Профессиональное самоопределение воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разделы: Социальная педагогика


В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников детских домов.

Анализ работы в детском доме 2006 – 2007 учебный год, подготовленный на основании диагностики уровня профессиональной готовности, показал, что выпускники, как правило, завершают обучение без четких профессиональных планов.

Все это актуализируется необходимостью в налаживании системы организационно – методических мероприятий по профориентации, организации работы обеспечивающей, готовность профессиональному самоопределению выпускников на уровне допрофессионального образования.

Основными компонентами этой готовности являются:

  • ценностно – ориентированная готовность к выбору сферы своей будущей жизнедеятельности;
  • информационная готовность (знание возможных вариантов выбора профессии);
  • психологическая готовность;
  • операционная готовность (умение осознанно делать ответственный выбор).

Успешное профессиональное самоопределение социализации воспитанников возможно при следующих условиях:

  • сформированность мотивационно - потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
  • достаточный уровень самосознания выпускника детского дома;
  • ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях актуального (реального) и потенциального рынка труда и образования.

Поэтому возникла необходимость разработать программу для выпускников детского дома “Профессиональное самоопределение воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

Основная цель реализации данной программы:

  • формировать мотивацию воспитанников к поисковой активности, направленной на нахождения своего места в мире профессий, в формирование системы представлений воспитанников об адекватности себя, своих возможностей, интересов той или иной профессии.

Задачи:

  • повышение уровня психологической компетентности воспитанников, вооружение их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
  • формирования положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как, индивидуальность, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • дать участникам занятий необходимые знания по планированию профессионального пути;
  • помочь воспитанникам в применении этих знаний.
  • обеспечение возможности самопознания, изучение мира профессии, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.

План реализации данной программы включает следующие блоки:

  1. Диагностический,
  2. Информационно – просветительский,
  3. Практико – ориентированный.

Одним из основополагающих моментов в процессе реализации программы является определение критериев и показателей ее эффективности.

Исходя из этого, эффективность деятельности участников образовательного процесса, в аспекте формирования готовности выпускников к профессиональному самоопределению, рассматривается как отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достигнутому или заранее запланированному.

Технология реализации программы

Программа рассчитана на 3 года. Участниками программы являются воспитанники 9 - 11 классов. В реализации программы участвуют сотрудники детского дома (социальный педагог, психолог, медицинский работник). Материал подготовлен в соответствии с возрастными особенностями, целями текущего этапа профориентационной работы, особенностями мотивации. Программа систематизированная, цельная. Все отдельные блоки программы связаны между собой как по вертикале (между годами), так и в горизонтали (между темами одного года). Длительная профориентационная работа, на наш взгляд, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для организации с профориентационной работы на уровне детского дома. В центре всей профориентационной работы - профессиональный план. Все должно работать на него. Огромное значение для личности воспитанника имеет полноценность профессиональных консультаций. Результаты тестирования должны быть корректно проинтерпретированы воспитаннику. Внедрение программы предполагает проведение: профориентационных занятий, мотивационных бесед, занятия по самопознанию и саморазвитию, диагностических мероприятий. Ежегодно на каждого выпускника детского дома будет заполняться психолого - педагогическая карта, где достаточно подробно отражается сведения о социальной ситуации выпускника, его интересы, особенности взаимодействия с окружающими, образовательная подготовка, состояние здоровья, предварительный профессионально - образовательный план.

Прогнозируемые результаты

В результате данной работы воспитанники должны освоить:

  • требования к составлению личностного профессионального плана, правила выбора профессии;

осмыслить:

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях личности в связи с выбором профессии;
  • значение профессионального самоопределения, творческого потенциала выпускника.

Критерии эффективности профориентационной деятельности:

  1. наличие мотивов выбора интереса к определенным профессиям;
  2. положительное отношение к ситуации выбора профессии;
  3. адекватная позиция в принятии решения о выборе профессии;
  4. наличие вариантов профессионального выбора.
  5. адекватное представление о своих личностных качеств
  6. полнота и дифференцировнность знаний о мире профессий;
  7. умение работать с источниками информации;
  8. умение планировать свои действия и добиваться успеха.

Содержание диагностической работы

Задача: выявить личностные качества и дать возможность воспитаннику подойти к определенному типу профессии.

№ п/п

Методики оценки,

Название методик

Критерии

Показатели

9 класс

1.

Педагогические наблюдения

1. отношение к труду

позитивное отношение к труду

2.

Карта интересов Е.А. Климова

2. появление пристрастия разным видам труда и деятельности

склонность к определенным видам деятельности

3.

Г. Айзенг “Определение типа темперамента”

Методика Жиля Рене

3. уровень коммуникативных и организационных склонностей

1. особенности темперамента

(экстраверсия, интраверсия)

2. доминантность, общительность

4.

Методика “Дифференциально – диагностический опросник” Е.А. Климова

4. выявление способностей и склонностей к различным видам деятельности

склонности и способности (технические, художественные, творческие)

5.

Методика КОС

5. определение коммуникативных и организаторских склонностей

уровень коммуникативных и организаторских склонностей

6.

