Интегрированный урок с использованием ИКТ (английский язык + литература) по книге М.Твена "Приключения Гекльберри Финна"

Разделы: Литература, Иностранные языки


Цели урока:

  1. образовательные:
    а) совершенствование умения говорить, используя разные формы речи: монолог и диалог,
    б) совершенствование умения аудирования;
    в) повторение приёмов работы над характеристикой литературного героя;
    г) расширение словарного запаса;
  2. развивающие:
    а) развитие умения работать с книгой,
    б) умения анализировать, сравнивать, обобщать, выражать законченную мысль;
  3. воспитательные: воспитание нравственных качеств, способности сопереживания, сочувствия, уважительного отношения к культуре другого народа.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная.

Оборудование урока:

  • мультимедийная установка,
  • презентация (приложение 1),
  • оформление доски,
  • карточки с текстом,
  • костюмы.

Оформление доски: тема урока, эпиграф: «...Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется “Гекльберри Финн”... Ничего равного ей не создано с тех пор». (Эрнест Хемингуэй)

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка выполнения домашнего задания: интервью с М.Твеном (вопросы писателю). Фронтальная работа.
  3. Аудирование: краткое содержание книги (на английском и русском языке).
  4. Монологическая речь литературных героев (на английском языке).
  5. Физкультминутка.
  6. Чтение в лицах подготовленных диалогов и монологов. Инсценирование (на русском языке).
  7. Интервью с любимыми героями (на английском языке).
  8. Игра: «Да или нет?» Как поняли характер героев?
  9. Рефлексия: самооценка участия в уроке.
  10. Выводы: афоризмы М.Твена, английские и русские пословицы.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

Учитель литературы: Марк Твен, американский писатель, великий юморист, создал трогательные повести о своём детстве. В 5-м классе мы познакомились с книгой «Приключения Тома Сойера», в 6-м классе – с книгой «Приключения Гекльберри Финна». Сегодня у нас есть возможность вернуться к любимым литературным героям, причём мы можем сделать это оригинальным способом: использовать их родной язык. Мы попробуем мысленно перенестись в мир Америки 50-х годов XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями знаменитой книги Марка Твена. Какой язык был родным у двух друзей – Тома Сойера и Гека Финна?

Конечно, английский язык.

Hello! Glad to see you! As you know, we have read an interesting and funny book "The Adventures of Нuckleberry Finn". It was written by Mark Twain. Our lesson is devoted to Mark Twain, a famous American writer. But today we have an unusual lesson. We have Literature and English together.

Наша задача: сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки владения английским языком, а также вспомним различные литературоведческие понятия, такие как «портрет» и «характеристика», «монолог» и «диалог»; будем учиться переживать события вместе с героями, ценить язык как средство общения, ценить книгу.

Определите среди литературных героев имена современников Тома и Гека: Лёнька Петров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков.

Подумайте, с кем из героев Том и Гек могли бы пообщаться? Почему? Конечно, нужно знание английского языка!

Итак, изучение разных языков расширяет возможности общения! Тот, кто хочет расширить круг своих друзей, приобрести более широкие возможности общения, должен овладеть иностранным языком.

Слайд: заставка урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания: интервью с М.Твеном. Фронтальная работа.

Учитель английского языка:

Итак, сейчас нам предстоит встреча с любимыми героями и автором, создавшим удивительную книгу, которую читают многие поколения. Правда, сам Марк Твен шутил, отвечая на вопрос, что такое классика: «Классика. Книга, которую восхваляют и не читают». Однако Марка Твена читают до сих пор!

Представьте, что к нам в гости пришел сам Марк Твен. Какие вопросы вы ему хотите задать? Роль американского писателя сыграет сегодня ваш одноклассник. (Вопросы на английском языке)

What country are you from?
What is your real name and surname?
When were you born?
Where were you born?
What is your nationality?
What is your favourite book?
Have you got a family?
Have you got any friends?
What is your hobby?
When did you begin to write stories?
What are the names of your famous books?
Are you a merry person?
How many books have you written?
Do you like animals?

Слайд: портрет Марка Твена, его «паспорт».

3. Аудирование: краткое содержание книги.

Учитель английского языка:

О чём же рассказал нам Марк Твен в книге «Приключения Гекльберри Финна»? Давайте вспомним содержание прочитанного произведения. Я вам подскажу, только сделаю это на родном языке мальчишек Тома и Гека.

Listen to the text.

Huckleberry Finn is the fifteen year old son of the town drinker, in a small town in Missouri in the nineteenth century. Huck lives with a local wealthy widow He doesn’t like to live with her and he runs away from home. Huck and his friend Jim, a runaway slave, travel down the Mississippi to escape from slavery and civilization. They want to be free. As they travel, they catch fish, amuse the nature and have many adventures. A couple of hucksters, the Duke and Dauphin, joins them .They betray Jim to the farmers. Huck wishes to free him, Tom and Huck try to help Jim. Tom is wounded. But really Jim is free. He has got freedom from his old owner long ago.

Put these sentences in the right order.

Huck and his friend Jim travel down the Mississippi.
But really Jim is free. He has got freedom from his old owner long ago.
Huck runs away from home.
Huckleberry Finn lives in a small town in Missouri.
Tom is wounded.
The Duke and Dauphin betray Jim to the farmers.
A couple of hucksters, the Duke and Dauphin, joins them.
Tom and Huck try to free Jim.
Huck lives with a local wealthy widow Huckleberry.

Ответ.

