Урок-игра "Восхождение на пик знаний" в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Образовательная - обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
  2. Развивающая - развитие логического мышления учащихся, расширение кругозора по окружающему нас миру;
  3. Воспитательная - воспитание интереса к предмету, трудолюбие, умение работать коллективно и самостоятельно.

Тип урока:

Урок - обобщение и систематизации знаний и умений учащихся.

Оборудование:

Экран, мультимедийный проектор, дидактический материал, карточки с заданиями.

План урока

  1. Организационный момент. Ставлю цели и задачи. Объясняю форму урока.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Разминка (устный счет).
    (Начало показа слайдов. Презентация. Слайд 1.)
  4. Привал исторический (небольшая историческая справка о происхождении дробей, рассказывают учащиеся).
    (Презентация. Слайд 2.)
  5. Привал биологический (нужно решить примеры и расшифровать название животного) работа в парах, задания даны на карточках.
    (Презентация. Слайд 3. Картинка с изображением куницы).
  6. Привал географический (решение уравнений) (Презентация. Слайд 4. Картинка с изображением озера Байкал).
  7. Математический штурм высоты (решаем примеры по действиям на сложение и вычитание десятичных дробей).
  8. Подведение итогов урока.
  9. Домашнее задание.

 Здравствуйте ребята. Сегодня у нас обобщающий урок по теме:

«Сложение и вычитание десятичных дробей». Я приглашаю всех, кто любит путешествия, походы и математику совершить увлекательное восхождение на пик знаний. Для этого нам потребуется карта маршрута. Она перед вами. ( Карту нужно заготовить зарание).

На пути к вершине будет несколько привалов. Во время привалов мы будем отдыхать с пользой:

Будем мы считать, решать,
Будем думать и смекать.

Мы пройдем долину Историческую и окажемся на привале Историческом.

Затем пройдем через лес и окажемся на привале Биологическом.

Далее наш путь буде лежать через озеро «Неизвестное», нам предстоит переправиться через реку, передохнуть на привале Географическом.

Побываем на привале Спортивном.

Произведем штурм Пика Знаний и на пути к нему побываем на привале Математическом.

Итак, в путь. Желаю вам удачи.

Собираясь в дорогу, приготовьте, личные дневники для записей (рабочие тетради). Нас ожидает длительное восхождение и поэтому необходимо немного размяться.

Ребята, к нам пришел в гости снеговик. Он умеет грустить и радоваться. Снеговик грустит когда у вас что-то не получается и веселится, когда вы правильно отвечаете на вопросы и решаете задачи.

Разминка (устный счет).

  1. 3,7 + 1,1 =4,8
  2. 1,42 + 0,33 =1,75
  3. 3,7 – 1,7 =2
  4. 0,92 – 0,02 =0,90 = 0,9
  5. 6,9 + 2,3 =9,2 
  6. 0,84 – 0,25 =0,59 

  7. 0,25 – 0,1 =0,15

  8. 4,1 + 2,8 =6,9
  9. 2,41 + 0,11 =2,52 
  10. 0,63 – 0,13 =0,50 = 0,5

  11. 5,8 + 4,4 =10,2
  12. 0,36 – 0,17 =0,19

Вы ребята молодцы, отлично справились с первым заданием.

Снеговик вместе с вами радуется, посмотрите, он улыбается. Давайте возьмем его с собой в путь. Дорога у нас не близкая, через долину историческую. Ребята, а вы знаете, когда появились первые дроби? А кто ввел десятичные дроби? Об этом мы узнаем на первом привале – историческом. О происхождении дробей рассказывает один из учащихся (сообщение учащемуся нужно дать зарание).

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

В начале XV века математик и астроном д аль-Коши из Самарканда (Узбекистан) стал пользоваться десятичными дробями и в своей книге "Ключ к арифметике" сообщает правила умножения и деления таких дробей. Европейцам этот труд был не известен, и пришлось изобретать десятичные дроби заново.

Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему Симону Стевину из Фландрии (теперь Бельгии).

Далее путь к вершине знаний лежит через леса и нас ожидает привал Биологический. В этих лесах водятся разные звери. А как зовут зверька, с который тоже водится в этих лесах, вы узнаете, решив такие примеры:

1 ряд.

1). 2,145 + 3,01 = 5,155; слог – КУ
2). 2,01 + 1,43 = 3,44

2 ряд.

3). 4,41 + 5,36 = 9,77; слог - НИ
4).5,24 – 1,8 = 3,44

3 ряд.

5). 35,85 + 4,971 = 40,821; слог - ЦА

6). 105,11 – 8,7 = 96,41

Молодцы! Наше восхождение продолжается.

Ребята, на нашем пути озеро. И какое большое, огромное. Как же оно называется?

«Неизвестное». В этом озере водятся диковинные рыбы. Вам нужно поймать их, то есть решить уравнения (уравнения написаны в виде рыб на бумаге разного цвета).

  • X - 27,5= 38,1
  • 5,29 + X = 18,3
  • (X + 3,79) – 1,97= 1,83

Хорошо ребята, вы поймали этих рыбок, нашли корни уравнений. Давайте вспомним, что такое корень уравнения.

Ребята отвечают:

Корень уравнения – это значение неизвестного, при котором данное равенство обращается в истинное.

Мы движемся дальше. Но на нашем пути река, которая вытекает из неизвестного нам озера. Чтобы перебраться через нее вам нужно решить задачу:

Собственная скорость катера 16,3 км/час. Скорость течения реки 1,9 км/час. Найдите скорость катера по течению реки и против него? Решение:

  1. 16,3 +1,9 = 18,2 км/час –скорость катера по течению
  2. 16.3 – 1,9 + 14,4 км/час –скорость катера против течения)

Итак, мы перебрались через реку и оказались на привале географическом.

Ребята, как называется одно из самых крупных, пресноводных и самое глубокое озеро в мире, которое находится на территории России? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус.

Это озеро Байкал. (слайд 5 с изображением озера Байкал)

Мы прошли основной участок нашего пути и немного устали. Нас ждет привал Спортивный.( физкультминутка).

Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела,
Вы устали, ребята, сейчас отдохнем,
Чтобы дальше идти к вершине нам смело.

Вы отдохнули, и нам предстоит совершить заключительный этап на пути к Пику Знаний. Это самый важный и ответственный момент, поэтому будьте внимательны!

Математический штурм.

(Коллективная работа) Ребята, кто поможет снеговику решить примеры?

Решить два примера по действиям:

Мы совершили длительное восхождение к вершине. Интересно, а сколько километров мы прошли? Чтобы это узнать, давайте решим задачу:

Задача.

Ученики 5 класса Октябрьской школы совершая восхождение на Пик знаний, до привала Географический, прошли 3/5 всего пути, что составило 30 километров. Чему равен весь путь, пройденный учениками?

Решение:

30 : 3 . 5 = 50 км.

Подведение итогов урока.

Ответить на вопросы.

  1. Как короче записываются дроби, знаменатели которых единица с нулями?
  2. Как называют такую запись дроби?
  3. Изменится ли десятичная дробь, если в конце ее приписать нуль, а шесть нулей?
  4. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
  5. Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Вот и закончилось наше восхождение к Пику Знаний. Просто замечательно, что среди вас нет таких, которым скучно на уроке математики. Я рада, что с урока вы уйдете с хорошим настроением и отличными знаниями.

Домашнее задание.

(Ребята, наш веселый спутник снеговик приготовил для вас домашнее задание – практическая работа на цветных карточках: синие, желтые, красные, по степени сложности)

Выставление оценок за урок.