Сценарий вечера по творчеству В.Д. Берестова для учащихся начальной школы

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • научить воспринимать на слух поэтическое произведение, эмоционально откликаться на него и передавать своё настроение при совместном восприятии;
  • развивать эстетическое восприятие произведения,
  • формировать образные представления и мышление;
  • учить детей чувствовать ритм стихотворных произведений; передаваемое автором отношение к тому, о чём он рассказывает в произведении, видеть, с помощью каких средств он передаёт настроение героев, состояние природы;
  • способствовать развитию поэтического слуха и формированию навыков слушания и наблюдения.

Родился Валентин Берестов в небольшом городке Калужской губернии, который называется Мещевск. Дата рождения 1 апреля 1928года. 1апреля-несерьезный день, день веселых шуток и розыгрышей. В своих воспоминаниях Валентин Дмитриевич писал об этом так: “Первой жертвой потерявшего серьезность дня моего рождения стал отец Дмитрий Матвеевич. Когда я родился, папа был в командировке. На станцию Кудринская, в 12 километрах от Мещевска, снарядили единственного в городе извозчика Зикеева. “Кого встречаем?- осведомился отец. “ Вас”, - смеется Зикеев.- “Поздравляю с сыном!” - “Первое апреля! - развеселился отец. - Или родился, или не сын! И вообще такими вещами не шутят!”

“ Птичье щебетанье.
Тиканье капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот день улыбчивый

Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха!”

Первое апреля

Отец В.Д. Берестова преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сыну сумел привить любовь к чтению. Когда маленькому Вале было 4года, в его жизни произошло важное событие: он научился читать. Поэтические способности обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в 1классе. Это были дразнилки. Например, своему обидчику Борьке Кожухову он написал:

Иди прямо, прямо, прямо
Там помойная яма.
В ней сидит Борис Кожух,
Председатель дохлых мух.

Борька не обиделся, а сразу же подружился с юным поэтом, охранял его.

“Поэт! Поэт!” - кричали вслед.
Поэту было мало лет.
Он не мечтал о славе.
Мечтал он о расправе
Со всеми, кто поэту вслед
Кричал: “Поэт! Поэт! Поэт!”

Ранняя слава

О славе он не мечтал, но повзрослев, стал записывать новые стихи в тетрадь.

Валентину Берестову было 14лет, когда он встретился с Корнеем Ивановичем Чуковским. Он показал свои стихи известному писателю, и Корней Иванович одобрил их. Валентину Берестову везло на счастливые встречи. Он познакомился С. Я. Маршаком, А. Н.Толстым, С.В.Михалковым.

Поступив на исторический факультатив МГУ, Берестов становится ученым- археологом. Но труд литератора всё же не забыл, он пишет об археологах.

Археология - наука о древности. Она изучает историю общества по следам жизнедеятельности.

“ Жил-был игуанодон весом восемьдесят тонн.
И дружил он с птицею птеродактилицею.
Ничего эта птица не пела,
Лишь зубами ужасно скрипела,
И хрипела она, и стонала,
А других она песен не знала.
Но в восторге хриплый стон слушал игуанодон,
Радуясь певице птеродактилице,
Ибо звуки ужасные эти
Были первою песней на свете,
Самой первою песней на свете
На безлюдной и дикой планете”.

Самая первая песня

“Археология – воскрешение, но не людей, а вещей”.

“Вещь – это есть. С веками вещи приобретают голос вещий” - так писал о своей любви к археологии Валентин Дмитриевич. И всё-таки самая главная любовь Берестова – это люди. Близкие, едва знакомые. Дети всех возрастов и взрослые, сохранившие в себе ребёнка.

Я малышей люблю от всей души.
За что? За то, что это – малыши.
Люблю я великана всей душой.
За что? За то, что он такой большой.

Со стихами В.Д. Берестова мы встретились в первом классе. В создании “Русской азбуки” он принял живое участие. Одно из самых радостных стихотворений знают все. “Как хорошо уметь читать….”