Huckleberry Finn lives in a small town in Missouri.
Huck lives with a local wealthy widow.
Huck runs away from home.
Huck and his friend Jim travel down the Mississippi.
A couple of hucksters, the Duke and Dauphin, joins them.
The Duke and Dauphin betray Jim to the farmers.
Tom and Huck try to free Jim.
Tom is wounded.
But really Jim is free. He has got freedom from his old owner long ago.

4. Монологическая речь литературных героев (на английском языке).

Учитель литературы: Пословица гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Наше знакомство с литературными героями обычно начинается с портрета, затем мы узнаём характеристику персонажа. Однако сегодня у нас в гостях – герои, которые нам давно знакомы. Мы попробуем их узнавать... Правда, говорят они сегодня только на своём родном языке...

«Парад героев»: заранее подготовленные учащиеся проговаривают монологи-самохарактеристики на английском языке.

Tom. I am a boy. I am from St.Petersburg. I have no parents. But I have Aunt Polly, a sister and a brother. I like adventures. I go to school but I hate to study. I like fishing, reading books, playing games, sugar and Becky. What is my name?

Huck. I am from St.Petersburg. I have a father but he is a drinker. I live alone. I don’t go to school but I like reading books. My best friend is Tom. Jim is also my friend. We have travelled on the raft. What is my name?

Jim. I am a Negro. I am afraid of ghosts. My friend is Huck. I like fishing. My owner is Mrs.Watson. She liberated me. What is my name?

Aunt Polly I have two children and a nephew. His name is Tom. He is my sister’s son. She is died. I take care of him. Sometimes children quarrel but I love them very much. What is my name?

Aunt Sally. I have got a sister. Her name is Polly. Once Tom and Huck visited me. I like them. What is my name?

«Dauphin». I am old. Best of all I like to eat and sleep. I don’t like to work. I deceive people. What is my name?

«Duke». I am young. I am 30. I don’t know how to work. I can deceive people. I have travelled on the draft with a boy and a Negro. What is my name?

Слайды: портреты героев.

5. Физкультминутка.

Учитель английского языка:

Ребята, скажите, смогли бы наши герои Гек и Том без движения сидеть целых 45 минут? Ведь они были очень энергичными, подвижными мальчишками... Конечно, нет. Поэтому и мы сейчас проведём физкультминутку.

My hands upon my head I place,
On my shoulders, on my face.
Then I raise them up on high
And make my fingers quickly fly.
Then I put them in front of me
And gently clap: one, two, three.

6. Чтение в лицах подготовленных диалогов и монологов. Инсценирование.

Учитель литературы: Ребята, мы прослушали характеристики героев. А можно ли ещё каким-то способом узнать о литературных героях, кроме знакомства с их портретами и характеристиками? Мы можем получить ценную информацию, внимательно прослушав диалоги и монологи героев. Комментировать будем на английском, родном языке Тома, Гека и Джима.

Диалог 1.

Чтение в лицах диалога Гека и Джима об иностранном языке (учащиеся, с. 9–11). Слайд: Иллюстрация. Комментарий к эпизоду на английском языке.

People all over the world study foreign languages. The knowledge of foreign languages helps people to understand each other.

Диалог 2.

Диалог двух мошенников о «тайне рождения короля» (учащиеся, с. 20–21). Слайд: Иллюстрация. Комментарий к эпизоду на английском языке о том, что ложью можно добиться каких-то выгод, но нельзя добиться ложью уважения и любви людей.

Lie can help you to get some profits but it doesn’t help you to get love and respect.

Монолог 3.

Монолог Тома об освобождении Джима (учащиеся, с. 29–30). Слайд: Иллюстрация. Комментарий об отношении к неграм в Америке XIX века, о признании их прав, о равенстве людей.

All people have equal rights. But in the 19th century there were slaves in the USA. They had no rights. They got freedom only in 1865.

7. Интервью с любимыми героями (на английскoм языке).

Учитель английского языка: Today you have a happy opportunity to ask questions your favourite heroes.

Ребята задают вопросы: Do you like books? What books do you like to read? Do you like nature? Do you like fishing? Do you have friends? Do you like adventures? Do you like river?

8. Игра: «Yes or no?»

Учитель английского языка помогает перевести слова-характеристики и спрашивает: Да или нет?

находчивые

 

 

 

cheerless

весёлые

 

 

 

quick-witted

остроумные

 

 

 

serious

смелые

 

 

 

clever

унылые

 

 

 

wit

фантазёры

 

 

 

stupid

дружелюбные

 

 

 

merry

добрые

 

 

 

dreamer

недружелюбные

 

 

 

gready

скучные

 

 

 

kind

серьёзные

 

 

 

friendly

жадные

 

 

 

unfriendly

завистливые

 

 

 

brave

глупые

 

 

 

bore

умные

 

 

 

envious

Ответ.

находчивые

 

 

 

quick-witted

весёлые

 

 

 

merry

остроумные

 

 

 

wit

смелые

 

 

 

brave

унылые

 

 

 

bore

фантазёры

 

 

 

dreamer

дружелюбные

 

 

 

friendly

добрые

 

 

 

kind

недружелюбные

 

 

 

unfriendly

скучные

 

 

 

cheerless

серьёзные

 

 

 

serious

жадные

 

 

 

gready

завистливые

 

 

 

envious

глупые

 

 

 

stupid

унылые

 

 

 

bore

умные

 

 

 

clever

9. Рефлексия: самооценка учащихся своего участия в уроке.

Что понравилось? Над чем задумались?

Слайд: Иллюстрация: Том и Гек. Памятник героям.

10. Выводы: афоризмы М.Твена, русские и английские пословицы.

Англичанин – человек, который делает что-либо, потому что так делали раньше.
Американец – человек, который делает что-либо, потому что так раньше не делали.
Марк Твен

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

A man is known by the company he keeps.