Методика Е.А. Климова “Пирамида профессий”

6.особенности “пирамиды профессий” как начальный этап профессионального обучения

интерес к определенному виду профессий

7.

Е.А. Климова

“профессионально- диагностический Опросник “Ориентация”

7.выявление степени ориентации в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда.

ориентация в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда.

10-11класс

1.

Методика - классификация Д. Голланда “Стратегия выбора профессии”

анализ оценки освоения профессии

умение планировать собственную стратегию выбора профессии

2.

Тест ЖВПЛ (жизненные и временные перспективы личности)

определение степени готовности выпускника к решению проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры

уровень

готовности выпускника к решению проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры

3

Методика “Прогноз”

сформированность умений преодолевать стрессовые состояния

степень устойчивости риска дезадаптации в стрессе

4

М. Рокича Методика “Ценностные ориентации”

профессионально- нравственная ориентация

устойчивый интерес и уверенность в выбранной профессии

Содержание профориентационного просвещения

Задача: формирование готовности к профессиональному самоопределению.

№ п/п Тематика занятий Цели Кол-во часов
9 класс
1.

Ориентировочное

Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся

1
2.

Классификация профессий

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий

2
3.

Склонности и профессиональная направленность

Изучение воспитанниками собственных склонностей

1
4.

Выбор и моделирование

Развитие навыков рефлексии

2
5.

Темперамент и выбор профессии

Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте

1
6.

Интересы и выбор профессии

Изучение участниками собственных интересов

2
10 класс
1. Здоровье человека и его профессиональная деятельность

Помочь профессиональному выбору воспитанников с учетом физиологических особенностей организма

1
2. Мои интересы, склонности и профессиональное самоопределение

Изучение воспитанниками собственных интересов, склонностей и профессионального самоопределения

1
3. Жизненный успех и самооценка человека Формирование информационного пространства 2
4. Рынок труда в Муромцевском районе и в Омской области Информирование состояния в перспективах районного и областного рынка труда 1
5. План делового человека и программа личностного самоопределения (заключительное занятие) Познакомить с понятием“рынок труда”, показать пути устройства на работу 2
11 класс
1. Формирование навыков целеполагания Обучение воспитанников навыкам целеполагания и планирования 1
2. Беседа для информационной акции “Выбор 2009” Информирование о современном состоянии и перспективах регионального и российского рынка труда 2
3. В защиту профессии

Помочь в профессиональном самоопределении

1
4. Я и мое будущее Освоение приемов, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля 2
5. Планирование профессионального пути Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь 1
6. Молодежь и жизненный успех (итоговая дискуссия) Обобщение приобретенных участниками занятий знаний и умений, необходимых для принятия при выборе профессии и планирования своего профессионального пути 2

Практико-ориентированная работа

Задача: организовать тематическую, целенаправленную работу по самопознанию и самоопределению (по дневнику профессионального самоопределения старшеклассников).

№ п/п Тематика занятий Цели Количество часов
1. Понятие и построение личного профессионального плана Познакомить воспитанников с понятием личного профессионального плана 1
2. Познавательные процессы и способности личности Изучить особенности познавательной сферы воспитанников 2
3. Мир профессий Ознакомление воспитанников с реальным миром профессий, помочь выбрать сферу труда каждому из них 2
4. Психология личности Повышение у воспитанников интереса к собственной личности как одного из факторов выбора профессии 2
5. Профессиональное самоопределение Сформировать готовность анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и умения делать обоснованный выбор 1
6. Подготовка к будущей карьере Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь 1
7. Обобщение Обобщение приобретенных воспитанниками знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии 1

Список литературы

  1. Активные методы профориентации и проблема самостоятельности профессионального самоопределения школьников (сборник игровых методик для профориентационной работы) Сост. В.И. Власюк - Тверь - 1998.
  2. Бендюков М.А. Азбука профориентации: Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? / Под ред. Д.С. Чернейко, В. B. Климовского. Изд. 2-е испр. и дополн. – СПб.: “Литера плюс”. 1997.
  3. Богамаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащегося // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 4 – С. 60-62.
  4. Грейс Крайч. Психология развития. – СПб., 2002.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: “Просвещение”, 1990.
  6. Климов Е.А. Чистякова С.Н. Основы производства выбор профессии. – М. 1987.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: “УРАО”, 1998.
  8. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. Ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск. “Петроком”, 1992.
  9. Мамонтов С. Поверь в себя.- СПб.: “Петроков”, 1992.
  10. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор” Белоусова О.Г., Зотеева Е.А., Овсянникова Е.А., Чеботарев С.С. – Белгород – 2002.
  11. Мир профессий: Человек- природа, Человек- Человек, Человек- Знаковая система, Человек- художественный образ.- М.: “Молодая гвардия”, 1985-1987.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: “Академия”, 1998.
  13. Чистякова С.Н. Основы профессионального ориентации школьников / С.Н. Чистякова / под. ред. В.А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
  14. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.
  15. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. М.: Аванта, 2003.