Читалочка

Его стихи не только учат, помогают играть, отдыхать. Их можно обыграть с друзьями

“Лучшие качели – гибкие лианы!
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, -
Да-да-да! –
Тот не огорчается никогда!”

Мартышкины качели

“ - Что везёшь, лошадка, на возу?
- Хлебушек на мельницу везу.
- Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
- Что везёшь, лошадка, на возу?
- Хлеб в пекарню с мельницы везу.
- Мукой мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
- Что везёшь, лошадка, на возу?
- Из пекарни хлебушек везу.
Караваи, булки, пышки!
Ешьте, радуйтесь, детишки!”

В старину

В стихотворениях можно услышать вопрос и призадуматься.

“ Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!”

Гололедица

Познавательные и смешные, они вызывают добрую улыбку.

Колыбельная баобабу

Стихи Валентина Дмитриевича помогают на разных уроках, делают их весёлыми и познавательными.

Ознакомление с окружающим миром

“Заячий след”

В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы
Вот так, вот так, вот так!
Туда-сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

“Пёсья песня”

Ночью во мраке лают собаки,
Лают собаки, глядят в вышину.
Злые грабители снова похитили,
Снова похитили с неба луну.
Но похитителям, злобным грабителям,
Мы не дадим ни покоя, ни сна,
Перепугаем, перекусаем,
И возвратится на небо луна.

Трудовое обучение

Оригами (Японские игрушки из бумаги)

Цветок.

Я сделал из бумаги цветок волшебный свой.
Мне было жаль в овраге срывать цветок живой.

Рыбка.

Рыбка из бумаги не выносит влаги.
Рада плыть везде, только не в воде!

Журавлик.

Клич журавлей мы слышим дважды в год.
Он и весну, и осень к нам несёт.
Журавль приносит счастье. Счастлив ты,
“Курлы - курлы” услышав с высоты.

Изобразительное искусство

“Художник”

Нарисовал художник речку,
Но полотно дало утечку.
Нарисовал он воробья, -
Тот улетел, мои друзья.
Он рисовал гиппопотама,
Пока не затрещала рама.
Писал он звёзды в высоте,
Прожёг семь дырок на холсте.
Тогда решил он на картине
Дверь написать посередине,
И через дверь явился в дом,
Туда, где с вами мы живём

Математика

“Приятная весть”

- Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
- Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
- А то, что я сам,
Понимаете, САМ,
Умею часы узнавать по часам.
- Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!

Творчество В.Д. Берестова очень разнообразно. Он прозаик и поэт, переводчик и автор мемуаров о многих выдающихся людях, литературовед и исследователь фольклора, учёный археолог.

В соавторстве с художницей и писателем Татьяной Ивановной Александровой (женой поэта) Берестовым написана сказка “Катя в игрушечном городе”.

Об одном из героев – домовёнке Кузьке появится сказка, написанная Татьяной Александровой.

“Домовёнок Кузька”

Стихи Валентина Берестова зовут искать, играть, соревноваться. Даже ленивого и равнодушного растормошит их беспокойный, подвижный, задорно-дразнящий ритм: “Облака – сплошная вата, а летят, летят куда-то. А ты – нет!”. Так хочется погнаться за ними! Знай: стоит поверить в свои силы – и ты полетишь. Для умеющего мечтать самое важное условие исполнения желаний – смелость: “Птица неба не боится!”.

Приглашаем всех в кукольный театр (на сцене появляется Петрушка) Приложение 1.

Инсценировка “Как найти дорожку” (Идут мальчик и девочка). Приложение 2.

Петрушка:

Мы подрастём, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придёт.
И мы её улыбкой встретим.
Пускай опять живёт у нас,
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час!

Литература

  1. Берестов В.Д. Любимые стихи. – М.: “АСТ – ПРЕСС”,1997.
  2. Берестов В.Д.Первый листопад. (Звонарёва Лола “Художник, что живёт в любом из нас”.)
  3. Подшивка журналов “Книжки, нотки, игрушки для...”