Урок "Когда появилась одежда?"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Когда появилась одежда?»

Технологии: ИКТ, технология проектной деятельности.

Цели:

  • познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной одежды;
  • выяснить назначение одежды;
  • развивать умения оценки и самооценки;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать связную речь детей, способность строить высказывания, высказывать собственную точку зрения.

Оборудование:

  • карточки со словами «когда», «одежда», «появилась», «зачем», «нужна», «назначение», «защита», «красота», «функциональность»
  • бумажная кукла для каждого ребенка
  • краски, кисти
  • мультимедийная презентация «Из истории одежды»

ХОД УРОКА

1. Обзор

–  Ребята, давайте вспомним, как построен наш учебник.
– С каким разделом учебника мы начали работать на прошедших уроках?
– На какие вопросы из этого раздела мы уже получили ответ?
– Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах?
(Учитель вывешивает на доску слово КОГДА, которое является ключевым для дальнейшей работы)

2. Мотивация

Сегодня на уроке мы продолжим отвечать на вопрос «когда».
А вот о чем узнаем сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Пушистый сугроб,
В него залез –
И в нём тепло,
Тело облепил,
От мороза укрыл.

(Шуба)

Дорожка сшита –  связана
Да к домику привязана.
Кругом домик обежит,
А потом замрёт – лежит,
Домик охраняет,
Холод отгоняет.

(Шарф)

Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит.

(Рубашка)

Домик для головы.

(Шапка)

 (Приложение. Слайд 1)
– Как назвать эти вещи одним словом?
(Учитель вывешивает на доске ещё одно слово – ОДЕЖДА)
– Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока.
Когда…………одежда?

– Правильно, ребята. Эти слова подходят к данному вопросу.
– Но, может быть, мы сможем немного перефразировать вопрос со словом НУЖНА.

(На доске появляются вопросы «Когда появилась одежда? Зачем нужна одежда?)

3. Формулирование темы и целей урока

– Итак, тему урока мы уже узнали. Сегодня на уроке мы ответим на вопросы «Когда появилась одежда? Зачем нужна одежда?»
– А какие бы цели вы поставили перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

4. Выбор критериев оценивания

– Теперь, когда вы знаете тему урока и цели, можете ли предложить критерии оценивания своей и чужой работы на уроке?
(Учитель может оставить на урок критерий –   активность работы на уроке, интересные мысли и одну линеечку оценок оставить пустой.
Учитель обращает внимание детей на то, что на последней линейке может быть еще какой-то еще ни разу не использованный критерий.)

5. Изучение нового материала

– Как вы думаете, какой была первая одежда и у кого она была? (Приложение. Слайд 3)

– А много ли одежды было у первобытных людей?
– Для чего нужна была человеку одежда?

(На доске появляется карточка со словами НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ. И первое назначение одежды – защита.)
– Что потом происходило с одеждой?
– Почему одежда стала изменяться?
(Приложение. Слайд 4)

Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. У женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины тоже не отставали. Их одежда стала признаком богатства и роскоши.  
(Приложение. Слайды 5 и 6)
Как вы думаете, изменилось ли назначение одежды?
(Появляется карточка КРАСОТА)

– А какую же одежду носит современный человек? Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?
– Для чего современному человеку столько одежды?
– Как он использует одежду?
(Приложение. Слайд 7)

– Правильно, человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.

(На доске появляется карточка со словом ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ)

– На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения?
(Приложение. Слайды 8-13)

6. Подведение итогов первого этапа работы. Оценивание детьми собственной деятельности.

– Какие цели поставили перед собой?
– Достигли мы своей цели?
– О чем узнали сегодня на уроке?
– Чья работа заслужила отличную оценку по выбранным нами критериям?

7. Проектная деятельность учащихся

– Мы так много узнали сегодня об одежде. А хотелось бы вам самим попробовать создать одежду?
– Как бы мы сейчас на уроке смогли стать создателями одежды?
– Правильно, даже самые известные дизайнеры и модельеры одежды сначала мысленно представляют себе новую модель, затем изображают детали на бумаге, то есть делают эскиз, а потом уже шьют ее из ткани.
– Сейчас мы с вами превратимся в модельеров и придумаем свою модель современной одежды.
– Вы сейчас вспомните все, о чем мы говорили на уроке и нарисуете своей кукле комплект одежды.
(Учитель обращает внимание на последнюю линеечку для оценивания. Задается новый критерий – за творчество.)

img1

8. Творческая работа детей

9. Подведение итогов проектной деятельности

– Я уже вижу, что у вас получились разнообразные, интересные модели. Расскажите о своих моделях всем детям: что вы хотели показать, что необычного в вашей модели, куда в этой одежде можно пойти.
– Оцените свою работу по критерию «творчество».

10. Выводы по уроку

– Понравился ли вам урок?
– Чем он вам запомнился?
– Что нового узнали?
(Домашнее задание в первом классе не задается, но можно предложить ребятам познакомиться с рассказом об одежде из учебника)

 

Учебник состоит из нескольких разделов.
Раздел называется «Где и когда»
Мы уже получили ответ на вопросы «Когда придет суббота? Когда наступит лето?»
В этих вопросах звучит слово «КОГДА»

 

 

 

 

 

В первой загадке речь идет о шубе. Во второй загадке – это рубашка. В третьей загадке говорится о шарфе. В последней загадке отгадкой является слово «шапка».

 

 

 

 

 

Это всё одежда.

 

 

Можно подставить слово ПОЯВИЛАСЬ, НУЖНА.

Можно придумать вопрос «Зачем нужна одежда?»

 

 

 

Мы должны выяснить, когда появилась одежда, зачем она нужна людям, как изменялась одежда, какой одежда была раньше и какой она стала сейчас.

 

Можно оценить себя по критериям правильность ответов, активность работы на уроке, интересные мысли.

 

 

 

Первая одежда была у первобытных людей. Это были шкуры животных.

Нет, мало.
Чтобы человеку не было холодно, чтоб его не промочил дождь, чтоб не было жарко от солнца.

Она стала изменяться.
Люди научились делать ткани, шить.

 

 

Да, теперь одежда стала использоваться и для красоты.

 

У современного человека очень много одежды.
Человек ходит на работу, на улицу гулять, носит дома, надевает на праздники. В разных случаях ему нужна разная одежда.

 

 

 

Деловая, спортивная, домашняя, праздничная, рабочая, карнавальная.

 

Мы должны были выяснить, когда появилась одежда, зачем она нужна людям, как изменялась одежда, какой одежда была раньше и какой она стала сейчас.
Да, достигли.
Мы узнали, когда появилась одежда, как много изменилось в одежде, какую одежду носят современные люди, каково назначение одежды.

 

 

Конечно, хотелось.

Мы можем нарисовать одежду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок очень понравился. Он был такой необычный. Мне понравилось разгадывать загадки. Я узнал много нового об одежде. Я задумался, как много человеку нужно одежды.
Мне понравилось рисовать модели одежды. Я хорошо выступил перед классом и ребята поставили мне высокую оценку.