Программа патриотического воспитания "Отечества достойные сыны"

Разделы: Внеклассная работа


Направления работы.

  1. Краеведческое: освоение подростками традиционной культуры своего народа.
  2. Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса, изучение произведений и творчества писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
  3. Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края.
  4. Физкультурно-оздоровительное: воспитание здорового спортивного соперничества, пропаганда здорового образа жизни.
  5. Экологическое: воспитание любви к родной природе, потребности в ее защите от негативного воздействия, изучение родной природы, участие в экологических десантах по благоустройству территории.
  6. Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, соединение воспитательного потенциала семей класса, изучение истории семей.

Изучение исторического и краеведческого материала связано с важными вехами в жизни страны, региона, города. Каждое мероприятие – итоговое занятие, которому предшествует большая теоретическая подготовка, экскурсии, беседы со специалистами музеев при воинских частях, самостоятельная работа школьников, встречи с ветеранами.

Формы реализации программы.

  1. Школьные линейки: организационные, тематические, торжественные.
  2. Информационные часы: обзорный, тематический.
  3. Классные часы: организационный, тематический.
  4. Праздники.
  5. Экскурсии.
  6. Игры: интеллектуальные, подвижные.

Формы деятельности классного руководителя с целью реализации программы.

  1. Изучение интересов и увлечений школьников, создание условий для их развития.
  2.  Планирование и организация работы с учетом способностей и умений учащихся.
  3. Работа с активом класса.
  4. Посещение музеев, библиотек, выставок, концертов.
  5. Целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности.
  6. Поддержка инициативы школьников, их стремления к саморазвитию.
  7. Привлечение подростков к активному участию в общешкольных мероприятиях и в мероприятиях общегосударственного значения.

В течение трех лет работы над программой я так планировала свою деятельность, чтобы привлечь максимальное количество школьников к решению основных задач программы. Считаю, что успешному решению задач, заявленных в программе, способствует деятельность музея воинской славы полка при гарнизонном доме офицеров, тематические вечера гарнизонной библиотеки, деятельность лекторских групп школьной республики «Баренц перспектива», а также тесное сотрудничество школы с воинскими частями гарнизона.

Содержание программы военно-патриотического воспитания «Отечества достойные сыны»

В содержании программы я выделяю три основных раздела: «Славная летопись», «Зарница», «Медиаобразовательный».

Тематический раздел «Славная летопись» я рекомендую разделить на три блока:

  • исторический,
  • краеведческий,
  • экологический.

Исторический блок решает задачи углубления знаний по истории нашей страны. Тематические беседы, викторины и классные часы открывают страницы героических событий России. Наиболее эффективными формами работы считаю следующие:

  • цикл бесед об истории становления Российского государства;
  • тематические классные часы «Я – гражданин России»;
  • информационные классные часы «Государственные символы России»;
  • классные часы «Навечно в памяти народной»;
  • литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный…».

Краеведческий блок призван воспитывать любовь к малой родине. Считаю необходимым провести следующие мероприятия:

  • цикл бесед, посвященных освобождению Заполярья;
  • викторина «Город у горы Оленьей»;
  • поисковые работы «Защитник Отечества в моей семье»;
  • акции по охране памятников на аллее Славы гарнизона;
  • литературная викторина «Юнга Северного флота», посвященная творчеству В.С.Пикуля;
  • экскурсии в музей Северного флота г. Североморска и в музей Ю.А.Гагарина;
  • экскурсии в музей гарнизонного дома офицеров.

Экологический блок направлен не только на изучение природных богатств края, но также предполагает действенное участие ребят в улучшении экологии малой родины. Традиционными в нашей школе стали следующие мероприятия:

  • экскурсии на ОГОК;
  • викторины и краеведческие игры «Природа Заполярья»;
  • экологические десанты по благоустройству школьной территории;
  • участие в субботниках по благоустройству территории гарнизона.

Следующий раздел – военно-спортивная игра «Зарница». Игра направлена на формирование личностных качеств, на воспитание здорового спортивного соперничества, на пропаганду здорового образа жизни. Игру целесообразно разделить на три этапа:

  • спортивные соревнования ко дню защитника Отечества и соревнования допризывной молодежи;
  • конкурсы строя и песни;
  • игра на местности.

Все мероприятия данного блока пользуются успехом у ребят, раскрывают их творческий потенциал.

Медиаобразовательный раздел призван информировать школьную общественность о деятельности ребят в рамках программы. Корреспонденты школьной газеты своевременно освещают все школьные мероприятия. Школьная газета «Школьная планета № 13» размещена на сайте школы.

Специфика расположения гарнизонной школы позволяет школьной общественности тесно сотрудничать с воинскими его частями. Результатом такого сотрудничества является планомерная и целенаправленная работа по героико-патриотическому воспитанию обучающихся.

Работа с гарнизонной общественностью.

Целью такой работы является реализация основных направлений деятельности воспитательных структур авиационного полка и школьной общественности по организации работы с детьми и подростками военнослужащих и гражданского персонала частей гарнизона.

Деятельность отделения по воспитательной работе полка направлена на привлечение детей и подростков к участию в разнообразных мероприятиях военно-патриотической направленности и призвана решать следующие задачи:

  • воспитание нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения;
  • повышение общей культуры молодежи, формирование ее идеалов, вкусов, взглядов;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие творческих способностей и расширение кругозора учащихся;
  • физическое воспитание школьников, привлечение к активным занятиям спортом;

Участие в подобных мероприятиях формирует гражданско-патриотическое сознание детей и подростков, побуждает к самореализации в различных видах творчества, вызывает интерес к искусству, приобщает к занятиям спортом, общественно-значимому труду, способствует более глубокому усвоению знаний, физическому развитию и ведению здорового образа жизни.

Основные мероприятия представлены в комплексном плане, разработанном школьной общественностью и отделением воспитательной работы полка (Приложение 1).

Оценка эффективности программы.

С моей точки зрения, оценка эффективности реализации программ по военно-патриотическому воспитанию должна осуществляться на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер. Конечным результатом реализации программ должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного роста юных граждан России.

Считаю, что благодаря решению педагогических задач, заявленных в программе «Отечества достойные сыны» мне удалось заложить основы патриотического сознания, воспитать в ребятах чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией.

Перечень документов, используемых в работе:

  1.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» от 11 июля 2005 г. № 422 // Классный руководитель, № 1, 2006.
  2. «Концепция военно-патриотического воспитания молодежи» // Народное образование № 1, 2005.
  3. Нормативные документы по проведению месячников военно-патриотического воспитания в МОУ «СОШ №13».
  4. Проект «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации».