Развитие речевой деятельности и формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Курс русского языка и литературы в школе нацелен на формирование у учащихся следующих видов компетенций:

  • лингвистическая компетенция, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых умений;
  • языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • коммуникативная компетенция, то есть владение разными видами речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование), умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Известно, что литературный язык функционирует в двух формах – письменной и устной. Между устной и письменной формами имеются существенные различия, особенности в области синтаксиса. В школьной практике обучения русскому языку традиционно большое место занимают сочинения и изложения. Они являются формами контроля, определяющего уровень активного владения языком. Совершенно оправдано и то, что в школьной практике используются в основном сочинения на литературную тему, так как они требуют от ученика чтения классической литературы, стимулируют её понимание и тем самым работают на развитие интеллекта. Сочинений в школе пишется достаточное количество. Поэтому, на уроках я уделяю достаточное внимание анализу ошибок. Это два крупных недостатка сочинений школьников: орфографическая и пунктуационная неграмотность и неумение раскрыть тему.

Причин несоответствия содержания сочинения по теме много. Это и непонимание темы, невнимание к формулировке, неумение логически мыслить в широком смысле слова. Задача учителя проанализировать допущенные ошибки, прежде всего в способах выражения мысли, в содержании сочинения и помочь ученикам разобраться с этими ошибками.

1. Письмо

Классификация ошибок:

  1. Неязыковые: фактические и логические;
  2. Языковые: лексические, грамматические, стилистические.

Неязыковые ошибки

Фактические ошибки в сочинении непредсказуемы и очень разнообразны - от искажения хронологии до неверной трактовки образа и целого произведения.

Логические ошибки. Любой текст предполагает правильное, логически выстроенное повествование.

Языковые ошибки

1. Лексические ошибки являются самыми частыми среди языковых.

Лексическая ошибка возникает тогда, когда пишущий не знает значения употребляемого слова или знает его неточно, а, может быть, даже не вдумывается в содержание прочитанного произведения.Рассказывая о смысле соседства в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого сцен вечера у Шерер и именин у Ростовых, ученица 10 класса в своём сочинении пишет:

«Эпизод именин следует за сценами советского вечера в салоне Шерер».

Причиной лексической ошибки служит паронимия, т.е. смешение в речи слов, похожих по звучанию, но разных по значению. Например: «Нельзя же быть таким невежей! Надо учиться, пополнять знания!» – существительное невежа (грубый, невоспитанный человек) употреблено вместо необходимого невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Грамматическая ошибка - это нарушение правил образования и употребления форм слова, построения словосочетаний и предложений. Ученик должен знать, каким падежом и с каким предлогом управляет какое-либо конкретное слово. Например:

Автор статьи рассматривает проблему взаимоотношений отцов и детей.

(Существительное проблема управляет словом в Р.п. (кого? чего?) взаимоотношения)

Обнаружение стилистических ошибок и их исправление всегда сложно для ученика, так как требует не только знаний, но и довольно развитого языкового чутья. Например: «Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на шёпот дитёнка».

Ученик не понимает, что слово дитёнок имеет просторечный характер. Скорее ученик употребляет его сознательно, именно за его нелитературную окраску, желая оживить текст.

Работа по предупреждению, исправлению и даже обнаружению таких ошибок бывает для учащихся достаточно сложной. Я считаю, важным, чтобы ошибка была не просто исправлена, а чтобы был осмыслён её характер, например, нарушается ли грамматическая или лексическая норма, имеем ли мы дело с неправильным образованием формы или её неправильным употреблением.

2. Чтение

На уроках литературы и русского языка ученикам приходится работать с текстами. С первого класса надо учить детей читать внимательно и подключать своё воображение. Воображение играет огромную роль в жизни человека. В настоящее время этот тезис вряд ли нуждается в доказательствах: о значении воображения писали и пишут ученые самых разных областей научного знания, многие деятели культуры. Несомненно, развитием воображения нужно заниматься на уроках русского языка и литературы. Прежде всего, это связано с тем, что на уроках русского языка мы работаем с текстами. Но проблема текста – это проблема в первую очередь его понимания. Способность к пониманию различных текстов является главной составляющей грамотности современного человека.

Как научить пониманию? Достижение этой задачи зависит от целого ряда условий: извлечения информации из каждого слова, словосочетания, предложения; создания установки; способности сохранять в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать и т.п.

Особая роль в понимании текста принадлежит воссоздающему воображению. Не «увидев» мысленно созданную писателем картину, читатель-школьник во многих случаях не может ни понять, ни запомнить текст. Задача учителя - сделать так, чтобы, читая художественные произведения, школьники мысленно «видели и слышали» то, что они читают. Добиться этого, разумеется, непросто.

