Урок-праздник "Прощание с Грамотой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Учитель. Над страною ранним утром.

Занялась заря!

В школе праздник, славный праздник- Праздник Грамоты!

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами празднуем первую школьную победу, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы изучили все буквы русского алфавита, научились читать, писать, считать. А помогла вам в этом Грамота. Но грамота познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными, приветливыми ребятами. Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.

Ученик.

Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший 1 класс;
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не помять,
Мы грамоты свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

 Учитель. Мы узнали много интересного, а помогали нам в этом друзья- буковки. Сегодня они помогут нам попасть в страну Букволандию в город Букв.

А поедем мы туда на поезде. Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда в путь!

Так садись в счастливый поезд,
Он помчит от А до Я
По страницам Грамоты!

Хором.

Семафор огнём горит,
Школьный поезд вдаль спешит!

Учитель. Давайте поможем каждой буковке занять своё место в вагоне. Первая остановка – станция “Звучная”.

(Дети читают стихи про буквы Р, М, Н, Л, Й.)

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.

Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.

Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор,
Поиграем в волейбол.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На плечах её сидит.

Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этих буквах?

Да, молодцы; наш поезд проехал по станции “Самых звучных”.

Хором:

Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.

И вот перед нами вторая станция - “Непарных глухих”. На этой остановке мы должны выполнить задание.

- К каким словам подходят звуковые схемы?

Книга –

с з к с к

Ручка –

с к з с к

Буква –

с к с с к

Портфель –

с к с с з к з

Найти в словах другие слова:

ВЕРШИНА, ШИПОВНИК, ШУТКА, ШАРФ

- Молодцы, а теперь прочитаем стихи о буквах, которые живут на этой станции.

Дети читают стихи про буквы Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Х.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:

Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж – Ж – Ж – Ж – Ж!

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш-:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.

- Отправляемся дальше.

Хором:

Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.

Следующая станция - “Иотированные звуки”.

- И опять у нас есть задание: соберите слова в кассе.

Йула, майак, йакорь, йожик.

- Молодцы, а сейчас вы прочитаете стихи про буквы Е, Ё, Ю, Я.

Дети читают стихи.

На дворе – такая жалость!-
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.

Каждый знает: буква Я
Самая хвастливая.

Учитель: - Наше путешествие продолжается.

Хором:

Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.

Следующая станция – “Парных согласных”. Кто же ждет нас на этой станции, отгадайте.

Ученик:

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый доктор……..

Учитель: - Правильно, это доктор Айболит. У этого доктора необычные лекарства – заколдованные. Догадайтесь, чем же лечит зверей Айболит?

(На доске слова: САМОХАР, ПЕЛОДЧЕНЬЕ, ХАЦЫЛВА, ВАУРЕНЬЕ, ГРУЧЕШИ, КОНИНФЕТЫ, ПИКИРОЖКИ).

Задание: найти слова – лекарства, а из “лишних” частей слова составить фразу. (Получится “Молодцы ученики!)

Учитель: - А теперь давайте прочитаем стихи о буквах, которые живут на этой станции.

Дети читают стихи про буквы Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С.

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Снеговик, а с ним метелка
Буквой В стоят под елкой.

Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.

Ай да клоун! Знаешь, кто он?
Этот клоун – буква К!

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Молоток стучит: “Тук-тук!
Букве Т я старый друг”.

На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три.

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

Учитель: Молодцы! Отправляемся дальше.

Хором:

Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.

Учитель: Наш поезд подходит к станции “Гласных”. На ней нас поджидает Чебурашка. Чтобы попасть на станцию, мы должны выполнить его задание. Надо из букв составить слова, найти в них гласные.

КГИНА (КНИГА), ИЛМОН (ЛИМОН), РОМТАГО (ГРАМОТА)

Учитель: Молодцы, а теперь мы читаем стихи про гласные буквы И, А, О, У, Ы, Э.

Дети читают стихи.

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Посмотри на колесо-
И увидишь букву О.

Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.

Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы-
Все мы знать ее должны.

Это – Э, с открытым ртом
И большущим языком.

Учитель: Молодцы! Наш поезд отправляется на следующую станцию “Беззвучных букв”.

Хором:

Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.

Учитель: На этой станции нас поджидает еще один сказочный герой со своим заданием. Отгадайте, кто это?

Ученик:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?

Учитель: Правильно. Нас встречает Красная шапочка. Помогите Красной шапочке выполнить задание. Нужно вставить пропущенные буквы, а затем слова разделить на 2 группы.

Стул..я, под….езд, в….юга, с…емка, сем….я.

Дети читают стихи про Ъ и Ь.

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так:
Букву капелька смягчит-
Слово мягко прозвучит.

- Как мы пишем твердый знак?
- Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади – косичка.

Учитель: Все трудности мы с вами преодолели.

Ученик:

Мы благодарны Грамоте
За все те знанья, что дала.
И книжку первую свою
Мы не забудем никогда.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
Всем нам грамота дала.

Учитель:

Вы грамоту прочли до корки,
Вам по чтению – пятерки.
Позади нелегкий труд слогового чтения,
Получайте за заслуги удостоверения.

(Вручаются удостоверения, медали)

Учитель:

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести ракету ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

- Сегодня мы с вами путешествовали по стране Букволандии. Успехов вам в учебе.