стоит знак равенства? (Мы нашли, сколько у нас получилось.)

- Число 6 – ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ 4+2.

- Запишите ещё 3 суммы и найдите их значения, используя счётные палочки.

( Несколько сумм со значением пишут на доске.)

3+8=11   2+4=6    6+2=8

(Если дети пишут неверный ответ, то все вместе проверяют, доказывают и пишут верное значение в выражениях.)

- Подчеркните суммы - синим карандашом, а их значения – красным цветом.

(Проверка на доске, использование детьми сигнальных карточек)

Ещё раз хором называют суммы и их значения.

IV. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.
  1. – Как называют запись, если между числами стоит знак сложения? ( Сумма)

- А как называем число, которое получаем при сложении? ( Значение суммы)

  1. - Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке. Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.

( Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение.)

Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось.

Жёлтый цвет – не всё в работе удалось.

Красный цвет – многое не понял, работа не удалась.

  1.  

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО СЛОЖИТЬ,
НАДО ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ.
ЕСЛИ ССОРА ИЛЬ СРАЖЕНЬЕ,
НЕ ПОЛУЧИТСЯ СЛОЖЕНЬЯ.

- Всегда работайте дружно, помогайте друг другу. Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.