На просьбу сделать иллюстрацию к прочитанному произведению дети всегда откликаются с радостью, конечно, не всё получается. Задача учителя поддержать ученика и уважать его личное мнение. У каждого ребёнка свой взгляд на прочитанное произведение. Например, ученица 5 класса, прочитав рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, выбрала для своей иллюстрации сцену второго побега Жилина из плена. Рисунок выполнен яркими красками, наверное, ребёнку очень понравился этот положительный герой и она искренне рада тому, что её любимому герою удалось убежать из плена. Ученики 7 класса по-разному изобразили Данко (М.Горький «Старуха Изергиль», отрывок «Легенда о Данко»), одни изобразили одинокого Данко, выполнив рисунок простым карандашом. А кто-то выбрал для своей иллюстрации к произведению цветные краски и карандаши. На рисунке изображен Данко, окружённый толпой злых людей.

На уроках русского языка и литературы я большое внимание уделяю развитию воссоздающего воображения. Обращаюсь к ученикам с просьбой прочитать внимательно текст и представить в воображении соответствующие картины. Например, при написании изложения, близкого к тексту по отрывку из очерка К.Паустовского «Жёлтый свет», у некоторых учеников 6 класса трудностей не возникло при написании. Так как они внимательно прочитали текст, а затем пересказали классу, что они увидели, т.е. попробовали зрительно нарисовать изложенное красками. Конечно, есть ученики, которые имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описания природы, интерьера, портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности.

По моим личным наблюдениям достаточно развитым воображением без специального обучения обладают очень немногие школьники - всего лишь до 3-10 % . Несомненно, воссоздающим воображением нужно заниматься с первых дней обучения в школе. С учениками 5 класса провожу беседы о том, что такое воображение.

Определённые требования предъявляются и к отбору текстов. Вначале в них должны быть представлены только зрительные образы (пейзаж, портрет, конкретные действия). На следующем этапе к зрительным образам подключаются слуховые, обонятельные, осязательные. Поэтому и задания могут быть разными:

- Вообразите звуки, запахи, вкус, о которых говорится в тексте, предложении и т.д.

3.Аудирование

Почему возникают и почему закрепляются речевые ошибки? Социальная психология, специфика воздействия – важнейший фактор сохранения ошибок в наше время, когда развитие СМИ и информационных технологий консолидирует носителей языка. Именно влияние теле- и радиопередач способствовало тому, что в своё время слова «возбу´ждено уголовное дело», «на´чать» и пр. стали фактами массового речевого поведения.

На уроках русского языка и литературы аудированию я уделяю достаточное внимание. Ученики прислушиваются к своей и к чужой речи. Помимо текущего домашнего задания ученикам даю ещё и дополнительное: слушать речь окружающих людей, телеведущих, сверстников, соседей и т.д. и всё это записывать в блокнот. Затем мы совместно анализируем записи и находим допущенные ошибки. Например, реклама по телевизору:

- Покупайте творожные сырки «Скелетон»! - Наверное, создатели хотели донести до покупателя, что данная продукция очень положительно действует на кости, скелет, подрастающего организма. Но, взглянув на этикетку чёрного цвета с таким названием, родители, вряд ли, захотят покупать это своим детям.

В сущности, безграмотность рекламы – это настоящая диверсия. А противостоять этим диверсантам можем только мы, словесники.

Написание письменных работ

При написании изложений, сочинений у учеников среднего звена нередко возникают трудности, так как воспринимать текст изложения на слух, трудно, написать нужно близко к тексту. Поэтому с пятого класса я начинаю работать над развитием памяти у учеников. Пятиклассникам даю задание: записать услышанное в тетрадь. В качестве задания выбираю различные предложения, четверостишия, скороговорки. Конечно, с первого раза трудно, так как я читаю задание всего лишь два раза. Затем ученики читают вслух, что получилось. К сожалению, из 15 учеников всего 2 -3 могут справиться с заданием. Остальные ученики, начинают выдумывать новые слова, допускают фактические ошибки, и есть такие, кто даже не дописывает концовку. Проводя такой эксперимент с пятиклассниками, я заметила интересную особенность: эти же ученики также пишут и сочинения: 2-3 ученика могут воспроизвести на слух текст, другие начинают искажать факты, кто-то выдумывает то, чего не было в тексте, а кто-то просто не дописывает сочинение. Этим ученикам нужно давать дополнительные, индивидуальные задания.